Рождество Христово. Дву­на­де­ся­тый празд­ник. 7 ян­ва­ря (25 де­каб­ря по ст. сти­лю)

 2015 04 04 Rozhdestvo KhristovoТропарь праздника: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе».

Кондак праздника:  «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог»

 

В вос­по­мина­ние Рож­дест­ва во пло­ти Гос­по­да на­шего Иису­са Хрис­та ус­та­нов­лен Цер­ковью празд­ник. На­чало его от­но­сит­ся ко вре­менам Апос­то­лов. В пер­вые три ве­ка, ког­да го­нения стес­ня­ли сво­боду хрис­ти­анс­ко­го Бо­гос­лу­жения, в не­кото­рых мес­тах Вос­то­ка — Церк­вах Иеру­салимс­кой, Ан­ти­охий­ской, Алек­санд­рий­ской и Кипр­ской — празд­ник Рож­дест­ва Хрис­то­ва со­еди­нял­ся с празд­ни­ком Кре­щения 6 ян­ва­ря, под об­щим име­нем Бо­го­яв­ле­ния. При­чиной это­го, ве­ро­ят­но, бы­ло мне­ние, что Хрис­тос крес­тился в день Сво­его рож­де­ния, как мож­но зак­лю­чать об этом из слов свя­тите­ля Иоан­на Зла­то­ус­та, ко­торый в од­ной из бе­сед сво­их в Рож­дест­во Хрис­то­во го­ворит: «Не тот день, в ко­торый ро­дил­ся Хрис­тос, на­зыва­ет­ся Бо­го­яв­ле­ни­ем, но тот, в ко­торый Он крес­тился».

    К та­кому мне­нию мог­ли по­дать по­вод сло­ва еван­ге­лис­та Лу­ки, ко­торый, го­воря о кре­щении Иису­са Хрис­та, сви­детель­ству­ет, что тог­да «бе Иисус лет яко три­десять» (Лк. 3, 23). Празд­но­вание Рож­дест­ва Хрис­то­ва вмес­те с Бо­го­яв­ле­ни­ем в не­кото­рых Церк­вах вос­точных про­дол­жа­лось до кон­ца IV ве­ка, в иных — до V или да­же до VI ве­ка. Па­мят­ни­ком древ­не­го со­еди­нения празд­ни­ков Рож­дест­ва Хрис­то­ва и Бо­го­яв­ле­ния до­ныне в Пра­вос­лавной Церк­ви слу­жит со­вер­шенное сходс­тво в отп­рав­ле­нии этих празд­ни­ков. То­му и дру­гому пред­шест­ву­ет со­чель­ник, с оди­нако­вым на­род­ным пре­дани­ем, что в со­чель­ни­ки долж­но пос­тить­ся до звез­ды. Чин Бо­гос­лу­жения в на­вече­рия обо­их празд­ни­ков и в са­мые празд­ни­ки со­вер­шенно оди­нако­вы.

День Рож­дест­ва Хрис­то­ва изд­рев­ле при­чис­лен Цер­ковью к ве­ликим дву­наде­сятым празд­ни­кам, сог­ласно с Бо­жест­вен­ным сви­детель­ством Еван­ге­лия, изоб­ра­жа­юще­го празд­ну­емое со­бытие ве­личай­шим, все­радост­ней­шим и чу­дес­ным. «Се бла­говест­вую вам, — ска­зал Ан­гел виф­ле­емс­ким пас­ты­рям, — ра­дость ве­лию, яже бу­дет всем лю­дем. Яко ро­дися вам Спас, Иже есть Хрис­тос Гос­подь, во гра­де Да­видо­ве. И се вам зна­мение: об­ря­щете Мла­ден­ца по­вита, ле­жаща в яс­лех. Тог­да же вне­запу бысть со Ан­ге­лом мно­жест­во вой не­бес­ных, хва­лящих Бо­га и гла­голю­щих: сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зем­ли мир, в че­лове­цех бла­гово­ление. Вси слы­шав­ший ди­виша­ся о гла­голан­ных от пас­ты­рей о рожд­шем­ся Спа­сите­ле, и са­ми пас­ты­ри возв­ра­тиша­ся, сла­вяще и хва­ляще Бо­га о всех, яже слы­шаша и ви­деша» (Лк. 2, 10 — 20).

Сог­ласно с Бо­жест­вен­ным сви­детель­ством Еван­ге­лия, от­цы Церк­ви в сво­их Бо­гомуд­рых пи­сани­ях изоб­ра­жа­ют празд­ник Рож­дест­ва Хрис­то­ва ве­личай­шим, все­мир­ным и ра­дост­ней­шим, ко­торый слу­жит на­чалом и ос­но­вани­ем для про­чих празд­ни­ков.

Служ­ба са­мого празд­ни­ка Рож­дест­ва Хрис­то­ва, как и на дру­гие ве­ликие празд­ни­ки, сос­то­ит из все­нощ­но­го бде­ния. Но оно на­чина­ет­ся под этот празд­ник с ве­лико­го по­вече­рия. Ве­ликое по­вече­рие по со­дер­жа­нию предс­тав­ля­ет путь пос­те­пен­но­го вос­хожде­ния ду­ши к Бо­гу. Оно раз­де­ля­ет­ся на три час­ти. В пер­вой мы бла­года­рим Бо­га за про­житый день и во­об­ще за про­житую жизнь и вы­ража­ем упо­вание на Бо­га, ве­ру в Не­го. Глав­ное мес­то в со­дер­жа­нии по­вече­рия за­нима­ет вто­рая его часть — по­ка­ян­ная, сос­то­ящая в чте­нии псал­мов 50 и 10-го и мо­лит­вы Ма­нас­сии, ца­ря Иудей­ско­го. Третья часть со­дер­жит прос­лавле­ние Бо­га за Его ми­лос­ти  За­кан­чи­ва­ет­ся эта часть ве­ликим сла­вос­ло­ви­ем, на­чина­ющим­ся сло­вами ан­гель­ской пес­ни «Сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зем­ли мир, в че­лове­цех бла­гово­ление». Та­ким об­ра­зом, ду­ша, прой­дя чрез пе­режи­вания вет­хо­завет­ных пра­вед­ни­ков, на­ходит в сво­ем серд­це сло­ва ан­гель­ско­го сла­вос­ло­вия, ко­торые не­пос­редс­твен­но при­водят ее к прос­лавле­нию Ро­див­ше­гося Хрис­та.  

 Го­воря о точ­ном ис­полне­нии про­рочес­ких слов, от­но­сящих­ся к рож­де­нию Иису­са Хрис­та, мож­но за­дать­ся воп­ро­сом: по­чему нет точ­ности в ис­полне­нии предс­ка­зания о Его име­ни? Ведь про­рок Исайя пред­ре­ка­ет Ему имя Ем­ма­ну­ил, а ан­гел по­веле­ва­ет дать имя Иисус. Срав­ни­вая про­рочест­во об име­ни Ем­ма­ну­ил с со­вер­шившим­ся со­быти­ем, на пер­вый взгляд мож­но ус­мотреть как буд­то не­со­от­ветс­твие, но ес­ли вник­нуть в текст глуб­же, мож­но уви­деть неч­то дру­гое. «Меж­ду име­нами Ем­ма­ну­ил и Иисус, — го­ворит мит­ро­полит Мос­ковс­кий Фи­ларет, — су­щест­ву­ет вза­им­ная со­об­разность и единс­тво… Что пре­пятс­тву­ет нам, лю­дям, что­бы был с на­ми Бог? Гре­хи ва­ши раз­лу­ча­ют меж­ду ва­ми и меж­ду Бо­гом, — го­ворит сам про­рок Исайя (Ис. 59, 2). Итак, раз­лу­чение с Бо­гом и сос­то­яние гре­хов­ности есть од­но и то же. А приб­ли­жение к Бо­гу и спа­сение от гре­хов опять есть од­но и то же. Та­ким об­ра­зом, Ем­ма­нунл — с на­ми Бог, и Иисус — Спа­ситель от гре­хов так­же есть од­но и то же».

На вто­рой день празд­ни­ка Рож­дест­ва Хрис­то­ва, 26 де­каб­ря (по ст.стилю), со­вер­ша­ет­ся Со­бор Прес­вя­той Бо­горо­дицы. Ве­лика сла­ва Бо­гома­тери, яв­ленная в Рож­дест­ве Гос­по­да Иису­са Хрис­та. «Пос­мотри на та­инс­твен­ное рож­де­ние Де­вы, — го­ворит свя­той Афа­насий Ве­ликий, — Са­ма ро­дила Она, Са­ма Сво­ими де­вичес­ки­ми ру­ками спе­лена­ла Мла­ден­ца и Са­ма же по­ложи­ла в яс­ли. Не до­пус­ти­ла Она ни­кому кос­нуть­ся не­чис­ты­ми ру­ками Бо­гом­ла­ден­ца». По­том, как го­ворит­ся в Ска­зании о Рож­дест­ве Хрис­то­вом, Бо­го­от­ро­кови­ца пок­ло­нилась до зем­ли Рож­денно­му из Нее.

В пер­вое воск­ре­сенье по Рож­дест­ве Хрис­то­ве Цер­ковь прос­лавля­ет так­же тех, кто «Хрис­то­ву Бо­жест­вен­но­му Рож­дест­ву пос­лу­жили во гра­де Виф­ле­еме бо­голеп­но»: Да­вида Бо­го­от­ца, по­тому что «из не­го прой­де жезл — Де­ва, и из Нея воз­сия Свет — Хрис­тос»; Иоси­фа — Об­ручни­ка Прес­вя­той Де­вы Ма­рии, о ко­тором по­ет­ся в тро­паре: «Де­ву ви­дел еси рожд­шую, с пас­ты­ри сла­вос­ло­вил еси, с волх­вы пок­ло­нил­ся еси, Ан­ге­лом весть при­емь»; Иако­ва, «на­речен­на­го бра­та Гос­подня», «пер­ва­го епис­ко­па», ко­торый, по сви­детель­ству Цер­ковно­го Пре­дания, был «са­мовид­цем Бо­жест­вен­ных Тайн, бе­га­яй с Ним, и во Егип­те быв со Иоси­фом и Ма­терию Иису­совою».

От­да­ние празд­ни­ка Рож­дест­ва Хрис­то­ва бы­ва­ет 31 де­каб­ря/13 ян­ва­ря