ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ БОГОРОДИЦЫ

13 10 0014 ок­тября (1 ок­тября по ст. сти­лю)

 

«Де­ва днесь предс­то­ит в Церк­ви, и с ли­ки свя­тых не­види­мо за ны мо­лит­ся Бо­гу: ан­ге­ли со ар­хи­ереи пок­ла­ня­ют­ся, апос­то­ли же со про­роки ли­ковс­тву­ют: нас бо ра­ди мо­лит Бо­горо­дица Пре­веч­на­го Бо­га».

Ис­то­рия по­яв­ле­ния празд­ни­ка свя­зана с дву­мя Анд­ре­ями, один из ко­торых был юро­дивым ни­щим в Конс­тан­ти­нопо­ле, дру­гой — кня­зем во Вла­дими­ре — Анд­ре­ем Бо­голюбс­ким, сы­ном Юрия Дол­го­руко­го. К се­реди­не 12 ве­ка в русс­кой пись­мен­ности по­лучи­ло ши­рокое расп­рос­тра­нение жи­тие свя­того Анд­рея, жив­ше­го в X ве­ке. Имя это­го под­вижни­ка бы­ло нас­толь­ко по­пуляр­но, что в 60-х го­дах XII ве­ка эпи­зод из его жи­тия, а имен­но со­об­ще­ние о ви­дении Бо­гома­тери, пос­лу­жил ос­но­вой для ус­та­нов­ле­ния но­вого русс­ко­го празд­ни­ка — Пок­ро­ва Прес­вя­той Бо­горо­дицы.

Это чуд­ное яв­ле­ние Ма­тери Бо­жи­ей про­изош­ло в се­реди­не Х ве­ка в Конс­тан­ти­нопо­ле, во Вла­херн­ской церк­ви, где хра­нилась ри­за Бо­гома­тери, Ее го­лов­ной пок­ров (ма­форий) и часть по­яса, пе­рене­сен­ные из Па­лес­ти­ны в V ве­ке. В воск­рес­ный день, 1 ок­тября, во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния, ког­да храм был пе­репол­нен мо­лящи­мися, свя­той Анд­рей, Хрис­та ра­ди юро­дивый (па­мять 2 ок­тября), в чет­вертом ча­су но­чи, под­няв очи к не­бу, уви­дел иду­щую по воз­ду­ху Прес­вя­тую Вла­дычи­цу на­шу Бо­горо­дицу, оза­рен­ную не­бес­ным све­том и ок­ру­жен­ную Ан­ге­лами и сон­мом свя­тых. Свя­той Крес­ти­тель Гос­по­день Иоанн и свя­той апос­тол Иоанн Бо­гос­лов соп­ро­вож­да­ли Ца­рицу Не­бес­ную. Прек­ло­нив ко­лена, Прес­вя­тая Де­ва на­чала со сле­зами мо­лить­ся за хрис­ти­ан и дол­гое вре­мя пре­быва­ла в мо­лит­ве, по­том, по­дой­дя к Прес­то­лу, про­дол­жа­ла Свою мо­лит­ву, за­кон­чив ко­торую, Она сня­ла со Сво­ей го­ловы пок­ры­вало и расп­рос­терла его над мо­лящи­мися в хра­ме людь­ми, за­щищая их от вра­гов ви­димых и не­види­мых. Прес­вя­тая Вла­дычи­ца си­яла не­бес­ной сла­вой, а пок­ров в ру­ках Ее блис­тал «па­че лу­чей сол­нечных». Свя­той Анд­рей с тре­петом со­зер­цал див­ное ви­дение и спро­сил сто­яв­ше­го ря­дом с ним сво­его уче­ника, бла­жен­но­го Епи­фания (как по­лага­ют, при­няв­ший ино­чест­во с име­нем По­ли­евк­та и быв­ший впос­ледс­твии Конс­тан­ти­нополь­ским пат­ри­ар­хом): «Ви­дишь ли, брат, Ца­рицу и Гос­по­жу, мо­лящу­юся о всем ми­ре?» Епи­фаний от­ве­тил: «Ви­жу, свя­тый от­че, и ужа­са­юсь». Преб­ла­гос­ло­вен­ная Бо­горо­дица про­сила Гос­по­да Иису­са Хрис­та при­нять мо­лит­вы всех лю­дей, при­зыва­ющих Его Прес­вя­тое Имя и при­бега­ющих к Ее зас­тупле­нию. «Ца­рю Не­бес­ный, — гла­гола­ше в мо­лит­ве на воз­ду­се со Ан­ге­лы сто­ящая Все­непо­роч­ная Ца­рица, — при­ими вся­каго че­лове­ка, мо­ляще­гося к Те­бе и при­зыва­юще­го Имя Мое на по­мощь, да не оты­дет от Ли­ка Мо­его тощ и не­ус­лы­шан». Свя­тые Анд­рей и Епи­фаний, удос­то­ив­ши­еся со­зер­цать мо­лящу­юся Бо­гома­терь, «дол­гое вре­мя смот­ре­ли на расп­рос­тертое над на­родом пок­ры­вало и на блис­тавшую на­подо­бие мол­нии сла­ву Гос­подню; до­коле бы­ла там Прес­вя­тая Бо­горо­дица, ви­димо бы­ло и пок­ры­вало; по от­шест­вии же Ее, сде­лалось и оно не­види­мым, но, взяв его с Со­бою, Она ос­та­вила бла­годать, быв­шую там». Во Вла­херн­ской церк­ви сох­ра­нилась па­мять о див­ном яв­ле­нии Бо­гома­тери. В XIV ве­ке русс­кий па­лом­ник дьяк Алек­сандр ви­дел в церк­ви ико­ну мо­лящей­ся за мир Прес­вя­той Бо­горо­дицы, на­писан­ную так, как Ее со­зер­цал свя­той Анд­рей. Но Гре­чес­кая Цер­ковь не зна­ет это­го празд­ни­ка.

В русс­ком Про­логе ХII ве­ка со­дер­жится за­пись об ус­та­нов­ле­нии осо­бого празд­ни­ка в честь это­го со­бытия: «Се убо, ег­да слы­шах — по­мыш­лях; ка­ко страш­ное и ми­лосерд­ное ви­дение и па­че на­де­яния и зас­тупле­ния на­шего, бысть без празд­нес­тва… вос­хо­тех, да не без празд­ни­ка ос­та­нет Свя­тый Пок­ров Твой, Преб­ла­гая». В празд­нич­ном Бо­гос­лу­жении Пок­ро­ву Бо­жи­ей Ма­тери Русс­кая Цер­ковь вос­пе­ва­ет: «С чин­ми Ан­гел, Вла­дычи­це, с чест­ны­ми и слав­ны­ми про­роки, с вер­ховны­ми апос­то­лы и со свя­щен­но­муче­ники и со ар­хи­ереи за ны греш­ныя Бо­гу по­моли­ся, Тво­его Пок­ро­ва празд­ник в Рос­сий­стей зем­ли прос­лавль­шыя». Сле­ду­ет до­бавить, что и свя­той Анд­рей, со­зер­цавший див­ное ви­дение, был сла­вянин, в мо­лодых го­дах по­пав­ший в плен и про­дан­ный в Конс­тан­ти­нопо­ле в рабс­тво мест­но­му жи­телю Фе­ог­носту.

В Рос­сии хра­мы в честь Пок­ро­ва Бо­жи­ей Ма­тери по­яви­лись в XII ве­ке. Все­мир­но из­вест­ный по сво­им ар­хи­тек­турным дос­то­инс­твам храм Пок­ро­ва на Нер­ли был пост­ро­ен в 1165 го­ду свя­тым кня­зем Анд­ре­ем Бо­голюбс­ким. За­бота­ми это­го свя­того кня­зя и был ус­та­нов­лен в Русс­кой Церк­ви око­ло 1164 го­да празд­ник Пок­ро­ва Бо­жи­ей Ма­тери. В Нов­го­роде в XII ве­ке су­щест­во­вал мо­нас­тырь Пок­ро­ва Прес­вя­той Бо­горо­дицы (так на­зыва­емый Зво­ринс­кий мо­нас­тырь); в Моск­ве ца­рем Иоан­ном Гроз­ным был пост­ро­ен со­бор Пок­ро­ва Бо­жи­ей Ма­тери у хра­ма Свя­той Тро­ицы (из­вест­ный как храм Ва­силия Бла­жен­но­го). В 1559 го­ду храм Пок­ро­ва был пост­ро­ен пре­подоб­но­мучен­ни­ком Кор­ни­ли­ем в Пско­во-Пе­черс­ком мо­нас­ты­ре.

В празд­ник Пок­ро­ва Прес­вя­той Бо­горо­дицы мы исп­ра­шива­ем у Ца­рицы Не­бес­ной за­щиты и по­мощи: «По­мяни нас во Тво­их мо­лит­вах, Гос­по­же Де­во Бо­горо­дице, да не по­гиб­нем за ум­но­жение гре­хов на­ших, пок­рый нас от вся­каго зла и лю­тых на­пас­тей; на Тя бо упо­ва­ем и, Тво­его Пок­ро­ва празд­ник чест­ву­юще, Тя ве­лича­ем».

Свя­тая Цер­ковь, восх­ва­ляя Прес­вя­тую Бо­горо­дицу «как Церк­ви чуд­ное ук­ра­шение и все­му ми­ру пре­див­ный пок­ров», мо­лит пок­рыть нас омо­фором ми­лос­ти Сво­ей «от на­хож­де­ния про­тив­ных, от гла­да же и тру­са и меж­до­усоб­ныя бра­ни». И пок­ров Бо­жи­ей Ма­тери прос­ти­ра­ет­ся над Рос­си­ей и над каж­дым хрис­ти­ани­ном.

 

Ис­то­рия род­но­го края. Храм Пок­ро­ва Прес­вя­той Бо­горо­дицы в Ал­ма­ты.

 

PAW 9546Пок­ровс­кий храм был од­ним из 18 церк­вей, пост­ро­ен­ных до ре­волю­ции в го­роде Вер­ном . В со­ветс­кое вре­мя был раз­ру­шен. Воз­ро­дил­ся Пок­ровс­кий при­ход в 1946 г. уже в дру­гом мес­те — на ок­ра­ине го­рода — в ма­лень­ком мо­лит­венном до­мике. Нас­то­яте­лем при­хода был наз­на­чен иеро­монах Евс­та­фий, а в 50-е гг. его сме­нил про­то­иерей Ми­ха­ил Ду­на­ев. Стро­итель­ство сов­ре­мен­но­го зда­ния хра­ма бы­ло на­чато 1 ав­густа 1981 г., (под­го­тови­тель­ные ра­боты под ви­дом ре­конс­трук­ции — в кон­це 1980 — на­чале 1981 г.). Бы­ла пост­ро­ена пя­тику­поль­ная цер­ковь. Од­на­ко влас­тям это не пон­ра­вилось: храм по­казал­ся им слиш­ком вы­соким и боль­шим. Бы­ло при­каза­но уб­рать ку­пола. Вмес­то пя­ти — ус­та­нови­ли один ни­зень­кий на кры­ше. Ос­вя­щение сос­то­ялось в Прес­толь­ный празд­ник 14 ок­тября 1983 г. Вла­дыкой Ири­не­ем. От­де­лоч­ные и ико­нопис­ные ра­боты, резь­ба, рос­пи­си стен и по­тол­ка бы­ли за­вер­ше­ны к на­чалу 90-х го­дов. В 1990 г. с юж­ной сто­роны церк­ви част­ный дом был пе­рест­ро­ен в зда­ние Крес­тиль­но­го хра­ма в честь всех Свя­тых. Ос­вя­щен в 1991 г. ар­хи­епис­ко­пом Алек­си­ем (ны­не мит­ро­полит Туль­ский и Еф­ре­мовс­кий).

 

В но­яб­ре 1991 г. бы­ла отк­ры­та воск­рес­ная шко­ла. В 1993 г. при при­ходе бы­ли отк­ры­ты ка­техи­заторс­кие се­мина­ры, биб­ли­оте­ка с фон­дом око­ло 700 то­мов , обс­лу­живав­шая бо­лее 200 ве­ру­ющих.    В  нас­то­ящее вре­мя в биб­ли­оте­ке нас­чи­тыва­ет­ся бо­лее 9 000 книг, окорм­ля­ет­ся око­ло 2 000 чи­тате­лей, в суб­ботние и воск­рес­ные дни про­водят­ся ка­техи­заторс­кие за­нятия со взрос­лы­ми при­хожа­нами. В 1993 г. бы­ла ор­га­низо­вана груп­па «Ми­лосер­дие», сот­рудни­ки ко­торой окорм­ля­ют око­ло 80 ин­ва­лидов и прес­та­релых: по­мога­ют под­го­товить­ся к Та­инс­твам ис­по­веди и При­час­тия (на до­му), уха­жива­ют за оди­ноки­ми, ока­зыва­ют им ду­хов­ную под­держ­ку, обес­пе­чива­ют про­дук­та­ми пи­тания. Ре­гуляр­но ока­зыва­ет­ся по­мощь без­домным и ма­ло­иму­щим.

 

С 1999 г. ве­дет­ся во­лон­терс­кая ра­бота в хос­пи­се, пос­то­ян­но ку­риру­ет­ся рас­по­ложен­ная ря­дом 4-я го­родс­кая боль­ни­ца. На ба­зе при­хода с 2006 г. про­водят­ся за­нятия слу­шате­лей ве­чер­не­го Бо­гос­ловс­ко-мис­си­онерс­ко­го фа­куль­те­та (для ми­рян) Ал­ма­тинс­кой Пра­вос­лавной Ду­хов­ной Се­мина­рии.Покровка в Алматы

 

Нас­то­ятель хра­ма- про­то­иерей Ев­ге­ний Бо­былев. Свя­тыни хра­ма: час­ти­ца мо­щей свт. Ин­но­кен­тия Ир­кутс­ко­го, пе­редан­ная ар­хи­епис­ко­пом Алек­си­ем, и чти­мая ико­на Бо­жи­ей Ма­тери «Дос­той­но есть» — ли­тог­ра­фия раз­ме­ром 100 х 70 см., по­мещен­ная в ки­от. В Ал­та­ре хра­нят­ся час­ти­цы мо­щей свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их: му­чени­ков мла­ден­цев Виф­ле­емс­ких, пре­подоб­ных Ан­то­ния, Нек­та­рия, Иса­акия I и Мо­исея Оп­тинс­ких, Да­ни­ила Мос­ковс­ко­го ис­по­вед­ни­ка, Алек­санд­ры Пер­во­началь­ни­цы и Мар­фы Ди­ве­евс­ких, блг. кн. Вла­дими­ра Нов­го­родс­ко­го, Сте­фана Воз­не­сенс­ко­го, Хрис­та ра­ди юро­диво­го; час­ти­цы гро­ба прп. схи­ар­хи­манд­ри­та Мо­исея Оп­тинс­ко­го, час­ти­цы об­ла­чения свт. Ти­хона, Пат­ри­ар­ха Мос­ковс­ко­го, и прп. схи­ар­хи­манд­ри­та Иса­акия I Оп­тинс­ко­го.

Осо­бен­ности ар­хи­тек­ту­ры: Сте­ны сов­ре­мен­но­го хра­ма выст­ро­ены из бру­са и до­сок, из­нутри ош­ту­кату­рены. Сна­ружи зда­ние об­ши­то дос­ка­ми, ук­ра­шено де­ревян­ной резь­бой. Стиль де­ревян­ных кру­жев хра­ма ве­дет на­чало от древ­не­русс­ких тра­диций де­ревян­но­го зод­чест­ва на се­вере Рос­сии. В ин­терьере хра­ма вы­деля­ет­ся прек­расный ико­нос­тас с пыш­ной зо­лоче­ной резь­бой. По­толок свод­ча­тый, рас­пи­сан сю­жета­ми из Свя­щен­но­го Пи­сания. С юж­ной сто­роны Пок­ровс­кой церк­ви рас­по­ложен Крес­тиль­ный храм в честь Всех Свя­тых. В 1998 г. пост­ро­ена га­лерея, со­еди­ня­ющая оба хра­ма в еди­ный ар­хи­тек­турный ан­самбль. Здесь рас­по­ложе­на икон­ная лав­ка, про­водит­ся Та­инс­тво Ис­по­веди, слу­жат­ся па­нихи­ды. В нас­то­ящее вре­мя об­щая пло­щадь за­нима­емых по­меще­ний Пок­ровс­ко-Всехс­вят­ско­го хра­ма сос­тавля­ет 523,7 кв.м., ос­новная пло­щадь — 471,8 кв.м. На тер­ри­тории при­хода на­ходит­ся на­ряд­ный де­ревян­ный кру­жев­ной Кре­щатик с изящ­ной лу­кович­ной глав­кой, пост­ро­ен­ный в кон­це 80-х го­дов. В 2010 г. за­вер­ше­но стро­итель­ство но­вого боль­шо­го тре­хэтаж­но­го зда­ния Воск­рес­ной шко­лы и биб­ли­оте­ки.