Великий четверток. О Тайной вечери

 Великий четверток. О Тайной вечериДо сих пор существуют разногласия по вопросу о времени совершения Тай­ной вечери, из-за двух причин.

1. Если Господь наш был распят в самую Пасху иудейскую, то говорят, сле­довательно, Тайную вечерю Он совершил днем раньше.

2. Поскольку были дни опресноков и по закону иудеям нельзя было держать в доме ничего квасного, то:

а) либо Господь установил таинство Евхаристии на опресноках, как считают римо-католики;

б) либо, как утверждают некоторые, совершил Он Тайную вечерю заранее, то есть на день раньше, когда еще не начинались опресночные дни и разрешался
квасной хлеб.

Обратимся снова к источнику истины – Евангелию и проследим последо­вательность событий. Евангелисты-синоптики согласно утверждают:

В первый день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе Пасху? (Мф. 26, 17).

В первый день опресноков, когда закололи Пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть Пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12).

Настал же день опресноков, в который надлежало заколать Пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав; пойдите приготовьте нам есть Пасху (Лк. 22, 7–8).

Опресночные семь дней у иудеев, согласно закону, начинались с первого дня Пасхи: Семь дней ешьте пресный хлеб… И в первый день да будет у вас священное собрание и в седьмой день священное собрание; никакой работы не должно делать в них, только что есть каждому, одно то можно делать вам… С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца… Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб (Исх. 12, 16–20).

Следует помнить, что начало дня (суток) у иудеев считается с вечера 18.00. В это время в Палестине заходит солнце, по крайней мере весной, и, таким об­разом, граница суток здесь – заход солнца, а не полночь, как у нас. И потому, если сказано: «С четырнадцатого дня первого месяца с вечера ешьте пресный хлеб», – это означает, что опресночные дни и Пасха начинаются с 14 нисана с вечера, то есть сразу же после захода солнца в конце дня 13 нисана.

Если рубежом между календарными датами считать полночь, то Пасха и первый опресночный праздничный день начинаются вечером 13 нисана. Так же именно утверждает и Иосиф Флавий, еврейский историк I века.

И до сих пор иудеи отмечают свои праздники, следуя ветхозаветной традиции, начиная совершать их всегда непременно с вечера, или по-нашему – накануне дня праздника, как и церковное наше богослужение.

Наша Православная Церковь, хотя использует Юлианский календарь границу суток, однако, считает по ветхозаветной традиции – примерно с 18 часов вечера, а не в полночь. Естественно, что заход солнца по местному времени колеблется в широком диапазоне и бывает в 18.00 только дважды в году: в весеннее и осеннее равноденствие. Богослужебное последование предстоящего дня начинается ве­чером с вечерни, как сказано: Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой (Пс. 54, 18), и на вечернем входе священник молится: «Вечер и заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою…», испрашивая благословение и помощь свыше на весь предстоящий день.

Пасхального агнца по закону надлежало заколать вечером при захождении солнца (Втор. 16,6), и приготовление к этому начиналось, конечно, заранее, может быть даже с утра. Поэтому, когда евангелисты пишут: «В первый день опресноков, в который надлежало заколать Пасхального агнца», то надо понимать, как изъяс­няет свт. Иоанн Златоуст, что «первым опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкно­вение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было заколать Пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели».

«В пятый день недели» – по нашему счету в четверг, ибо иудейская неделя исчисляется по «субботам», а наша – по «воскресеньям».

Итак, апостолы Христовы, когда настал день 13 нисана, следуя обычному укладу жизни иудеев, подошли к своему Учителю с предложением пригото­вить Пасху.

Господь послал Петра и Иоанна в Иерусалим и сказал им: Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды; после­дуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? И покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. И они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили Пасху (Лк. 22, 10–13).

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками (Мф. 26, 20). «Вечер» относится уже к следующему календарному дню по еврейскому счис­лению дней, то есть к 14 нисана – пятнице. По нашему привычному счету – вечер четверга. Таким образом, Иисус Христос совершил ветхозаветную Пасху вечером, но 14 нисана (по Литургическому времени), строго в соответствии с законом, ибо Он пришел исполнить закон, а не разорить, и до конца его исполнил.

Тайная вечеря начиналась с ветхозаветной Пасхи, было четыре чаши. Послед­няя, пятая, была уже Чаша Крови Нового завета. И, таким образом, ветхозаветная Пасха, которую совершил Сам Господь с учениками Своими, стала последней для Израиля. Ею завершался весь Ветхий завет.

Далее уже наступает таинство нового завета – таинство Тела и Крови Христовых – таинство святой Евхаристии. Отсюда начинается Новый Завет, истинный, основанный не на преобразовательной крови ветхозаветного агнца, а на истинной Крови Христовой. Закон Моисеев завершается, так как Господь исполнил весь закон; клятва (проклятие) закона «искупается Его честной Кровию». Это проклятие лежало на всяком, кто не исполняет всех постановлений и запове­дей закона Моисея. Пришло время Нового завета Господа нашего Иисуса Христа, и потому хлеб, который Господь благословил и, преломив, дал Своим ученикам, глаголя; сие есть Тело Мое, еже за вы даемо (Лк. 22, 9) (ибо квасной хлеб еще день пребывал в домах и ели его 13 нисана, а 14 к вечеру весь квасной хлеб – хамец–убирали), несомненно, был квасным, так как закон исполнен и опресноки не нужны. Мы уже «безквасны», по слову апостола Павлами «новая тварь», то есть очищены от «старой закваски». И Господь даровал нам истинный Хлеб Жизни – Тело Свое, оживотворяющий, очищающий и освящающий нас, вместе с Пречистою Своею Кровию.

Если и земной наш хлеб насущный, питающий тело и поддерживающий рас­тительную жизнь, – квасной, тем более хлеб для Даров, возводящий в жизнь вечную. Опресноки – это хлебы бедствия, воспоминание поспешного бегства из Египта, не настоящий хлеб. Поэтому и ели его в продолжении семи дней иудеи, чтобы прочувствовать и понять благодеяния Божии народу иудейскому. Святи­тель Иоанн Златоуст говорит: «Итак, пусть те едят опресноки семь дней, наблюдая седмиричное время в мире и вкушая определенную законом на земле земную пищу; наша же Пасха – жертва Христова, у нас новое тесто для Его священного смешения, для того, чтобы, всецело заквасившись лучшею силою, нам соеди­ниться с Духом Его. И самое Царство Небесное Я заквасил смешанною заквас­кою соответственно трем мерам пшеничной муки. Отсюда и Пасха».

Остается недоумение, как мог находиться в доме иудея квасной хлеб, потреб­ный для таинства, когда закон повелевал: с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших (Исх. 12, 15).

Это недоумение устраняется, если обратить внимание на то, что Господь заранее знал сей день, ибо указал апостолам, где уготовить Пасху, то есть знал и место, и время и указал владельца дома, который был учеником своего Божест­венного Учителя. Это видно из тех слов, которые Он велел им передать хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть Пасху с уче­никами Моими?» Не в случайный дом послал их Спаситель приготовить Пасху, но в дом Своего ученика. И если бы хозяин дома не был учеником Иисуса Христа, то Господь не назвал бы Себя Учителем его, и тот навряд ли бы исполнил такое важное послушание.

Кроме того, Господь посылает для приготовления к Тайной вечери Петра и Иоанна, Своих ближайших учеников, которых посылал тогда особенно, когда хотел явить нечто необычное и великое. Так было, когда Он взял их на гору Фавор и преобразился пред ними, и когда воскресил дочь Иаирову. И с вероят­ностью можно думать, что в доме ученика Христова, в котором совершалась Тайная вечеря, был квасной хлеб – до 14 нисана вечера, так ветхий закон был исполнен Законодавцем.

Слово «артос» в греческом подлиннике всегда обозначает обычный квасной хлеб, тот, который мы испрашиваем в молитве «Отче наш…»: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6, 11). Пресный хлеб даже не называется хлебом, но опреснок (неквасный). И при установлении таинства Нового завета Тела и Крови Свой Господь несомненно взял квасной хлеб, как написано: И, взяв хлеб и благодарив, преломил, и подал им, говоря: Сие есть Тело Мое… (Лк. 22, 19). Или у евангелиста Марка: Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им… (Мк. 14, 22). Евангелисты употребляют то же слово – артос, обозначающее обычный квасной хлеб.

В самый день Своего славного Воскресения Господь, явившись путешествую­щим ученикам Луке и Клеопе, по усердной их просьбе вошел с ними в дом и, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них (Лк. 24, 30–31). И здесь снова евангелист Лука использует слово «артос». Почему же в этом случае мы не спра­шиваем, где Господь взял обычный квасной хлеб, обозначаемый словом «артос», в то время как продолжались опресночные дни и иудеи ели опресноки? А между тем, из Евангелия мы знаем, что Он был узнан учениками именно в преломлении хлеба (Лк. 24, 35).

Итак, нет никакого сомнения, что по времени Тайную вечерю, на которой было установлено таинство Нового завета, Иисус Христос совершил в строгом соответствии с законом, в четверг вечером, накануне пятницы 14 нисана, в день иудейской Пасхи, накануне Своего распятия. Несомненно и то, что Евхаристию Господь совершил, взяв квасной хлеб. Православная Церковь никогда не сомне­валась в этих истинах, ибо она живет по Священному Преданию. В связи с кален­дарной проблемой и влиянием католичества нам приходится вновь доказывать и осознавать то, что незыблемо хранит Православие, от которого уклонились католицизм и протестантизм. Католики совершают Евхаристию на опресноках и согрешают против истины. Мы имеем, кроме Священного Предания, свиде­тельство Самого Господа, сказавшего о Себе: Я есмь хлеб жизни (Ин. 6, 35, 48). Разве можно помыслить, чтобы Христос, называющий Себя артосом (хлебом) жизни, на Тайной вечери мог предложить ученикам Своим вместо артоса опреснок и произнести слова: «Сие есть Тело Мое»? Истина не может противоречить Себе.

Поскольку по Юлианскому календарю последняя Пасха Христа соответствует четвергу, а распятие – пятнице, то именно Великий четверг на Страстной сед­мице стал днем воспоминания Тайной вечери.

Следует, однако, помнить, что Божественная Литургия Великого четвертка, начинающаяся вечерней, хотя по практическим соображениям служится в четверг, в обычное время, особенно в приходских храмах, но она относится уже к пятку по Ветхозаветному суточному счету, согласно евангельским событиям, Это заме­чание относится ко всем службам Страстной седмицы, в особенности, начиная с Великого четвертка.

Тайная вечеря – Вечеря любви – именуется Тайной, ибо здесь установлено таинство жертвенной Любви – таинство Тела и Крови Христовых, и заповедано: «Сие творите в Мое воспоминание». Здесь были только верные.

В связи с этим коснемся вопроса, присутствовал ли Иуда на таинстве Нового завета и причастился ли он Тела и Крови Христовых. Святые отцы дают отрица­тельный ответ, и это совершенно ясно из Четвероевангелия: Иуда не присутст­вовал и, естественно, не причащался. Он ушел ранее, после умовения ног, когда Господь подал ему кусок, омочив в солило, со словами: Что делаешь, делай скорее (Ин. 13,27). Епископ Феофан Затворник об этом пишет: «Течение событий дня было таково: днем приготовлялось все потребное для вечери; когда настало время, все пришли в горницу и сели. Прежде вкушения Пасхальной вечери Гос­подь встал и умыл ноги учеников; в конце слова к Петру при сем случае Господь помянул, что они – ученики – чисты, но не все, намекая на предателя, и затем, когда началось вкушение вечери, Он разрешил случайно возникший спор между учениками, кто из них больший; в то же время трижды обличил Иуду ко вразум­лению его; и наконец, словом: «Что ты загадал сделать, делай скорее», – заставил его удалиться; в конце Пасхальной вечери Господь благоволил установить Таинство Тела и Крови – Таинство таинств, новозаветную Пасху».

Итак, после ухода предателя Иуды остались только верные ученики Христовы. И на Божественной Литургии, перед Евхаристическим каноном, диакон возгла­шает: «…елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся», ибо святая Ев­харистия это Литургия верных. При этом удаляются все, кто не причислен к Церкви Христовой.

И далее перед святым Причастием мы молимся: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими, ни бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…» Молим Господа о причислении нас к ученикам Его, о том, чтобы быть участниками Тайной вечери и причастниками святых Его Тела и Крови. И заверяем, что эту тайну Тайной вечери не разгласим вра­гам Его.

Для Ветхозаветной Пасхи было заповедано: В дому едином да снестся, и не нанесите мяс вон из дому (Исх. 12, 46). Это относится и к нам. Святитель Иоанн Златоуст научает: «Одно есть собрание и один есть дом – это Церковь, в которой вкушается священное Тело Христово, поэтому из единого дома Церк­ви Тело не выносится вон».

К сожалению, в настоящее время часто нарушается тайна Тайной вечери Церкви. Святая Евхаристия показывается по телевидению, и таким образом Та­инство верных подвергается глумлению от врагов Христовых.

В заключение приведем предостерегающие слова свт. Иоанна Златоуста: «Тех, кто в наше время переиначивает или извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и истине, пусть никто не име­нует и христианами и не поддерживает общения с ними, потому что не выносится из священного дома жертва и не предлагается для общения находящимся вне его».