Новорожденный ребенок (0–28 дней)

200. Период новорожденного ребенка (см. пункт 5) подразделяется на два периода: ранний неонатальный период (0–7 дней) и поздний неонатальный период (828 дней).

201. Психический подход к рождению ребенка. а) В родильном доме. Два решающих события обусловливают здоровье человеческого существа: зачатие (то есть процесс, посредством которого зарождается новое существо в результате оплодотворения яйцеклетки сперматозои­дом), если оба родителя – отец и мать – здоровы и не передают из свое­го генетического арсенала какой-нибудь наследственный порок или бо­лезнь; в дальнейшем, благодаря соответствующему уходу, их потомки будут иметь все шансы для того, чтобы вырасти здоровыми людьми, обла­дающими необходимыми способностями для нормального развития в течение всего их будущего существования.

Вторым решающим событием является рождение. После 9 месяцев беременности, сопровождающейся столькими надеждами и сомнениями, следуют роды, которые несмотря на все ожидания, наступают быстро и непредвиденно.

Во время беременности и родов плод находится в полном единстве со своей матерью, которая обеспечивает ему все необходимые условия и вещества для развития. Мать и плод находятся в состоянии симбиоза, которое по существу продолжается и в первом году жизни. Основная предпосылка для психического равновесия матери. и для нормального развития грудного ребенка состоит в том, как воспринимает мать внутри себя эту биосистему, это единство между ней и плодом. В главах о беремен­ности говорилось о психической гигиене беременной женщины. То, что утверждалось о психическом подходе матери к ребенку относится не только к периоду беременности, но и к акту родов. Ко времени приближе­ния родов, при поступлении в родильный дом, в течение «родовых бо­лей» (схваток), мать должна быть уверена в том, что роды являются физиологическим процессом. Даже и в полностью физиологических усло­виях роды представляют собой значительную физическую нагрузку для всего организма. Требуемая мышечная релаксация матери не может осуществляться в состоянии психического напряжения. Каждая жен­щина должна твердо помнить, что у большинства женщин роды проте­кают нормально. Наши бабушки и прабабушки, женщины с незапамятных времен рожали детей без помех и трудностей. Их естественность, спокойствие и безмятежность являлись незыблемой опорой для благо­получного завершения этого события, которое придает цельность и со­держание человеческому существу женского пола. Несчастные случай прошлого происходили благодаря отсутствию родильных домов и неуме­лости случайных повивальных бабок.

В настоящее время, благодаря высоким достижениям медицинской науки, современному оборудованию родильных домов и организованной государством бесплатной заботе о матери и ребенке, все опасности прош­лого окончательно исчезли.

«Современная» женщина, оторванная от старых традиций, переда­ваемых устно матерями и бабушками, а с другой стороны благодаря ее активному участию в напряженной жизни XX века, является как психи­чески, так и с точки зрения осведомленности менее подготовленной чем прошлые поколения. Многие женщины в наши дни ощущают боязнь перед родовым актом. Эта боязнь поддерживается неосведомленностью относительно родов, ошибочными понятиями, полученными от несведущих лиц (сослуживиц, родственниц, неумелых акушерок, из фильмов и романов, оканчивающихся трагическими событиями, связанными с родами и пр.).

Помимо боязни встречается иногда и нежелание иметь детей.

К этому можно добавить и то обстоятельство, что некоторые жен­щины рожают в состоянии полного физического и психического истощения благодаря неуравновешенному образу жизни, который они вели до тех пор.

Если появившийся на свет ребенок был зачат здоровыми родителями, если во время беременности уход был соответствующим, то нет никаких оснований для беспокойства. При хорошо осведомленном враче-акушере относительно прошлого матери и течения беременности, даже и в случае возникновения непредвиденных ситуаций, последние разрешаются быстро и эффективно. Сразу после родов, даже в непредвиденных ситуациях, мать не должна терять веру в свои силы и быть уверенной в том, что своей преданностью (кормление грудью, постоянная забота, правильный уход) ей удастся со временем преодолеть последствия этих происшествий. Нас­чет эволюции ребенка, пострадавшего при рождении, можно высказаться с уверенностью только по истечении известного периода времени, в резуль­тате наблюдения показателей физического, психического и моторного развития. Существует множество примеров знаменитых людей, которые представляли то или иное страдание при рождении. Одним из них может служить выдержка из автобиографического сочинения «Поэзия и правда» великого немецкого писателя Гёте: «благодаря неумелости повивальной бабки, я родился почти мертвым и только путем множества разных уси­лий мне удалось увидеть свет. Это обстоятельство, в котором мои родные проявили беспокойство, пошло на пользу моим согражданам, потому что мой дед по матери, городской голова Иоханн Вольфганг Текстор, нанял, в результате этого происшествия, акушера и приступил к введе­нию и обновлению акушерства, что вероятно пошло на пользу многим родившимся после меня детям». Гёте родился 28 августа 1749 г. С тех пор акушерство достаточно «обновилось» . Кроме этого, любая мать была бы горда родить, как бы так ни было, второго такого человека как Гёте! Поэтому женщина должна быть осведомленной и обладать некоторыми знаниями о родах, что поможет ей лучше понимать и соблюдать предпи­сания врача и акушерки.

б) Возвращение в семью. Помыслы и заботы всей семьи должны на­правляться в первую очередь к матери. В течение многих месяцев ее ор­ганизм приспособлялся к присутствию плода. В момент рождения про­исходит резкая перемена. Это значительное биологическое изменение (гормональное и пр.) является своего рода шоком. Самым ярким его про­явлением являются так называемые «пуэрперальные слезы». Достаточно новорожденному ребенку высосать на 5 мл меньше молока или мужу выразить малейшее сомнение насчет матери или ребенка, или же матери прийти к выводу, что ни одна из юбок ей больше не пригодится, как она начинает проливать горькие слезы. Здесь начинается роль мужа-отца, который должен проявить необходимое понимание этих явлений депрес­сии. «Женщине необходимы 9 месяцев, чтобы стать матерью, а матери 9 месяцев, чтобы снова стать женщиной. Она нуждается в бережливом отношении для преодоления обоих этих периодов!»

202. О семейной жизни. Молодая женщина остается женой своего мужа, даже если она стала матерью. Несмотря на преобладание у нее материнского инстинкта, она должна, также как и раньше, заботиться о муже и проявлять такой же интерес и любовь к нему. Если она будет вести себя иначе, то в конце концов муж станет предпочитать общество приятелей вне семьи. Правильное планирование времени позволяет ма­тери заниматься ребенком, мужем и собой. Для этого надо верить в соб­ственные силы: любая мать справляется со своим ребенком! Цивилизация предоставила в распоряжение матери множество облегчающих возмож­ностей: готовую одежду для ребенка, электрохолодильник, стиральную машину, промышленные молочные препараты, соковыжималку и т. д., которые позволяют сэкономить время.

203. Старший ребенок воспринимает прибытие другого ребенка тем интенсивнее, чем он старше. Между 1 и 2 годами психологические вопросы не имеют большого значения, однако начиная с 2 лет ребенок уже пони­мает больше; родители должны его подготовить к тем переменам, которые произойдут, когда маленького привезут домой. Бесполезно сообщать ему об этом прибытии еще с момента, когда врач подтвердил беременность. Лучше подождать до тех пор, когда мать «пополнеет», когда у нее «вырастет живот», чтобы сообщить эту новость. Ожидание тянется долго для старшего ребенка. Часто в доме говорится о «малыше», родители и друзья интересуются и говорят обо всем том новом, что связано с ожида­емым событием, а старший ребенок чувствует себя уже несколько забы­тым. Обычно родители, родственники и друзья повторяют ему одну и ту же фразу: «У тебя будет сестричка или братик». Дни идут и ничего не случается, а мама продолжает «толстеть» . Вскоре начинаются приготов­ления, часто вносится еще одна кроватка в его комнату. Из психологи­ческих соображений лучше не менять кровати ребенка в этот момент, так как у него может возникнуть чувство потери чего-то личного. Поэтому хорошо спрашивать его мнение насчет подготовки угла для «малыша». Он почувствует себя полезным, так как может оказать услугу новопри­бывающему. Старший ребенок ошибочно воспринимает то, что должно случиться: отсюда нередко вытекает большое разочарование, чаще у мальчика чем у девочки, когда ребенок видит такое маленькое, беспомощ­ное существо, которое только и знает есть, спать и плакать и которым мама должна заниматься все время. Он ожидал будущего товарища по играм, но ему придется еще долго ждать пока это осуществится. В наши дни дети сталкиваются с более естественным миром, в котором правду от них более не скрывают. Поэтому совершенно ошибочно выдумывать устарелые сказки об аистах, розах, капустах и пр. Дети достаточно тол­ковы и наблюдательны, чтобы прекрасно видеть какие изменения проис­ходят у матери. Гораздо проще сказать ребенку, что «малыш» находится очень близко от маминого сердца, откуда пришли (или пришел) и осталь­ные братья (другой брат). Детям постарше (6–7лет) надо рассказать, согласно их пониманию, как зарождается, носится во время беременности и рождается ребенок; после 10–11 лет надо предоставлять в распоря­жение детей книги о человеческом размножении. Источником разоча­рований для детей являются догадки относительно пола ожидаемого ребенка.

Ожидание второго ребенка в семье не так просто, если родители желают, чтобы старший ребенок был полностью согласен с этим при­бытием. Нельзя отрицать, что новые проблемы психологического порядка возникают с прибытием новорожденного. Несмотря на это, такие проб­лемы разрешаются быстро, когда ожидание было хорошо подготовлено.

а) Прием, оказываемый братьями и сестрами. Для чувствитель­ного ребенка прибытие брата или сестры является источником глубокого волнения. Он счастлив сообщить об этом рождении всем встречным лицам и своим маленьким друзьям (в детском садике или в школе). Если «ма­лыш» того же пола, старший ребенок считает себя выше этого новорож­денного. Младший брат для «старшей сестры» (или наоборот) вызы­вает некоторый страх перед неизвестностью, которую он олицетво­ряет. Когда новорожденный является не тем, что он ожидал, старший ребенок несколько озадачен, но воображение поможет ему, чтобы ново­рожденный показался в большинстве случаев именно таким, каким он его себе воображал (часто совсем иначе чем в действительности). Этим объясняются такие эпизоды, как следующий: мальчик 3-х лет звонит матери по телефону в родильный дом: «дай мне к телефону братика, я хочу с ним поговорить». Когда братья постарше, сюрприз, смешанный с некоторой боязнью, уже не настолько сильный, в особенности когда в доме уже есть несколько детей.

Роды могут вызвать большое смятение у очень чутких и робких детей. Бывает, что во время пребывания матери в родильном доме, ребенка (детей) уводят из дому в другую семью; если его помещают у бабушки и дедушки или у других близких родственников (где его обычно балуют), реакции окажутся менее сильными; если же его отдают чужим (знакомым или помещают в учреждение для содержания здоровых детей), возможно, что эта временная разлука будет восприниматься как некое исключение и расстроит его на долгое время, даже если отец берет его на ночь домой.

Для братьев и сестер прибытие новорожденного подымает всегда множество проблем. Дети между 2 и 5 годами проявляют ряд комплекс­ных и противоречивых чувств (любопытство и интерес, ревность и бес­покойство, разочарование и даже враждебность), которые могут стать в основу многих психологических конфликтов. Они выражают их различ­ным отношением: сперва, они все время подходят к «малышу», которого разглядывают, трогают, щекочут, щипают из желания вызвать у него реакции. «Малыш» становится центром интереса «старшего», который пытается привлечь его внимание, показывая ему свои игрушки и книги; он кричит, поет, что часто вызывает со стороны взрослых резкое, непо­нятное для ребенка, отношение. В эти дни и в последующие недели дети могут проявлять себя по-разному: а) мальчики, которые до тех пор поль­зовались горшочком, снова начинают «делать в штаны»; б) девочки (в особенности) хотят пить молоко из «соски», как это дается и «малышу»; в таких ситуациях, чтобы не лишать их молока и не расширять гамму отрицательных реакций, мы придерживаемся того мнения, что надо вре­менно идти навстречу этому желанию; в) возникает или усиливается потребность сосать палец; г) во время кормления грудью новорожден­ного, старший ребенок хочет стоять вплотную или даже на одном из колен матери; д) иной раз (правда, реже) ребенок в возрасте от 2 до 5 лет про­являет агрессивность и враждебность даже в присутствии родителей; такие импульсы невозможно контролировать. У детей постарше (612 лет) могут появляться снижение успеваемости в школе, стремление к уединению и к уходу из дома; ребенок ищет общество вне семьи (других сверстников, бабушки и т. д.). В тех семьях, где единственный до тех пор ребенок ожидает братика, особенно девочки, помимо гордости про­возглашаемой повсюду, ребенок бывает озабочен и хлопотлив, имитируя действия и жесты матери. Даже и в таких случаях, имея в виду, что у ребенка не хватает рассудительности, чтобы от жеста ласки и заботы не переходить к агрессивному действию по отношению к новорожден­ному, последнего нельзя ни в коем случае оставлять одного со старшим, так как возможны несчастные случаи (удушье, опрокидывание корзинки, падение, подавание неподходящей пищи, применение косметических веществ и пр.)

Эти нормальные реакции можно свести на нет путем снисходитель­ного отношения со стороны родителей. До родов ребенку надо рассказы­вать с умеренностью о будущем «малыше» объясняя ему, что и его также ожидали несколько лет тому назад и помогая ему в устройстве комнаты или уголка для новорожденного. Небольшой подарок в момент возвра­щения из родильного дома несомненно увеличивает радость встречи с матерью, несущей спящего или плачущего младенца. Кроме этого, хорошо просить его помочь (говоря, что он уже «большой»), привлекая его к небольшим услугам, которые подымают его в собственных глазах. Зани­маться новорожденным – это большая радость, которую ему доставляет мама: звать ее, когда малыш плачет, помогать ей, когда она готовит ему соску или пеленает его. Гордость и отношение старшего ребенка бывают просто трогательными.

Со стороны отца, среди жестов ласки по отношению к старшему ребенку мы рекомендуем: а) ласкать его больше чем новорожденного; б) уделять ему время для игр и прогулок; в) вселять в него все время уверенность, что он ничего не потерял из любви родителей; г) хвалить его за более или менее удачную инициативу, но исходящую из доброго намерения; д) допускать (а это труднее) даже и регресс в психомотор­ном развитии (который происходит временно) и в общем поведении ре­бенка.

В заключение следует подчеркнуть, что независимо от возраста стар­ших братьев или сестер, семья должна делать все возможное, чтобы у них не создавалось впечатление, что их оттолкнули на второй план и не проявлять видимого предпочтения новорожденному.

204. «Роль» отца: а) до родов. По мере возможности необходимо, чтобы отец, в одинаковой мере отвечающий за будущие роды, был актив­ным участником в приготовлениях. Он должен являться поддержкой для матери, так как этот период приносит значительные изменения (волнения) в жизнь женщины. Следовательно, муж должен ее успокаивать, внушать ей доверие и оптимизм. Его должно интересовать в одинаковой мере развитие плода; в свою очередь, женщина должна пытаться при­влекать его к участию в своих переживаниях, без того, чтобы это стано­вилось принудительным. Отец проявляет большую взволнованность и интерес, когда ему удается «уловить» движения плода. В большинстве случаев он проявляет вполне справедливую радость, когда плод «двига­ется» впервые. Когда в семье слишком горячо желание иметь ребенка, бывает, что будущий отец слишком волнуется и окружает жену чрезмер­ной заботой. Он боится малейшего жеста, который может повредить ре­бенку; вместо того, чтобы стимулировать хорошее настроение, он может бесконечно попрекать и становиться назойливым, так что жена будет все меньше делиться с ним. Муж может выполнять некоторые домашние дела, в особенности когда жена работает. В те дни, когда он чувствует в ней усталость или беспокойство, будущий отец может приветливо предложить: «отдыхай, я приготовлю обед». Рекомендуется, чтобы жена ему в этом не отказывала! Следует укоренить концепцию, согласно которой участие мужа в хозяйстве должно войти в привычку. Это участие особенно важно в период ожидания ребенка. Подготовка комнаты делается «вдвоем» или же по крайней мере с соглашением отца, даже если он считает, что «это его не касается». Он помогает делать необходимые переделки в квар­тире. Отец должен воспринимать все ожидания и надежды будущей ма­тери и обязан содействовать созданию приятной семейной атмосферы. К сожалению, все чаще случается так, что присутствие отца непостоянно. Нельзя отрицать, что отсутствие отца отражается на психике беременной женщины. Во многих семьях, беременной женщине приходится перено­сить самой беспокойства, домашние обязанности, а иногда и критику. Нередко беременной женщине не с кем поделиться своими сомнениями, радостями и надеждами относительно ожидаемого ребенка. Если семей­ное окружение допускает будущего ребенка, одиночество женщины не такое глубокое; часто бывает, что молодой женщине приходится замы­каться в одиночестве из-за семейных разногласий. Иногда отец присут­ствует только физически, проявляя сдержанность и даже равнодушие к будущим родам. В таких случаях муж является лишней тяжестью для женщины.

б) Во время пребывания женщины в родильном доме на долю мужа приходится весьма неблагоприятная и спорная роль. Будущий отец чувствует себя стесненным, иногда смешным, не находит себе места и, что печальнее всего, некоторые и не пытаются играть какую-либо роль. Любой отец должен знать, что вместе с появлением первого ребенка в семье брак входит в новую фазу; по существу лишь с этого момента и начинается настоящая семейная жизнь, с возрастающей массой забот, обязанностей, расходов и, в особенности, ответственности. Маленький живой комочек «переворачивает» и «заполняет» собой весь дом; изменя­ются все прежние привычки, приходится переставлять и дополнять мебель, изменяется все расписание не только следующих дней и недель, но и всей жизни обоих супругов. Благодаря детям семья приобретает свое самое естественное и ценное содержание. Вместе с детьми мы пережи­ваем новое детство, растем вместе с нашими детьми, становимся опять молодыми. Долгое время говорилось, что отец «помогает» матери во всем, что касается детей. Мы считаем, что эта роль помощника недостаточна и несправедлива в наше время, когда мы хвастаемся равноправием полов. Роль отца состоит в сотрудничестве, он должен впрягаться в общее «ярмо» ухода и воспитания детей. Без сотрудничества и разделения уси­лий, женщина – разворачивающая столь активную деятельность в со­временном обществе – не сможет справиться с этой основной задачей любой супружеской пары.

205. Помощь бабушек. Первый месяц после рождения ребенка можно считать самым трудным в жизни матери. Помимо патронажной сестры и отца ребенка необходима еще чья-либо третья помощь. Усталость и переутомление в послеродовом периоде могут весьма отрицательно от­ражаться на здоровье новорожденного и матери.

Желательно, чтобы существовало подлинное согласие между обеими бабушками ребенка. Они должны стараться щадить мать ребенка как с физической, так и с психической точки зрения. Во-первых, бабушки не должны пытаться руководить всем и обращаться с матерью как с ребен­ком. Мать чувствует, что новорожденный является прежде всего ее ре­бенком, принадлежит ей всецело и что она способна его вырастить сама. Бабушки должны сдерживать свои стремления к главенству и руковод­ству, предлагая лишь свой опыт и активное участие в хозяйственных делах с необходимой сдержанностью и тактичностью.

Молодые родители, в свою очередь, должны сознавать, что бабушка их ребенка, благодаря своей беззаветной любви ухаживает за ним с такой самоотверженностью, на какую неспособна даже самая добросовестная сиделка.

Большинство молодых родителей не уверены в своих силах. Как и все новички, они боятся показаться некомпетентными и часто сердятся за малейшую критику.

Многие бабушки помнят и признают свои собственные ошибки и неопытность молодых лет и не вмешиваются; другие чувствуют свое превосходство на том основании, что у них «есть опыт», имеют твердо установленные принципы, обожают своих внуков и не могут удержаться от высказывания и даже навязывания своих мнений.

Врач-педиатр и патронажная сестра помогают родителям уладить свои отношения с бабушками, подробно разбирая различные точки зре­ния. Любые конфликты надо обсуждать открыто, не делая обидных наме­ков или придерживаясь осуждающего молчания. Врач или патронажная сестра должны выступать в роли арбитров, когда возникают разногласия относительно методов ухода.

Мать не должна сдавать своих позиций когда она права, но должна относиться с необходимой тактичностью и пониманием к хорошим наме­рениям бабушек. Разумное поведение молодых обеспечит хорошие отно­шения и помощь бабушек в будущем.

В свою очередь, бабушка – придерживаясь меры и здравого смысла – должна оказывать доверие матери, усваивая новые методы ухода за ребенком.

По истечении декретного отпуска матери следует предпочесть, чтобы вместо чужого лица за ребенком ухаживала бабушка, даже если прихо­дится соглашаться на некоторые компромиссы; было бы наивностью ожидать, что бабушки будут соблюдать все установленные родителями нормы. Но как бы ни ошибочны были некоторые взгляды бабушек отно­сительно ухода за грудными и маленькими детьми, все же бабушки де­лают это с любовью и увлечением, чего нельзя ожидать от постороннего лица, несмотря на всю его опытность и хорошую плату. Впрочем, многие бабушки и дедушки, по выходе на пенсию с трудом привыкают к бездей­ствию; воспитание внуков дает им возможность снова быть полезными, причем их существование обретает новое содержание и новые жизненные стимулы.

206. Посещения. а) В родильном доме. В некоторых родильных домах посещения разрешаются в определенные дни и на короткое время. Рекомендуется, чтобы посетителей было как можно меньше, из числа ближайших родственников (если можно, только отец), а посещения дела­лись при соблюдении установленных руководством роддома дней и усло­вий. Братьям и сестрам новорожденного, если они еще маленькие, не разрешается приходить в роддом из-за их шумливости и беспокойства; школьники могут быть носителями заразных болезней. Родственники и друзья должны проявлять сдержанность. Перед тем как пойти в роддом им следует осведомиться о состоянии здоровья и утомления матери. Посетители должны избегать являться сразу после обеда, чтобы мать могла немного отдохнуть. Они не должны оставаться долго, в особен­ности если есть еще и другие посетители или же если мать интерниро­вана в общей палате. Даже если она одна в палате, надо учитывать, что могут прийти и другие посетители, а это приведет к утомлению роженицы; часто в дни посещений у матерей появляется небольшая лихорадка.

«Простуженные» (с насморком) должны воздержаться от посещений, так как создается риск контаминации матери и новорожденного; несколь­ко написанных строк доставляют такое же удовольствие.

б) На дому. В первые дни после возвращения в семью мать и ново­рожденный нуждаются в покое. Несмотря на самые добрые намерения, посещения не должны делаться ранее 4–5 дней. Мать и новорожденный еще не успели свыкнуться с новым расписанием дня, отличающимся от расписания в родильном доме. Женщина еще не освоилась с новой ролью матери, она часто перегружена заботами о кормлении, уходе за новорожденным и хозяйственными делами. С другой стороны, у нее неустой­чивая психика, ее могут легко расстраивать нежеланные гости или ненужные разговоры и толки; малейшая ирония или критика ее глубоко уязвляет. Суета, вызванная приходом и уходом разных посетителей, ведет к напряженной атмосфере, раздражению матери, а это приводит к тому, что ребенок плачет, хуже сосет, срыгивает и меньше спит.

Новорожденного надо разглядывать на расстоянии; совершенно воспрещается кому бы то ни было (в первые дни отцу и бабушкам вклю­чительно) брать ребенка на руки, целовать его, «играть» с ним, «гово­рить» с ним на близком расстоянии и даже трогать его. Мать должна проявлять твердость и запрещать такое поведение, которое, помимо того, что вызывает состояния беспокойства, может способствовать передаче инфекций.

Следует избегать слишком громких разговоров, так как они утоми­тельны для матери и могут разбудить ребенка, если приближается время кормления. Эта предосторожность тем более необходима во время кормле­ния ребенка. Разговоры по телефону, в особенности длинные и в непод­ходящие часы, могут создавать такие же неудобства. Впрочем, матери нельзя прерывать кормление ребенка; любая резкость может вызвать в будущем трудности во время кормления.

207. Подарки. Роды создают предлог для приношения подарков. Согласно старинному обычаю, при рождении внука бабушка и дедушка дарят драгоценности или другие ценные семейные предметы (украшения, ковры, покрывала, национальные костюмы и пр.). В наше время, отец ребенка дарит матери ювелирные изделия (браслет, ожерелье, часы и пр.) ; первые цветы в комнате должны быть принесены также отцом; все это свидетельствует, с одной стороны, о любви между обоими супру­гами, а с другой, о прочных связях между поколениями, образующих традиции, которые придают содержание и красоту семейной жизни. Это не должно являться некоей обязанностью, но и не единственными прояв­лениями радостной встречи и теплоты. Посетители могут приносить цве­ты, так как они украшают комнату, но при условии, чтобы их аромат не был слишком сильным. Рекомендуется, чтобы цветы не были слишком крупными и в большом количестве, в противном случае, они могут вызы­вать неприятное чувство. Ваза со цветами – подходящий подарок для молодой семьи.

Кроме этого, предметы одежды ручной вязки, как жакетка, чепчики, колготки, поглощающие пеленки, полотенца, набор для туалета (щетка, мыло, кремы, пудра, ножнички для ногтей), соски и пр. доставляют удовольствие и очень полезны.

В последнее время укоренилась мода «координации», которая об­ладает тем преимуществом, что семья получает подарки в зависимости от нужд. Наподобие того, как кое-где составляются «списки для моло­доженов», можно составить «список для новорожденного». Такая фор­мула (пока еще мало распространенная) хороша тем, что таким образом избегается набор подарков в нескольких экземплярах. Так например, близкие родственники информируют друг друга и приносят подарки, которые пополняют приданое, необходимое для ребенка: гарнитур пе­ленок, одеяльца, ванночка, весы, соковыжималка, стенные часы, а в случае более зажиточных родственников: холодильник, коляска, миксер, стиральная машина. Бывает, что родственники и/или друзья ассоцииру­ются, чтобы подарить более дорогой предмет.

208. Как делается заявление о рождении ребенка в Отделение записи актов гражданского состояния. Заявление о рождении нового гражданина делается в течение первых 14 дней после рождения.

Если новорожденный скончался сразу после рождения заявление о рождении и смерти делается одновременно, самое большее – через три дня.

Это заявление делается в Народном совете района, где имело место рождение, с предъявлением паспортов обоих родителей, удостоверения о браке и свидетельства о рождении, выданного родильным отделением, где произошло рождение. Новорожденный будет носить фамилию отца в случае законного брака; в случае «незаконного брака», новорожден­ный получит фамилию отца, если последний его «признает», в противном случае, он получит фамилию матери. Признание ребенка делается либо в родильном доме, либо в Народном совете.

Выбор имени ребенка. Большинство родителей выбирают имя задолго до рож­дения; часть из них не решается сразу. Согласно традиции, имена выбираются среди имен предков (дедушек, бабушек, крестных, близких родственников) или/и среди известных исторических личностей. Мы полагаем, что имя должно быть созвучно фамилии, чтобы их сопоставление не звучало смешно. Следует избегать сочетания двух имен, принадлежавших историческим личностям, как например Наполеон-Цезарь, или же имен современных политических деятелей. Присвоение уменьшительных имен встречается в последнее время весьма часто, но оно может поставить в неловкое положение человека в зрелом возрасте.

Автор: Э.Кэпрару, Г.Кэпрару