Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. Свя­той пра­вед­ный Иоанн Кронш­тадт­ский.

В на­чале де­сято­го ве­ка, в 910 го­ду по Рож­дест­ве Хрис­то­вом, при гре­чес­ком им­пе­рато­ре Ль­ве Муд­ром и пат­ри­ар­хе Та­расие, во Вла­херн­ской конс­тан­ти­нополь­ской церк­ви, при отп­рав­ле­нии все­нощ­но­го бде­ния яви­лась од­нажды взо­ру изб­ран­ных че­лове­ков Ма­терь Бо­жия с ли­ками Ан­ге­лов и свя­тых. Пок­ры­вая чест­ным Сво­им омо­фором предс­то­ящий на­род, Она мо­лилась Сы­ну Сво­ему и Бо­гу о спа­сении его от вра­гов, гро­зив­ших сто­лице раз­ру­шени­ем, а на­роду — рабс­твом и смертью. Предс­та­тель­ством не­бес­ной Зас­тупни­цы неп­ри­ятель был прог­нан, и го­род спа­сен. В па­мять ми­лос­ти­вого пок­ро­витель­ства Ма­тери Гос­по­да и на­шему оте­чест­ву, пра­вос­лавная русс­кая Цер­ковь с древ­ней­ших вре­мен ус­та­нови­ла еже­год­но со­вер­шать празднствен­ное вос­по­мина­ние Пок­ро­ва Бо­жи­ей Ма­тери.

Уже ты­сячу с лиш­ком лет су­щест­ву­ет царс­тво Русс­кое, и труд­но пе­речис­лить, сколь­ко раз не­бес­ная Зас­тупни­ца пок­ры­вала его от бед Сво­им мо­лит­венным предс­та­тель­ством у Гос­по­да Сил. Но, пок­ро­витель­ствуя столь­ко це­лому оте­чест­ву, на­роду, Она прос­ти­ра­ет дер­жавный пок­ров Свой на го­рода и ве­си и на част­ных лиц. Вся­кий пра­вос­лавный зна­ет это, по­тому что при­мера­ми Ее пок­ро­ва и зас­тупле­ния пол­ны го­рода, се­ления и жизнь весь­ма мно­гих бла­гочес­ти­вых хрис­ти­ан. В честь празд­ни­ка и для ва­шего и сво­его на­зида­ния, по­бесе­ду­ем, бра­тия, о том, сколь нуж­но для нас мо­лит­венное предс­та­тель­ство о нас Бо­жи­ей Ма­тери.

Мы да­леко, да­леко не по­нима­ем, братья, то­го, сколь не­об­хо­димы мо­лит­вы за нас Пре­чис­той Ма­тери Гос­по­да, и, что­бы ви­деть эту не­об­хо­димость, нуж­но око или ум го­раз­до чи­ще и свет­лее на­шего. Од­на толь­ко неж­ней­шая мать на­ша, от смыс­ла чис­тая, свет­лая Цер­ковь, во всем све­те ви­дит, сколь не­об­хо­димо для нас Ее предс­та­тель­ство о нас пред Бо­гом, и по­тому вся­кий раз, ког­да толь­ко на­чина­ет с на­ми мо­лить­ся Бо­гу, неп­ре­мен­но при­зыва­ет Ее, изб­ран­ную в же­нах, выс­шую тва­рей не­бес­ных и зем­ных, и по Ее хо­датай­ству про­сит или да­ровать нам ка­кое-ли­бо бла­го, или из­ба­вить от ка­кого-ни­будь нес­частья, так что труд­но най­ти мо­лит­ву без име­ни Пре­чис­той Ма­тери Бо­жи­ей. И спра­вед­ли­во! Бу­дучи Ма­терью Бо­га Сло­ва, сле­дова­тель­но, на­ходясь бли­же всех к прес­то­лу Бо­жест­ва, Она, ес­тест­вен­но, мно­го мо­жет ко бла­госер­дию или к уми­лос­тивле­нию Вла­дыки. Мы греш­ны и не­чис­ты, а Она — Пре­чис­тая; как за Ее мо­лит­вы не по­мило­вать нас, не­чис­тых, ес­ли толь­ко мы же­ла­ем очис­тить­ся и не при­лага­ем сно­ва гре­хов ко гре­хам?! Мы гор­ды при сво­их не­чис­то­тах, а Она так сми­рен­на при всех Сво­их доб­ро­дете­лях, при всем Сво­ем ве­личии. Kак, смот­ря на Ее сми­рен­ные мо­лит­вы, не по­мило­вать нас, гор­дых и жес­то­ковый­ных, ес­ли мы сми­ря­ем­ся пред Бо­гом и пред Нею! Бо­гома­терь точ­но как сте­на не­руши­мая меж­ду Бо­гом и людь­ми. Она от­во­дит боль­шую часть гро­мов не­бес­но­го пра­восу­дия, го­тово­го по­карать греш­ни­ков неб­ла­годар­ных. Толь­ко за та­кой сте­ной мы час­то бы­ва­ем бе­зопас­ны, меж­ду тем как мы ду­ма­ем, что на­ша бе­зопас­ность есть следс­твие обык­но­вен­но­го по­ряд­ка ве­щей. Но вой­дем бли­же в по­ложе­ние че­лове­ка на зем­ле, что­бы яс­нее ви­деть, как нуж­но для не­го мо­лит­венное предс­та­тель­ство Бо­жи­ей Ма­тери.

С тех пор как че­ловек по­терял свою не­вин­ность, бла­женс­тво и бесс­мер­тие, до­ныне он предс­тав­ля­ет со­бой ужа­са­ющую кар­ти­ну тер­за­ющих его бедс­твий, внут­ренних и внеш­них, ду­шев­ных и те­лес­ных, так что нель­зя не ви­деть вся­кому, что ка­кое-то иго тяж­ко ле­жит на всех сы­нах Ада­ма, со дня ис­хо­да из чре­ва ма­тери их до дня возв­ра­щения к ма­тери всех (Сир. 40, 1), то есть в зем­лю. Ут­ра­тив дав­но свое бла­жен­ное сос­то­яние, че­ловек те­перь сла­бо ве­рит в обе­щан­ное ему не­бес­ное бла­женс­тво, не хо­чет по­нять, что нас­то­ящая жизнь не есть жизнь в собс­твен­ном смыс­ле, по­тому что она есть не боль­ше как при­готов­ле­ние к жиз­ни на не­бе, и по­тому да­ет здесь се­бе пол­ную во­лю, де­лая час­то свою жизнь по­зори­щем буй­ных страс­тей; за­бав­ля­ет­ся ею, как иг­рушкой, не лю­бопытс­твуя знать, что сде­ла­ет­ся с ней, ког­да она сло­ма­ет­ся, — во­об­ще не поль­зу­ет­ся ею так, как пред­пи­сыва­ет и здра­вый смысл каж­до­го, ко­торый го­ворит, что жизнь ра­зум­но­го су­щест­ва долж­на иметь неп­ре­мен­но ра­зум­ную, ду­хов­ную цель. С дру­гой сто­роны, жи­вя боль­шей частью в бо­лез­нях, скор­бях, в бе­дах, в из­ну­ритель­ных, но бес­по­лез­ных для ду­ши за­ботах, час­то по­дав­ля­ет­ся их бре­менем, не на­ходя се­бе об­легче­ния и уте­шения. Kак не­об­хо­димо и как от­радно бы­ло бы в та­ком жал­ком по­ложе­нии най­ти на не­бе ли­цо, ко­торое пи­тало бы к нам са­мую иск­рен­нюю, неж­ную лю­бовь, име­ло ве­ликую си­лу у Бо­га и сво­им предс­та­тель­ством со­дей­ство­вало нам по на­шей мо­лит­ве че­рез оза­рение сво­им не­бес­ным све­том ума на­шего от­ры­вать­ся по­нем­но­гу от зем­ли, нас­тавля­ло нас ко спа­сению, пре­дотв­ра­щало соб­лазны и ис­ку­шения или по­мога­ло пре­одо­левать их и смяг­ча­ло жес­то­кость на­ших скор­бей, бо­лез­ней и дру­гих нес­частий! Та­кое свет­лое ли­цо и есть у хрис­ти­ан — Ма­терь Бо­жия. Изб­ран­ней­шая из всех жен ми­ра, ка­кие где и ког­да бы ни бы­ли, Она ес­тест­вен­но со­чувс­тву­ет лю­дям, как по­добост­рас­тная им, со­чувс­тву­ет боль­ше не толь­ко вся­кого че­лове­ка в от­дель­нос­ти, но боль­ше всех лю­дей вмес­те, по­тому что ни од­но серд­це че­лове­чес­кое не спо­соб­но лю­бить всех лю­дей та­кой лю­бовью, ка­кой лю­бит нас Ма­терь Бо­жия. Толь­ко чис­тей­шее серд­це мо­жет лю­бить всех лю­дей, а чи­ще серд­ца Ма­рии из лю­дей не бы­ло ни у ко­го. Мы иног­да лю­бим ка­кого-ни­будь нес­част­но­го, да по­мочь ему не мо­жем. K бо­лез­ни сост­ра­даний в та­ком слу­чае при­со­еди­ня­ет­ся но­вое бо­лез­ненное чувс­тво: не­воз­можность по­мочь нес­част­но­му. С Бо­жи­ей Ма­терью это­го быть не мо­жет. Ес­ли Она хо­чет по­мочь нес­част­но­му, ко­торый с жи­вой ве­рой об­ра­ща­ет­ся к Ее хо­датай­ству, то не по­мочь ему не мо­жет. Kак Ма­терь все­могу­щего Сы­на и Бо­га, Она не­кото­рым об­ра­зом и Са­ма все­могу­ща. Бог оп­ре­делил ми­ловать нас за Ее мо­лит­вы бес­ко­неч­но мно­го боль­ше, чем за мо­лит­вы всех дру­гих свя­тых, по са­мой вы­соте Ее слу­жения та­инс­тву ис­купле­ния и по­тому вни­ма­ет вся­кой мо­лит­ве Сво­ей Пре­чис­той Ма­тери, так как вся­кая мо­лит­ва Ее свя­та и угод­на Ему. Итак, хо­тите ли вы спас­ти свои ду­ши от по­гибе­ли веч­ной, ос­во­бодить­ся от рабс­тва страс­тям, бла­годуш­но и лег­ко пе­рено­сить бо­лез­ни, скор­би и бедс­твия жиз­ни, об­ра­щай­тесь усерд­но, все братья, с мо­лит­вой к Ма­тери Бо­жи­ей, про­сите се­бе Ее вы­соко­го со­дей­ствия, Ее уте­шения, — про­сите го­рячо, не­отс­туп­но – так, как ес­ли бы вы ви­дели Ее пред сво­ими гла­зами в Ее бо­жест­вен­ной сла­ве, — и вы вер­но по­лучи­те Ее по­мощь; Она вер­но осе­нит вас Сво­им пок­ро­вом. Вы са­ми это уви­дите, по­чувс­тву­ете, ося­жете, вам бу­дет так лег­ко, так мир­но, ве­село. А ес­ли не по­лучи­те, ви­ните се­бя: зна­чит, вы мо­лились не­иск­рен­не, не­дос­той­но. Kо­му, братья, боль­ше и зас­ту­пать нас, ко­му боль­ше и слу­шать на­ши мо­лит­вы, как не Ма­тери Бо­жи­ей? Хо­тя Она те­перь на не­бе, во всей не­бес­ной сла­ве, но Она — от нас, с на­шей греш­ной зем­ли: жи­ла здесь, как и мы, и то­же мно­го ис­пы­тала го­рес­тей; как же Ей не пос­лу­шать от­ту­да, не зас­ту­пить Сво­их?! Толь­ко не нуж­но, братья, ни­ког­да не нуж­но за­бывать, что Она — Прес­вя­тая и не лю­бит без­за­кония. По­это­му, про­ся в мо­лит­вах на­ших предс­та­тель­ства Ее за нас у Бо­га, бу­дем ста­рать­ся быть да­леки­ми от вся­кого гре­ха, как не­чис­то­ты, ко­торая отв­ра­ща­ет от нас и очи, и слух не­бес­ной Зас­тупни­цы и нав­ле­ка­ет на нас гнев не­бес­ный.

Бу­дем же с чис­тым серд­цем все при­бегать в Ее дер­жавный пок­ров в на­ших на­пас­тях, в скор­бях и бо­лез­нях и по­лагать на Нее не­сом­ненную на­деж­ду. Бу­дем сре­ди бедс­твий жиз­ни го­товить­ся ту­да, где нет ни­каких бед, где веч­ная ра­дость и веч­ный по­кой, и Ца­рице Не­бес­ной бу­дет при­ят­но спа­сать и пок­ры­вать нас от бед и нас­тавлять нас к веч­но ти­хому прис­та­нищу не­бес­но­му. Пок­рый же нас, Вла­дычи­це, чест­ным Тво­им пок­ро­вом, и из­ба­ви нас от вся­каго зла, мо­лящи Сы­на Тво­его, Хрис­та Бо­га на­шего, спас­ти ду­ши на­ша. Аминь.

 

Свя­той пра­вед­ный Иоанн Кронш­тадт­ский

Пол­ное соб­ра­ние со­чине­ний Про­то­иерея Иоан­на Ильича Сер­ги­ева. 
Том 1-й. — Из­да­ние вто­рое. — СПб.: Ти­пог­ра­фия В. Еро­фе­ева, 1893. — С 481-486.

15 ок­тября 2011 г