Страстная седмица (Первые три дня)

indexВ богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, кото­рое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утре­ни и литургии.

В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовав­ший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть сооте­чественниками. Кроме того, в этот день воспоминается прок­лятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужив­шей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь но нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.

Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и вся­кая душа человеческая, не приносящая духовных плодов — ис­тинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскре­сении мертвых. Страшном суде и кончине мира, притчи о де­сяти девах и о талантах. В притчах изображается неожидан­ность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ

Воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, ког­да Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.

Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Неделю ваий (воскресенье), вечером, служба начина­ется с 9-го часа, затем следуют вечерня[1] и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в после­дующие дни, вечером, — малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.

На УТРЕНИ, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь:

«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, огоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Цар­ствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном при­шествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрство­ванию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении «Се, Жених…» отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании тре­тьей кафизмы и седальна диакон произносит: «И о сподобити-ся нам…» Царские врата открываются и читается (на престо­ле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник — от Иоанна, зач. 84; во Вторник — от Матфея, зач. 90; в Среду — от Иоанна, зач. 41),

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя…» и возгласа: «Милостию и щедротами…» поет­ся трипеснец Триоди (в Понедельник — 1-я, 8-я и 9-я песни;

во Вторник — двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду — 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение кано­на. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется све­тилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одеж- ды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды).

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемое и плачем, подобно невесте, ос­тавленной вне брачного чертога.

Далее — хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на «И ныне» — чтец: «Тебе слава подоба­ет…» и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси…» священник: «Мир всем». «Главы наша Господеви…» и произносится второй возглас: «Твое бо есть еже миловати…» Далее стихиры на стиховне, и чтец: «Благо есть исповедатися…» (дважды), Трисвятое по «Отче наш», тро­парь: «В храме стояще славы Твоея…», «Господи, помилуй» (40), «Слава и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним бла­гослови, отче». Иерей: «Сый благословен…» Чтец: «Небесный Царю…» Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-Й час, начиная: «Приидите, поклонимся…».

В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечер­ни в неделю ваий и в конце служб — утрени, изобразитель­ных[2] и литургии, — бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…»[3].

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах[4] последовательно и сполна прочитывается все Четве­роевангелие (в 9-ти отделах) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий…» (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на сере­дине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Еванге­лия бывает такой, как и на чтение великих часов.

Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вмес­то пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, со­зерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход — о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдаль­ца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается литур­гия Преждеосвященных Даров[5].

После пения «Да исправится молитва моя…» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в По­недельник — Мф., зач. 98, во Вторник — Мф., зач. 102, в Среду — Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается.

В Великую Среду в конце литургии (после «Буди имя Гос-подне» и возгласа «Благословение Господне на вас…») по­следний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя ве­ликими поклонами. Далее священник произносит: «Слава Тебе Христе Боже…», отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть…».

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Боль­шом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памя­ти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа[6].



[1] Вечерня по своему составу такая же, как и в предыдущие воскресные дни, только прокимен не великий, а дневной:

«Се ныне благословите Господа..,». Вход с кадилом. За­тем переоблачается престол и священнослужители в чер­ные облачения (см.: Розанов. Устав, стр. 568).

[2] Примечание. Но в среду на изобразительных, вместо обыч­ного отпуста: «Грядый Господь на вольную страсть…», священник лицом к народу читает молитву: «Владыко многомилостиве…» и по окончании ее произносит: «Благослови­те отцы святии, братия и сестры, и простите мне грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей святей Четыредесятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Ему отвечают: «Бог да посетит тебя и помилует, от­че честный. Помолись и о нас грешных». Священник произ­носит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». И далее возглас: «Молитвами святых отец на­ших…» и следует литургия Преджеосвященных Даров.

[3] Святые дня, храма и составитель литургии но поминаются. (См.: Богослужебн. указания на 1958 г., с.98, а также : Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 31).

[4] На 6-м часе чтению Евангелия предшествует паремия. Но если на часах бывают кафизмы, то они как обычно прочи­тываются после псалмов часа, а затем произносится тро­парь, например, «Иже в шестый день же и час на Кресте…» Далее Богородичен часа и Евангелие.

[5] В эти три дня вход бывает не с кадилом, а с Евангелием. (См.: Типикон, во святой понедельник вечера и т.д.). Примечание. Если Благовещение случится в день, кроме субботы, воскресенья и понедельника в течение всего Ве­ликого поста, то накануне вечерня, по Уставу, соверша­ется без 18-й кафизмы, даже и тогда, когда вечерня бу­дет соединяться с литургией Преждеосвященных Даров. Например, если Благовещение совпало с четвергом, то в среду на литургии Преждеосвященных Даров на вечерни кафизмы 18-й нет. (А Служебник предписывает перенесе­ние святых Даров с Престола на жертвенник именно во вре­мя 18-й кафизмы. В таком случае Св. Дары переносятся на жертвенник при пении стихир на «Господи, воззвах…» с обычными священнодействиями, т.е. — поклонами, кажде­нием и т.п.).

[6] Если храмовой праздник случится на Страстной седмице (а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю ваий, а если слу­чится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковой главе (как, например, о празднова­нии памяти св. вмч. Георгия).

Если случится праздник Благовещения в Великий По­недельник, Вторник или Среду, то служба праздника соеди­няется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощ­ное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды — с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословия) в литию. На утрени поется вместо «Аллилуиа» «Бог Господь» и 3-ы тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праз­дника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берет­ся праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах — молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Зла­тоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см.: Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Еванге­лие же на литургии читается праздника Благовещения и дня.