Как изменилось молодое поколение за 50 лет?

Лю­бой ро­дитель, гля­дя на сов­ре­мен­ных школь­ни­ков, нет-нет да и вспом­нит — а вот в мое вре­мя, эх… По­доб­ные срав­не­ния обыч­но по­луча­ют­ся не в поль­зу ны­неш­них де­тей. Ву­зы и школь­ные учи­теля под­ли­ва­ют мас­ла в огонь: мол, рань­ше де­ти бы ум­нее и учи­лись луч­ше, а это по­коле­ние кро­ме ин­терне­та и соц­се­тей ни на что не при­год­но.

Чем на са­мом де­ле от­ли­ча­ют­ся ны­неш­ние школь­ни­ки от со­ветс­ких, вы­яс­ни­ли экс­пер­ты Цент­ра исс­ле­дова­ний сов­ре­мен­но­го детс­тва Инс­ти­тута об­ра­зова­ния Выс­шей шко­лы эко­номи­ки.

НА 50 ЛЕТ НА­ЗАД

Прос­то опи­рать­ся на па­мять и впе­чат­ле­ния в та­ких срав­не­ни­ях не­дос­та­точ­но! Все же зна­ют, что рань­ше и не­бо бы­ло чи­ще, и тра­ва зе­ленее. По­это­му пси­холо­ги ре­шили пой­ти дру­гим пу­тем и восп­ро­из­ве­ли од­но из клас­си­чес­ких со­ветс­ких исс­ле­дова­ний:

— Ров­но 50 лет на­зад, в 1967 го­ду из­вест­ный про­фес­сор пси­холо­гии Да­ни­ил Эль­ко­нин и его кол­ле­ги опуб­ли­кова­ли исс­ле­дова­ние о школь­ни­ках, — расс­ка­зыва­ет Ка­тери­на По­лива­нова, ди­рек­тор Цент­ра исс­ле­дова­ний сов­ре­мен­но­го детс­тва. — В те­чение двух лет они наб­лю­дали за уче­ника­ми од­но­го клас­са (спер­ва это был 4-ый класс, за­тем 5-ый), и изу­чали «чувс­тво взрос­лости» — то есть их же­лание быть, ка­зать­ся и дей­ство­вать, как взрос­лые. Мы пов­то­рили это исс­ле­дова­ние, но уже по сов­ре­мен­ным стан­дартам, и бо­лее стро­го фик­си­рова­ли все, что ви­дели.

БУН­ТА­РИ ИЛИ ПА­ИНЬ­КИ

Как об­на­ружи­ли исс­ле­дова­тели, 50 лет на­зад школь­ни­ки 11-12 лет на са­мом де­ле го­раз­до силь­нее хо­тели быть взрос­лы­ми, чем сов­ре­мен­ные.

— В 60-х го­дах пя­тик­ласс­ни­ки хо­тели, что­бы с ни­ми об­ра­щались, как со взрос­лы­ми — что­бы учи­тыва­ли их мне­ние, от­но­сились к ним с ува­жени­ем, — расс­ка­зыва­ет Алек­санд­ра Бо­чавер, на­уч­ный сот­рудник Цент­ра исс­ле­дова­ний сов­ре­мен­но­го детс­тва. — Сов­ре­мен­ные де­ти ско­рее счи­та­ют се­бя ма­лень­ки­ми или «про­межу­точ­ны­ми», для них детс­тво — го­раз­до бо­лее прив­ле­катель­ный пе­ри­од, чем взрос­лость, ко­торую они ви­дят как сос­то­ящую из мно­жест­ва обя­зан­ностей и от­сутс­твия вре­мени.

Про­яв­ля­ет­ся та­кое чувс­тво взрос­лости по-раз­но­му:

— Со­ветс­кие под­рост­ки по­казы­вали бо­лее осоз­нанное от­но­шение к уче­бе. С од­ной сто­роны, к уче­бе от­но­сились серьез­но. Но с дру­гой сто­роны, бы­ли и бун­та­ри, ко­торые про­тес­то­вали про­тив это­го и обес­це­нива­ли шко­лу, — пе­речис­ля­ет Ка­тери­на Ни­кола­ев­на. — Сей­час же мы от­ме­ча­ем до­воль­но жест­кое вли­яние ро­дите­лей и шко­лы, ори­ен­ти­рован­ной на ака­деми­чес­кие дос­ти­жения. Сов­ре­мен­ным де­тям обес­це­нивать шко­лу прос­то не поз­во­ля­ет­ся! По­это­му они де­ла­ют все за­дания ак­ку­рат­но и вов­ре­мя.

Впро­чем, де­ло не в том, что ны­неш­ние школь­ни­ки бо­лее пос­лушны. Они, так ска­зать, бо­лее уш­лые: по­нима­ют, что им «де­шев­ле» сле­довать пра­вилам, чем бас­то­вать и уст­ра­ивать ре­волю­ции. А для по­веде­ния, ко­торое не при­ветс­тву­ет­ся до­ма и в шко­ле, су­щест­ву­ет ин­тернет.

ПОС­ЛУШНЫЕ ИЛИ СА­МОС­ТО­ЯТЕЛЬ­НЫЕ

Те учи­теля, кто зас­тал со­ветс­кую шко­лу, впол­не обос­но­ван­но пла­чут по от­сутс­твию дис­ципли­ны в сов­ре­мен­ных клас­сах. Как от­ме­тили исс­ле­дова­тели, имен­но пос­лу­шание бы­ло од­ной из от­ли­читель­ных черт де­тей 60-х го­дов:

-Для тех уче­ников го­раз­до важ­нее был ав­то­ритет, вер­ти­каль­ная иерар­хи­чес­кая сис­те­ма: «взрос­лый — тот, кто ру­лит, я — тот, кто под­чи­ня­ет­ся», — от­ме­ча­ет Ка­тери­на По­лива­нова. — Се­год­ня школь­ни­ки не восп­ри­нима­ют все ска­зан­ное учи­телем, как ис­ти­ну в пос­ледней инс­тан­ции. Они к этой си­ту­ации кри­тичес­ки от­но­сят­ся.

С дру­гой сто­роны, у на­ших ба­бушек и де­душек бы­ло в ра­зы боль­ше обя­зан­ностей по до­му. В 60-е го­ды пя­тик­ласс­ни­ку при­ходи­лось и убор­кой за­нимать­ся, и обед се­бе ес­ли уж не при­гото­вить, то как ми­нимум ра­зог­реть. Ны­неш­ние де­ти от та­кого ос­во­бож­де­ны:

— Сов­ре­мен­ные де­ти во­об­ще ма­ло бы­ва­ют до­ма. Они бо­лее заг­ру­жены уче­бой и до­пол­ни­тель­ным об­ра­зова­ни­ем, — по­яс­ня­ет Алек­санд­ра Бо­чавер. — Но ес­ли рань­ше круж­ки ос­но­выва­лись на же­лани­ях ре­бен­ка — «Драмк­ру­жок, кру­жок по фо­то, а еще мне петь охо­та… » (это сти­хот­во­рение про вы­бор — в ка­кой кру­жок ид­ти), то сей­час за де­тей вы­бира­ют ро­дите­ли, ори­ен­ти­ру­ясь на то, что, как им ка­жет­ся, по­может выб­рать вост­ре­бован­ную или прес­тижную про­фес­сию.

ОДИ­НАКО­ВЫЕ ИЛИ РАЗ­НЫЕ

В чем еще час­то уп­ре­ка­ют ны­неш­нюю шко­лу, так это в том, что она под­черки­ва­ет со­ци­аль­ное расс­ло­ение. Мол, рань­ше, все хо­дили в оди­нако­вой фор­ме и не вы­пенд­ри­вались, а сей­час сплош­ное со­рев­но­вание — у ко­го iP­ho­ne кру­че и крос­совки мод­нее.

— Со­ци­аль­ное расс­ло­ение бы­ло и тог­да, прос­то очень бо­гатых лю­дей бы­ло го­раз­до мень­ше, они ре­же встре­чались. Ос­новная мас­са жи­ла дей­стви­тель­но на од­ном уров­не, — счи­та­ет Ка­тери­на По­лива­нова. — Мое мне­ние, что со­ци­аль­ное расс­ло­ение транс­ли­ру­ет­ся де­тям свер­ху, от ро­дите­лей. И ес­ли взрос­лые го­ворят: мы бед­ные или, на­обо­рот: мы бо­гатые, вче­ра раз­бо­гате­ли, се­год­ня бу­дем это всем де­монс­три­ровать, — ко­неч­но, это бу­дет на де­тях ска­зывать­ся.

В це­лом, сов­ре­мен­ные пя­тик­ласс­ни­ки ока­зались ку­да бо­лее раз­ны­ми по сте­пени взрос­лости и осоз­наннос­ти, чем их сверс­тни­ки 50 лет на­зад. Сре­ди них есть как бо­лее взрос­лые, так и сов­сем еще де­ти! На­ши же ба­буш­ки и де­душ­ки в этом воз­расте бы­ли бли­же друг к дру­гу.

ИЗ­ЧЕ­ЗА­ЮЩИЕ ВЗРОС­ЛЫЕ

На воп­рос, по­чему школь­ни­ки так из­ме­нились, исс­ле­дова­тели от­ве­ча­ют прос­то — са­ма жизнь ста­ла дру­гой.

— Се­год­ня ра­ботать на кон­вейере, гру­бо го­воря, нуж­но да­леко не всем. А та­кая ра­бота зна­чит, что нуж­но прий­ти вов­ре­мя, точ­но вы­пол­нять свои тру­довые функ­ции, то есть де­лать все то, что тре­бу­ет­ся от взрос­ло­го, — по­дыто­жива­ет Ка­тери­на Ни­кола­ев­на. — Сей­час же эко­номи­чес­кий рост про­ис­хо­дит за счет дру­гого, за счет твор­чест­ва. А све­жие идеи че­ловек мо­жет про­из­во­дить и в 15 лет, и в 30, и в 60. Гра­ница меж­ду воз­раста­ми раз­мы­ва­ет­ся. И взрос­лые — в том смыс­ле, это те лю­ди, ко­торые не­сут от­ветс­твен­ность, пунк­ту­аль­ны, ко­торые де­ла­ют что от них тре­бу­ет­ся — это, увы, ухо­дящая на­тура.

Школь­ни­ки тог­да и сей­час.

ВОП­РОС ДНЯ

А вам ка­кая шко­ла боль­ше нра­вит­ся — со­ветс­кая или ны­неш­няя?

Сер­гей МА­ЛИН­КО­ВИЧ, сек­ре­тарь ЦК пар­тии «Ком­му­нис­ты Рос­сии»:

— Мне нра­вит­ся со­ветс­кая и не нра­вит­ся ны­неш­няя. Со­ветс­кая шко­ла вы­пус­ка­ла пат­ри­отов и тру­жени­ков, а се­год­няшняя — без­дель­ни­ков и стя­жате­лей.

Дмит­рий ГУ­ЩИН, «Учи­тель го­да Рос­сии-2007»:

— В СССР шко­лы за­нима­лись по еди­ным прог­раммам, да­вали еди­ный куль­тур­ный код. Плю­сом бы­ла ап­ро­бация но­вов­ве­дений, они не де­лались в один день. Ны­неш­няя шко­ла боль­ше учи­тыва­ет ин­ди­виду­аль­ность ре­бен­ка и ори­ен­ти­рова­на на его вы­бор.

Анд­рей КО­ЛЯДИН, по­лито­лог:

— Мне боль­ше все­го нра­вит­ся шко­ла жиз­ни. Она в от­ли­чие от со­ветс­кой ме­нее иде­оло­гизи­рова­на. А в от­ли­чие от сов­ре­мен­ной — ме­нее ре­лиги­оз­на.

Сер­гей ИВАШ­КИН, за­мес­ти­тель ди­рек­то­ра са­марс­кой валь­дорф­ской шко­лы:

— Со­ветс­кие шко­лы бы­ли оди­нако­вы за ред­ким иск­лю­чени­ем. Сей­час шко­лы раз­ные с точ­ки зре­ния фи­лосо­фии об­ра­зова­ния.

Алек­сандр ШЕ­ПЕЛЬ, док­тор би­оло­гичес­ких на­ук:

— В со­ветс­кой шко­ле бы­ло мно­го бесп­лат­ных круж­ков, где мож­но бы­ло за­нимать­ся лю­бимым де­лом. Сей­час все за­висит от де­нег.

Сер­гей ЯЗЕВ, ди­рек­тор аст­ро­об­серва­тории ИГУ:

— Мне нра­вит­ся ны­неш­няя шко­ла в той час­ти, где она ис­поль­зу­ет луч­ший со­ветс­кий опыт. Ведь ме­тоди­ка и мно­гие учи­теля ос­та­лись еще из со­ветс­кой прак­ти­ки.

Ро­за МА­КУЛО­ВА, учи­тель с 40-лет­ним ста­жем:

— В со­ветс­кое вре­мя ро­дите­ли и де­ти жи­ли для шко­лы. От­ветс­твен­нее под­хо­дили и к пе­даго­гам, и к уче­бе.

Ана­толий БА­РОНЕН­КО, ди­рек­тор шко­лы с 50-лет­ним ста­жем:

— Дву­мя ру­ками за со­ветс­кую шко­лу — она нас­ле­дова­ла тра­диции царс­кой гим­на­зии. Зна­ния да­вали фун­да­мен­таль­ные, а сей­час «прак­ти­чес­кие ком­пе­тен­ции». Цель­ной кар­ти­ны у уче­ника нет.

Алек­сандр ЯКИ­МОВ, ве­теран Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны:

— Ког­да я учил­ся, в шко­ле бы­ло семь клас­сов. Пос­ле это­го уже мож­но бы­ло в тех­ни­кум пос­ту­пать. Но мы ус­пе­вали и ал­гебру вы­учить, и ге­ог­ра­фию, и фи­зику. А прав­ну­ки по лю­бому воп­ро­су в ин­тернет ле­зут.