Особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи

Pasha 65В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: I) пасхальные, 2) воскрес­ные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песно­пения помещены последовательно в Цветной Триоди. Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом «Пасха», например: «канон Пасхи». Воскресные песно­пения обозначается словом «воскресни», например: «стихиры воскресны».

Песнопения Триоди обозначаются словами: «Триоди», «пра­здника», «праздника Триоди», «настоящие Недели», или назва­нием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом «дне», например: «седален дне».

Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Препо­ловения, которое продолжается 7 дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслаб­ленного или самарянине.

Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея ос­тавляется, за исключением служб св. вмч. Георгия, св. апо­столу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением совершаются на повечериях.,

В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песно­пения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.

 

Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе…»

От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начина­ются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе…».

Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе…» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием этот тропарь триж­ды поет хор.

На литургии, после возгласа: «Благословенно Царство…», священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тро­парь: «Христос воскресе…», хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открывает­ся). «Христос воскресе…» поется (один раз) также вместо «Видехом свет истинный…» и после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже…» (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже…» — конец обычный: «Слава, и ныне…» и прочее.

Тропарь «Христос воскресе…» поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, венчания, отпевания и других служб.

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припе­вами «Да воскреснет Бог» поются только, после стиховных (вос­кресных) стихир великой вечерни, причем порядок пения их та­ков: первая стихира воскресная, а затем пасхальная. Далее на «Слава» поется стихира снова воскресная, на «И ныне» — пасхальная «Воскресения день и просветимся торжеством…». В конце последней стихиры Пасхи «Христос воскресе» поется только один раз. На утрени в хвалитных стихирах стихиры Пас­хи не поются. В седмичные дни стихиры Пасхи не поются вовсе.

На воскресном всенощном бдении, после прочтения Еван­гелия, «Воскресение Христово видевше…» поется трижды. В седмичные дни «Воскресение Христово видевше…» поется на утрени один раз (после кафизмы).

Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении с ка­ноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслаб­ленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Трио­ди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключитель­ное «Христос воскресе…» (трижды) в конце каждой песни не поется.

9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни -ирмос: «Светися, светися», припев «Христос воскресе из. мерт­вых» и тропарь: «О Божественного, о любезного», затем при­пев и тропарь: «О, Пасха Велия»; после этого Богородичны тропаря с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и за­тем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

После канона — светилен Пасхи и Триоди.

В седмичные дни канон Пасхи не поется[1],  но и в поли елейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичнне дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Три­оди канон настоящей Недели (Фоминой, Жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его)

Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честней­шую» не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ир­мос 9-й песни. Но в седмичные дни «Честнейшую» поется

Экзапостиларий «Плотию уснув» поется в тех же неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и экзапостилария царския врата открыты.

На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе…» кондак: «Аще и во гроб…»

В воскресные и седмичные дни — в период пения Цветной Триоди — на литургии поются изобразительны.

После малого входа (в воскресенья) — тропарь воскресный, «Слава» — кондак Триоди, «И ныне» — кондак Пасхи. Вместо «До­стойно» — «Ангел вопияше… Светися, светися…».

Причастен Пасхи — «Тело Христово приимите» (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: «Вос­кресный из мертвых, Христос, истинный Бог наш…». Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отда­ния Пасхи.

Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Тро­ицы Устав отменяет.

 

Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его

Всего Недель до отдания Пасхи — шесть, а до Пятидесят­ницы — семь.

1-я Неделя — Пасхальная, 2-я — Фомина, 3-я — свв. жен-мироносиц, 4-я — о расслабленном, 5-я — о самаряныни, 6-я — о слепом, 7-я — святых отчев Первого Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и сед­мицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.

Третья Неделя по Пасхе носит название свв. жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Хрис­тову и Его славному Воскресению, весть о котором удостои­лись воспринять первыми жены-мироносицы.

На утрени, на «Бог Господь», поются три тропаря Вели­кой Субботы: «Егда снизшел еси…» (дважды), на «Слава» -«Благообразный Иосиф…», «И ныне» — «Мироносицам женам…»

Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.

Четвертая Неделя — о расслабленном.

В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангель­ской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.

В среду 4-Й седмицы празднуется Преполовение Пятидесят­ницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благо­честия напой водами, яко всем. Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе».

Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накану­не праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон -Триоди, но не Пасхи. Катавасия: «Море сгустил еси…». «Честнейшую» не поется, после 8-й песни — сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо «До­стойно» поется ирмос: «Чужде матерем девство…». После ли­тургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Боже­ственного учения о живой воде Св. Духа.

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: «Чужде матерем девство…». В дни между Преполовением и его отда­нием — Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше… Светися, свети-ся…».

Пятая Неделя — о самаряныне.

В эту неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной — самарянкой (еван­гелие на утреня — от Иоанна, зач. 63-е).

Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в вос­кресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник — служба попразднства Преполовения, в среду — отда­ние его.

Шестая Неделя — о слепом.

В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасите­лем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновление храма (Мф., зач. 67-е).

ОТДАНИЕ ПАСХИ совершается в среду 6-й седмицы. Одно­временно поются песнопения Недели о слепом и предпразднст-ва Вознесения Господня (предпразднство — только один день).

Служба отдания совершается подобно тому, как и в от­дание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени в литургии — то же, что и в Светлую седмицу. Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит началь—ный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог…» и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый…» с вспоминанием святого дня, а в конце других служб — обыч­ный воскресный отпуст.

На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше…». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.

На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона — светилен Пасхи: «Плотию уснув…» (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом.

Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).

После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называ­емую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.

 



[1] Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году , а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели: жен-мироносиц, о рас­слабленном, о самаряныни и о слепом а также в отдание Пасхи. Подробнее о соединении служб Триоди и Минеи в седмичные дни от недели Фоминой до отдания Пятидесятницы служебные указания на 1950 и 1951 гг. Вып. II-Й.