СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ — ПАСХА

пасхаСвет­лый празд­ник Воск­ре­сения Хрис­то­ва на­име­нован Пас­хой по внут­ренне­му со­от­но­шению с ве­хоза­вет­ным празд­ни­ком Пас­хи, ко­торый, в свою оче­редь, так был наз­ван в вос­по­мина­ние то­го со­бытия, ког­да при ис­хо­де ев­ре­ев из Егип­та Ан­гел, по­губ­лявший пер­венцев еги­петс­ких, ви­дя кровь пас­халь­но­го жерт­вен­но­го агн­ца на две­рях ев­рей­ских жи­лищ, про­ходил ми­мо (евр. «пе­сах»), ос­тавляя неп­ри­кос­но­вен­ны­ми пер­венцев ев­рей­ских. Со­об­разно с этим вет­хо­завет­ным вос­по­ми­нани­ем и Празд­ник Воск­ре­сения Хрис­то­ва, обоз­на­чая пре­хож­де­ние от смер­ти к жиз­ни и от зем­ли к не­бу, по­лучил на­име­нова­ние Пас­хи.

 

Воск­ре­сени­ем Гос­по­да Иису­са Хрис­та из мерт­вых за­вер­шился Бо­гоче­лове­чес­кий под­виг спа­сения, вос­созда­ния че­лове­ка. Воск­ре­сение яви­лось сви­детель­ст­вом то­го, что Иисус Хрис­тос есть ис­тинный Бог и Гос­подь, Ис­ку­питель и Спа­си­тель. Хрис­тос умер пло­тию, но плоть Его со­еди­нена в од­ну Ипос­тась нес­литно, не­из­менно, не­раз­

дель­но, не­раз­лучно с Бо­гом Сло­вом. Хрис­тос воск­рес, ибо смерть не мог­ла удер­жать в сво­ей влас­ти те­ла и ду­ши Хрис­то­вых, на­ходя­щих­ся в ипос­тасном единс­тве с Ис­точни­ком веч­ной жиз­ни, с Тем, Кто по Сво­ему Бо­жест­ву есть Воск­ре­сение и Жизнь.

В До­мост­ро­итель­стве спа­сения Воск­ре­сение Хрис­то­во есть яв­ле­ние Бо­жест­вен­но­го все­могу­щест­ва: Хрис­тос по смер­ти Сво­ей со­шел во ад, «яко вос­хо­те», нисп­ро­верг­нул смерть, «яко Бог и Вла­дыка». Воск­рес трид­не­вен и с Со­бой вос­кре­сил Ада­ма и весь че­лове­чес­кий род от адо­вых уз и тле­ния. Сло­мив вра­та (твер­ды­ню) смер­ти, Хрис­тос по­казал путь к жиз­ни веч­ной.

Иисус Хрис­тос воск­рес как на­чаток умер­ших, пер­во­рож­денный из мерт­вых (Кол. 1, 18). Воск­рес­нув, Он ос­вя­тил, бла­гос­ло­вил и ут­вердил об­щее воск­ре­сение всех лю­дей, ко­торые восс­та­нут от зем­ли во все­об­щий день воск­ре­сения, как из се­мени вы­рас­та­ет ко­лос.

Воск­ре­сение Гос­по­да Иису­са Хрис­та сви­детель­ству­ет, что Он во­ис­ти­ну есть Сын Бо­жий – «воск­рес яко Бог». Оно отк­ры­ло сла­ву Его Бо­жест­ва, сок­ро­вен­ную до то­го под пок­ро­вом уни­чиже­ния.

Те­ло Иису­са Хрис­та восс­та­ло во сла­ве. В Нем со­вер­ша­ет­ся ве­ликое и спа­ситель­ное но­вот­ворчес­кое дей­ствие. Он в Се­бе Са­мом об­новля­ет на­ше ес­тест­во, под­павшее тле­нию.

Воск­ре­сени­ем Гос­по­да за­вер­ша­ет­ся по­беда над гре­хом и его следс­тви­ем – смертью. Нисп­ро­верг­ну­та смерть. От­верг­ну­то, осуж­де­но древ­нее осуж­де­ние смер­ти. Рас­торг­ну­ты узы ада, и мы из­бавле­ны от адо­ва му­читель­ства. Смерть пос­ле Воск­ре­сения Хрис­то­ва не об­ла­да­ет бла­гочес­ти­во жив­ши­ми и умер­ши­ми, ибо Хрис­тос пред­ра­зорил дер­жа­ву (власть) смер­ти Сво­ей смертью и по­дал жизнь в Воск­ре­сении.

Хрис­тос воск­рес, по­бедив смерть. Но и пос­ле Его Воск­ре­сения смерть в че­ло­вечест­ве вре­мен­но еще про­дол­жа­ет уно­сить свои жерт­вы. Но она толь­ко пе­ре­плав­ля­ет со­суд на­шей ду­ши – те­ло для вос­созда­ния в день воск­ре­сения в но­вом, ду­хов­но об­новлен­ном ви­де. И так как плоть и кровь не мо­гут нас­ле­довать Царс­твия Бо­жия и тле­ние не нас­ле­ду­ет нет­ле­ния, то на­ша ду­шев­но-те­лес­ная жизнь есть толь­ко зер­но для по­сева, ко­торое долж­но сог­нить – в смер­ти, что­бы дать ко­лос – но­вую жизнь. На­ше тле­ние в смер­ти есть путь к нет­ле­нию. Как Хрис­тос умер по пло­ти и ожил ду­хом, так и мы ос­во­бож­да­ем­ся Им от за­кона гре­ха и смер­ти по за­кону ду­ха и жиз­ни в Нем (Рим. 8, 2).Че­рез Свое Воск­ре­сение Хрис­тос со­делал нас по­беди­теля­ми смер­ти, и жизнью во Хрис­те мы по­луча­ем пред­на­чат­ки да­рован­но­го Его воск­ре­сени­ем бесс­мер­тия на­шему смерт­но­му ес­тест­ву: «Ник­то же да убо­ит­ся смер­ти, – воск­ли­ца­ет свя­той Иоанн Зла­то­уст, – сво­боди бо нас Спа­сова смерть».

Пас­ха есть древ­ней­ший празд­ник хрис­ти­анс­кой Церк­ви. Он ус­та­нов­лен и празд­но­вал­ся уже в апос­толь­ское вре­мя. Древ­няя Цер­ковь под име­нем Пас­хи со­еди­няла два вос­по­мина­ния – о стра­дани­ях и о Воск­ре­сении Хрис­та и пос­вя­щала ее празд­но­ванию дни, пред­шест­ву­ющие Воск­ре­сению и пос­ле­ду­ющие за ним. Для обоз­на­чения той и дру­гой час­тей празд­ни­ка упот­ребля­лись осо­бые на­име­нова­ния – Пас­ха стра­даний, или Пас­ха Крест­ная, и Пас­ха Воск­ре­сения. Со­об­разно с ха­рак­те­ром вос­по­мина­ний пер­вые из этих дней чест­во­вались пос­том, вто­рые – тор­жест­вен­ной ра­достью. Впос­ледс­твии эти дни по­лучи­ли наз­ва­ния Страст­ной и Свет­лой сед­миц.

Со вре­мени апос­толь­ско­го Цер­ковь со­вер­ша­ет пас­халь­ное бо­гос­лу­жение ночью. По­доб­но древ­не­му изб­ран­но­му на­роду, бодрство­вав­ше­му в ночь сво­его из­бавле­ния от еги­петс­ко­го рабс­тва, и хрис­ти­ане бодрству­ют в свя­щен­ную и предп­разднствен­ную и спа­ситель­ную ночь Свет­ло­го Воск­ре­сения Хри­сто­ва.

В кон­це ли­тур­гии в день Пас­хи, по за­ам­вонной мо­лит­ве, со­вер­ша­ет­ся ос­вя­ще­ние ар­то­са. Ар­тос (греч. – «хлеб») – это прос­фо­ра боль­шо­го раз­ме­ра с изо­бра­жени­ем Крес­та или Воск­ре­сения Хрис­то­ва. Ар­тос по­лага­ет­ся в день Пас­хи на ана­лое в хра­ме у мест­ной ико­ны Спа­сите­ля вмес­те с об­ра­зом Воск­ре­сения Гос­подня. В каж­дый день Свет­лой сед­ми­цы пос­ле ли­тур­гии по обы­чаю со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход вок­руг хра­ма: с фо­нарем, хо­руг­вя­ми, Еван­ге­ли­ем, ико­нами Воск­ре­сения Хрис­то­ва и Пре­чис­той Бо­горо­дицы, с пе­ни­ем ка­нона Пас­хи. Обыч­но об­но­сят при этом и ар­тос. В Свет­лую суб­бо­ту ар­тос разд­роб­ля­ет­ся при чте­нии по­ложен­ной мо­лит­вы ида­ет­ся ве­ру­ющим пос­ле ли­тур­гии как ве­ликая свя­тыня цер­ковная для вку­шения преж­де при­нятия обыч­ной пи­щи.

Ис­то­ричес­ки упот­ребле­ние ар­то­са воз­никло в под­ра­жание апос­то­лам, ко­торые, на­вык­нув вку­шать тра­пезу вмес­те с Гос­по­дом, предс­тав­ля­ли се­бе Его при­сутс­тву­ющим сре­ди них. Вмес­те с тем ар­тос на­поми­на­ет, что Иисус Хрис­тос Сво­ей Крест­ной смертью и Воск­ре­сени­ем сде­лал­ся для нас ис­тинным Хле­бом веч­ной жиз­ни.

Свет­лая сед­ми­ца за­кан­чи­ва­ет­ся на вось­мой день – в Не­делю о Фо­ме, ко­то­рая по­это­му изд­рев­ле сос­тавля­ла осо­бое тор­жест­во – как бы за­мену, пов­то­рение са­мого пас­халь­но­го дня, от­че­го и бы­ла наз­ва­на Ан­ти­пас­хой. С это­го дня на­чина­ет­ся круг Не­дель и сед­миц це­лого го­да, по­это­му Ан­ти­пас­ха на­зыва­ет­ся еще Не­делей но­вой, Днем об­новле­ния, Об­новле­ни­ем. Та­кие наз­ва­ния тем бо­лее при­лич­ны это­му дню, что в день вось­мой Сам Гос­подь бла­гово­лил об­но­вить ра­дость Сво­его Воск­ре­сения но­вым Сво­им яв­ле­ни­ем апос­то­лам, в том чис­ле апос­то­лу Фо­ме, ося­зани­ем язв Гос­по­да удос­то­верив­ше­муся в дей­стви­тель­нос­ти Его Воск­ре­сения, в вос­по­мина­ние че­го эта Не­деля по­лучи­ла так­же наз­ва­ние Не­дели о Фо­ме (в прос­то­речии Фо­мина Не­деля, а так­же Ра­дост­ное воск­ре­сенье, Крас­ная гор­ка).