В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.
В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь но нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.
Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых. Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).
В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ
Воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.
Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы
В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.
В Неделю ваий (воскресенье), вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня[1] и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, — малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.
На УТРЕНИ, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь:
«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, огоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении «Се, Жених…» отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.
Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы и седальна диакон произносит: «И о сподобити-ся нам…» Царские врата открываются и читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник — от Иоанна, зач. 84; во Вторник — от Матфея, зач. 90; в Среду — от Иоанна, зач. 41),
После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя…» и возгласа: «Милостию и щедротами…» поется трипеснец Триоди (в Понедельник — 1-я, 8-я и 9-я песни;
во Вторник — двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду — 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одеж- ды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды).
В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемое и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.
Далее — хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на «И ныне» — чтец: «Тебе слава подобает…» и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси…» священник: «Мир всем». «Главы наша Господеви…» и произносится второй возглас: «Твое бо есть еже миловати…» Далее стихиры на стиховне, и чтец: «Благо есть исповедатися…» (дважды), Трисвятое по «Отче наш», тропарь: «В храме стояще славы Твоея…», «Господи, помилуй» (40), «Слава и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…» Чтец: «Небесный Царю…» Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-Й час, начиная: «Приидите, поклонимся…».
В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в неделю ваий и в конце служб — утрени, изобразительных[2] и литургии, — бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…»[3].
В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах[4] последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий…» (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов.
Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход — о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.
В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров[5].
После пения «Да исправится молитва моя…» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник — Мф., зач. 98, во Вторник — Мф., зач. 102, в Среду — Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается.
В Великую Среду в конце литургии (после «Буди имя Гос-подне» и возгласа «Благословение Господне на вас…») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: «Слава Тебе Христе Боже…», отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть…».
В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа[6].
[1] Вечерня по своему составу такая же, как и в предыдущие воскресные дни, только прокимен не великий, а дневной:
«Се ныне благословите Господа..,». Вход с кадилом. Затем переоблачается престол и священнослужители в черные облачения (см.: Розанов. Устав, стр. 568).
[2] Примечание. Но в среду на изобразительных, вместо обычного отпуста: «Грядый Господь на вольную страсть…», священник лицом к народу читает молитву: «Владыко многомилостиве…» и по окончании ее произносит: «Благословите отцы святии, братия и сестры, и простите мне грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей святей Четыредесятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Ему отвечают: «Бог да посетит тебя и помилует, отче честный. Помолись и о нас грешных». Священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». И далее возглас: «Молитвами святых отец наших…» и следует литургия Преджеосвященных Даров.
[3] Святые дня, храма и составитель литургии но поминаются. (См.: Богослужебн. указания на 1958 г., с.98, а также : Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 31).
[4] На 6-м часе чтению Евангелия предшествует паремия. Но если на часах бывают кафизмы, то они как обычно прочитываются после псалмов часа, а затем произносится тропарь, например, «Иже в шестый день же и час на Кресте…» Далее Богородичен часа и Евангелие.
[5] В эти три дня вход бывает не с кадилом, а с Евангелием. (См.: Типикон, во святой понедельник вечера и т.д.). Примечание. Если Благовещение случится в день, кроме субботы, воскресенья и понедельника в течение всего Великого поста, то накануне вечерня, по Уставу, совершается без 18-й кафизмы, даже и тогда, когда вечерня будет соединяться с литургией Преждеосвященных Даров. Например, если Благовещение совпало с четвергом, то в среду на литургии Преждеосвященных Даров на вечерни кафизмы 18-й нет. (А Служебник предписывает перенесение святых Даров с Престола на жертвенник именно во время 18-й кафизмы. В таком случае Св. Дары переносятся на жертвенник при пении стихир на «Господи, воззвах…» с обычными священнодействиями, т.е. — поклонами, каждением и т.п.).
[6] Если храмовой праздник случится на Страстной седмице (а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковой главе (как, например, о праздновании памяти св. вмч. Георгия).
Если случится праздник Благовещения в Великий Понедельник, Вторник или Среду, то служба праздника соединяется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды — с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословия) в литию. На утрени поется вместо «Аллилуиа» «Бог Господь» и 3-ы тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праздника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берется праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах — молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см.: Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Евангелие же на литургии читается праздника Благовещения и дня.