Великий четверг

56662.bВ этот день в богослужении воспоминаются четыре важ­нейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Ев­харистии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Службы в этот день следующие: вечером (в Среду) -малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром — часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

Особенности богослужения

Накануне ( в Среду вечером) совершается малое повече­рие с трипеснцем св. Андрея Критского.

На утрени, после «Аллилуиа» и стихов обычных посто­вых поется (трижды) особым напевом тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда зло-честивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений ра­чителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Госпо­ди, слава Тебе»[1].

Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря — возглас диакона: «И о сподобитися нам…», и читается Евангелие от Луки, зач. 108 от полу: «Приближашеся праздник опреснок…» По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон:

«Сеченое сечется море Чермное…» (Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» перед каноном не читается). К тропарям кано­на припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9-й песни канона «Честнейшую» не поем, но поем ирмос 9-й песни. Диа­кон запевает перед образом Божией Матери «Странствия Владычня…». Хор: «И бессмертныя трапезы…»[2].

По 9-й песни — екзапостиларий (трижды): «Чертог Твой…»,

Начало утре! и такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть…» — единожды. По Трисвятом — тропарь «Егда славнии ученицы…», после которого сугу­бая ектения. Далее диакон произносит: «Премудрость». Хор:

«Благослови». Священник: «Сый благословен…». Хор: «Утвер­ди, Боже…», и читается 1-й час.

Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов.

На утрени, после 1-го часа, а также после изобразитель­ных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. «Грядый Господь на вольную страсть…»[3]. Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем…» совершаются вместо, «поскору», без пения[4]. Лишь в конце изобразительных, после возгласа ди­акона «Премудрость», поется «Достойно есть…» и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером[5].

После стихир на «Господи, воззвах» и входа с Еванге­лием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны.

После третьей паремии произносится малая ектения, по­ется Трисвятое и далее — обычный порядок литургии святого Василия Великого.

На литургии читается Апостол (Коринф., зач. 149) и Евангелие — избранные моста в благовествовании трех еван­гелистов (Матфея, зач., 107, Луки, зач. 109 и Иоанна, зач. 44).

Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха:

«Тело Христово приимите…» (при причащении народа), а также вместо: «Да исполнятся уста наша…» поется песнь:

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», в которой содержится обличение Иуды и испове­дание благоразумного разбойника.

Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы».

ЗАДОСТОЙНИК ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА

(ирмос 9-й песни канона)

«Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на гор­нем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся: возшедша Слова от Слова научившеся, Его же величаем».

«Гостеприимства (угоще­ний) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, вернии, насладимся, устре­мив горе наш ум. Слово при­шло сюда на горнее место, как снедь верным, это узна­ли мы от Самого Слова. Кото­рое мы прославляем» (Лк.22, 12).

В конце литургии произносится особый отпуст, указан­ный в Служебнике: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, ис­тинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». (Святые храма и дня не поминаются. См.: В. Розанов. Устав, стр. 376).

Вечером в Великий Четверг, по Уставу, положено совер­шать малое повечерие с трипеснцем[6].



[1] Русский перевод: «Когда славные досточтимые) ученики на вечери, при умовении ног просвещались (от действий и слов Христовых — Ин. 13, 3-15), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился, и Тебе, Пра­ведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. Жад­ный собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них! Избегай жадности — вот на что она дерзнула по отношению к Учителю. Господи, милостивый во всем, да бу­дет слава Тебе!»

[2] Богослужебные указания на 1949 г., с. 81.

[3] См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 175, 182; срав. Розанов. Цит. соч., с. 574-575.

[4] В Великий Четверг и Пятницу на Изобразительных не быва­ет припева, как в предыдущие недели, — «Помяни нас, Господи…», но вычитывается все подряд.

[5] 2) В воспоминание событий этого дня, после заамвонной мо­литвы в конце литургии, в патриаршем соборе, а также в кафедральных соборах при архиерейском служении соверша­ется трогательный обряд омовения ног (имеется в Большом Требнике и в особой книжке), который воскрешает перед нашими очами безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам перед Тайной Вечерей, и проповедует высоту христианского смирения. Обряд совершается посре­ди храма. При чтении протодиаконом соответствующих мест из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умы­вает и вытирает полотенцем ноги сидя им по обе стороны 12-ти священникам, изображающим собою собравшихся на Вечерю учеников господа.

Иногда в патриаршем соборе на литургии Великого Четверга, после Великого входа, совершается Патриархом еще другой чин — освящение св. Мира.

[6] Если Благовещение случится в Великий Четверг, то в Сре­ду вечером всенощное бдение начинается с великого пове­черия. На литургии и на стиховне — стихиры Благовещения, на благословении хлебов — тропарь праздника (трижды).

На утрени, на «Бог Господь» поется тропарь Благовещения дважды), «Слава, и ныне: Егда славнии ученицы…» Затем — полиелей и величание Благовещения. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен, Евангелие и (после него) стихира — Благовещения. Канон праздника и дня. Ка­тавасия — ирмосы канона Великого Четверга, На 9-й пес­ни вместо «Честнейшую» — припевы праздника. Светилен праздника. «Слава» — дня, «И ныне — праздника.

Часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительны совершаются как обычно.

Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие — дня и праздника.

Вместо «Достойно есть» поется ирмос «Странствия Вла­дычня…», и только если храм Благовещения, поется Задостойник: «Яко одушевленному Божию кивоту» с припевом.

Вместо Херувимской песни и «Да исполнятся уста на­ша…» поется «Вечери Твоея Тайныя…»

Отпуст — Великого Четверга.