Обращение Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Совет Министров Республики Беларусь

Премьер-министру Сидорскому Сергею Сергеевичу.


Уважаемый Сергей Сергеевич!

Конституционный Суд Республики Беларусь 22 декабря 2003года обратился в наш адрес с письмом, в котором выражена озабоченность по поводу растущих недовольств граждан относительно присвоения им идентификационных (личных) номеров. Председатель Конституционного Суда Григорий Алексеевич Василевич, в частности, подчеркнул: «Обращаюсь к Вам, Владыка, с целью получения дополнительного Вашего мнения по существу решения Конституционного Суда от 26 июня 2001 г. «Об идентификационном номере в паспорте гражданина Республики Беларусь» и, кроме того, — по возражениям верующих.» В письме речь идет о решении Конституционного Суда, которое было направлено Премьер-министру Республики Беларусь Владимиру Васильевичу Ермошину (исх. № 05-04/837 от 28 июня 2001 года), в котором предлагается «выработать дополнительные меры, направленные на совершенствование действующего законодательства в области компьютерного учета населения на основе идентификационных номеров, в том числе определение возможности выдачи паспортов без личных (идентификационных) номеров».

По долгу печалования о своей пастве обращаюсь к Вам, уважаемый Сергей Сергеевич, с почтительной просьбой обратиться в Конституционный Суд с официальным запросом о даче заключения на предмет соответствия практики присвоения гражданам без их согласия личных номеров Конституции Республики Беларусь и о принятии иных мер правительственного реагирования в этом вопросе. Полагаю уместным представить более подробное обоснование нашего прошения.

Православная Церковь поддерживает решение Конституционного Суда от 26 июня 2001 года, что нашло отражение в решениях Священного Синода Русской Православной Церкви и Синода Белорусского Экзархата.

11 января 2001 года состоялась встреча представителей Церкви, Администрации Президента Республики Беларусь, МВД, Совета по делам религий и национальностей, Налогового комитета и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. В ходе встречи была рассмотрена проблема присвоения гражданам республики личных, номеров в новых паспортах и социальных карточках. Тогда же, в адрес Президента Республики Беларусь нами было направлено обращение, в котором была высказана позиция Церкви по данному вопросу. Так, было обращено внимание на то, что «принятие идентификационного номера является первым и самым существенным шагом на пути к последующему созданию глобальной системы тотального контроля над личностью. Иного смысла для присвоения личного номера не усматривается…».

В письме выражена просьба предусмотреть получение паспорта без личного номера, отменив обязательность его присвоения.

Позиция Белорусского Экзархата соответствует общецерковной. В заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года отмечено, что «беспокойство, порождаемое действиями власти, разделяется церковным Священноначалием, ибо, в конце концов, речь идет о защите права верующих жить в соответствии со своими религиозными убеждениями… Вскоре люди, не имеющие налогового кода (индивидуального номера) или пластиковой карточки, могут оказаться практически лишенными возможности получать социальную и медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах: равноправия граждан и свободы совести — принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация. Именно поэтому мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг…».

Министерство Юстиции поддержало позицию Конституционного Суда и 22.07.2003 года в адрес Правительства Республики Беларусь направило соответствующее письмо о необходимости реализации предложений Конституционного Суда Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко также разделяет чаяния православных христиан. На вопрос, заданный посетительницей официального сайта Президента Республики Беларусь: «…пойдет ли государство навстречу своим гражданам (сдавшим паспорта), как это было сделано в России, или они так и останутся изгоями, лишенными основных гражданских прав?», ответил — «Думаю, наше государство может пойти навстречу этим гражданам. В ближайшее время Правительству Республики Беларусь будут даны соответствующие поручения по изучению и решению данного вопроса», (вопрос был задан в рамках пресс-конференции Президента Республики Беларусь А.Г, Лукашенко «Час с Президентом», 24 октября 2003 г., http://president. gov.by/rus/president/otvet/doc5323 .html).

Несмотря на положительные инициативы, вопрос до настоящего времени не решен. Растет число граждан, которые официально сдают паспорта, отказываются от использования личных номеров в банковской, социальной и иных сферах деятельности. В качестве одной из основных причин, заставляющих граждан отказываться от документов, содержащих идентификационные номера, является опасение ограничения прав и свобод личности. Многие рассматривают присвоение им идентификационного номера, как нарушения своего права на имя, гарантированное Конституцией Республики Беларусь. И эти опасения подтверждаются. Так, официальные органы МВД указывают в своих ответах гражданам: «Личный идентификационный номер является средством персонифицирования индивидов в административных реестрах и базах данных. Преимущество его введения заключается, прежде всего, в упрощении контроля и осуществлении регулирующих функций государственными органами. Система личных идентификационных номеров обеспечивает также точную идентификацию лиц по идентификационным номерам, которая заноситься в компьютерные системы» (из ответа ПВС УВД Брестского облисполкома № 11/Я-2, от 21.01.04). Личный идентификационный номер, содержащийся в паспорте гражданина Республики Беларусь, многими гражданами воспринимается как замена имени человека в компьютерных системах государствас целью ужесточение контроля над гражданам и Некоторые православные христиане воспринимают свое личное согласие на присвоение и использование цифрового имени как отказ от Богом данного при Святом Крещении Имени, а также как отречение от своего отца и всего рода.

В Российской Федерации состоялось несколько судебных процессов по искам граждан, которые отказались от присвоения личных номеров в сфере налогообложения (ИНН). В ходе процессов были проведены технические экспертизы, выводы которых подтверждают связь ИНН, различных стандартов штрихового кодирования с апокалипсическим числом зверя 666 (Экспертное заключение по иску «О признании права состоять на учете в налоговом органе без использования ИНН». Решение Приозерского Городского суда Ленинградской области от 13 февраля 2002 г.).

И хотя Православная Церковь не разделяет такую позицию, определенные силы стремятся дестабилизировать обстановку, внести совершенно ненужный раскол в обществе. Мы обеспокоены духовным состоянием тех граждан, которые в своем протесте идут за теми духовными лидерами, которые высказывают только свои личные взгляды по этому очень непростому вопросу с Богословской точки зрения.

Анализ показал, что личные идентификационные номера являются неотъемлемым элементом машиносчитываемого паспорта гражданина Республики Беларусь и соответствует международному стандарту IKAO. В ответах на заявления граждан прямо указывается, что машиносчитываемый паспорт гражданина Республики Беларусь, разработан на основе стандарта, принятого «в Международной организации гражданской авиации (IКАО) … Международный стандарт для машиносчитываемых паспортов наряду с другими обязательными реквизитами предусматривает наличие номера идентификации (или личного номера)» (из ответа ПВС УВД Брестского облисполкома № 11/Я-2, от 21 .01 .04). «Номер идентификации является обязательным реквизитом машиносчитываемого паспорта» (из письма Управления Паспортно-визовой службы МВД РБ от 24.02. 2003 г. № 40/Кол-1). Применение подобного стандарта многими гражданами воспринимается как ущемление личных прав и нарушение Конституции, в которой провозглашается, что «высшей ценностью и целью государства и общества является человек и его права» (ст. 2 Конституции Республики Беларусь). Поскольку в национальном законодательстве не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции, часть граждан воспринимает внедрение международного стандарта без их согласия и согласия Парламента как коллизию правовых норм и как противоречие с основополагающим принципом свободы совести человека.

Ряд граждан полагает, что присвоение личных номеров идентифицирует их с узниками концлагерей нацистской Германии, в которых проводилось присвоение личных номеров с клеймением в целях контроля и осуществления регулирующих функций администрацией лагерей. (Сборник материалов Нюрнбергского Процесса. М.: Юридич. лит. 1954. Т. 1, Раздел «Обвинительное заключение с. 40, с. 448; Т. 2, Раздел «Преступления против человечности», с. 865, с. 872, с. 873, с. 910).

Кроме этого, беспокойство граждан обусловлено невольным сравнением паспорта гражданина с паспортом домашних животных, в которых указывается кличка и идентификационный номер животного. Например, решением Европейской Комиссии Европарламента по всей территории Европейского Союза с 3 июля 2004 года вводятся паспорта для домашних животных. Этот паспорт представляет из себя книжечку в синей обложке объемом 20 страниц, где в обязательном порядке вклеивается фотография, указывается домашний адрес, тип шерсти и идентификационный номер животного, который может крепиться к ошейнику или имплантироваться посредством микрочипа (http://www.mssiamiialta.com/fonim/viewtopic.php?t=325X).

К сожалению, государственных служащих разных уровней, как показывают многочисленные ответы на обращения граждан, сложилось превратное мнение о том, что Церковь призывает к принятию личного номера. Следствием этого является нежелание чиновников идти на какой-либо компромисс в решении данной проблемы, ссылаясь исключительно на церковный авторитет.

При таких обстоятельствах мы подтверждаем четкую позицию Церкви, направленную на создание альтернативной системы гражданского учета без использования личных идентификационных номеров граждан исключительно ради сохранения спокойствия в обществе.

Анализ действующего законодательства показывает, что в Республики Беларусь не существует законов, которые обязывают присваивать гражданам личные номера, равно как нет законов, содержащих какое-либо упоминание о личном номере гражданина. Для реализации прав граждан на свое имя и другие права и для снятия ненужной социальной напряженности, нет необходимости изменять Конституцию, Гражданский кодекс и иные законы, достаточно внести изменения в ряд подзаконных актов, что не является юридически сложным.

Исходя из изложенного, считаю необходимым выступить с позиции защиты неотъемлемых прав человека, дарованных Богом и гарантированных Конституцией Республики Беларусь.

Прежде всего, полагаю необходимым представить на разрешение Конституционного Суда Республики Беларусь вопрос о соответствии Констатации тех правовых актов, которые предусматривают присвоение гражданам, без их согласия, личных идентификационных номеров (Положение о паспорте гражданина Республики Беларусь, Инструкцию МВД о порядке применения положения о паспорте гражданина Республики Беларусь и Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования).

Представляется целесообразным внести изменения и дополнения в действующее законодательство:

1. Дополнить пункт 6 Положения о паспорте гражданина Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 14.07.93 № 463 словами следующего содержания:

«Номер идентификации вноситься при согласии гражданина. Паспорт может не содержать графической и электронной машиносчитываемой записи, а также соответствующих технических средств (штрих-код, микрочип, феромагнитные полосы и т.п.)».

2. В Инструкцию о порядке применения положения о паспорте гражданина Республики Беларусь (Приложение 2 к Приказу МВД Республики Беларусь от 1 февраля 1995 г., № 13), в пункт 6.1, после слов «Паспорт является машиносчитываемым документом, соответствующим международным стандартам», внести дополнение следующего содержания: «По желанию гражданина паспорт может не содержать графической и электронной   машиносчитываемой записи, а также соответствующих технических средств (штрих-код, микрочип, ферромагнитные полосы и т.п., и не соответствовать стандарту IKAO)».

В пункт 6.2 данной инструкции после слов «Заполнение реквизитов паспорта осуществляется специальными подразделениями МВД, УВД с использованием автоматизированной системы «Паспорт»», внести дополнение следующего» содержания: «По желанию гражданина номер идентификации не присваивается» и не вноситься. В случае отказа гражданина от ранее присвоенного номера идентификации, номер идентификации удаляется и не используется в автоматизированной системе «Паспорт»».

Дополнить Инструкцию пунктом 52.3 следующего содержания: «В случае отказа гражданина от использования личного номера, по его просьбе вместо паспорта, выдается справка № 9, без личного номера».

3. В Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования внести пункт следующего содержания: «В случае отказа гражданина от принятия страхового номера, уплата социальных взносов, учет сведений о застрахованном лице осуществляется только с использованием метрических данных, номера и серии паспорта. Страховой номер не присваивается». В тексте, нанесенном на карточку исключить слова: «изменения пола»

4. На основании статьи 10 (Документ, подтверждающий гражданство Республики Беларусь) Закона о гражданстве Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. N 136-3, гражданам, сдавшим свои паспорта в подразделения паспортно-визовой службы по месту жительства, по их просьбе, выдать справку установленного образца, идентичную справке формы № 9, без указания личного номера, удостоверяющую личность гражданина наравне с паспортом, с правом предъявления ее при совершения правовых сделок. Срок действия этого документа установить до разрешения вопроса о выдаче паспортов без личных номеров.

5. Имеющиеся у граждан Республики Беларусь паспорта граждан СССР образца 1974 года, по желанию гражданина, оставить в качестве документа удостоверяющего личность — без ограничения срока действия.

6. Законодательно установить, что по желанию гражданина все взаимоотношения с государством финансовые, гражданские и иные совершались без присвоения какого либо идентификационного номера. На сегодняшний день технически возможно осуществлять контроль и учет граждан в компьютерных базах по метрическим данным. Это право может быть закреплено специальным штампом в паспорте либо в справке № 9.

7. Лица, отказавшиеся от полученных ранее паспортов гражданина Республики Беларусь образца 1996 г. или не желающие обменивать паспорт гражданина СССР образца 1974 года не должны подвергаться дискриминации.

С высоким уважением

Митрополит Минский и Слуцкий Патриарший Экзарх всея Беларуси