О борьбе с унынием

В такие тяжелые минуты полезно прогуляться подальше в лес и посмотреть, как белки прыгают с елки на елку, и птички чирикают и веселятся, и вся природа как бы хвалит Господа. Только бедный человек унывает и скорбит. Еще полезно с кем-нибудь поговорить. А врачует это тяжелое состояние терпение, молитва и время.

_______________

Боголюбивый отец N!

Получил я твое письмо, и ты пишешь, что духовная жизнь у тебя не клеится: молитва пресекается, нападает уныние, леность, сухость и легкое отчаяние.

В этой временной жизни иначе и быть не может. Приходится переживать разные невзгоды, как кораблику на море: то ветер, то дождь, то буря, да такая, что даже мачты трещат, иногда того и жди, что на палубу выкинет.

В такие тяжелые минуты полезно прогуляться подальше в лес и посмотреть, как белки прыгают с елки на елку, и птички чирикают и веселятся, и вся природа как бы хвалит Господа. Только бедный человек унывает и скорбит. Еще полезно с кем-нибудь поговорить. А врачует это тяжелое состояние терпение, молитва и время.

Еще смущают тебя старые привычки, и ты очень унываешь. Да, тяжеловато переживать их, однако унывать не надо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Часто старые привычки мучительным образом обладают и теми, которые оплакивают свои грехи; и сие не удивительно. Слово о судьбах и падениях темно для нас, и никакой ум не постигает его. Не ужасайся, если и каждый день падаешь, не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение».

Преподобный Моисей говорит: «Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь. Только Ангелам свойственно не падать».

Вот что говорит прп. Ефрем Сирин, Подвижнику это надо знать: «Поскольку душа несравненно выше тела, постольку и душевные добродетели, особенно богоименные и богоподражательные, выше добродетелей телесных, и душевные пороки тяжелее и пагубнее телесных. Хотя не знаю, почему ускользает это от разумения многих. Таких пороков, как пьянство, блуд, воровство и близких к ним, многие остерегаются, боятся и избегают; но равнодушно смотрят на пороки гораздо более важные, душевные: зависть, высокомерие, лукавство и корень всех зол — сребролюбие». Для некоторых, может быть, это будет непонятно и невместимо, но преподобный сказал справедливо, ибо он сравнивает пороки душевные с телесными.

А добродетель богоименная — это любовь, ибо Бог есть Любовь.

Это я написал тебе не в поблажку, а к сведению, чтобы духовную жизнь понимал пошире. Важнее всего: старайся быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и узнавания новостей. Святые Отцы сказали: «Каким монах вышел из кельи, таким уже не вернется». А о газетах и слушании новостей и говорить излишне.

Если будет какое недоразумение, пиши, постараюсь ответить, насколько Господь вразумит меня, грешного. Мне уже стукнуло восемьдесят три года, и благодарю Бога, ибо я имею два утешения: первое — хорошие глаза, свободно могу читать, второе — сам себя обслуживаю, а о болезнях умолчу.

Прошу святых молитв твоих.

Старец Валаамского монастыря, Новый Валаам, 13 апреля 1956 г.