14 октября (1 октября по ст. стилю)
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».
История появления праздника связана с двумя Андреями, один из которых был юродивым нищим в Константинополе, другой – князем во Владимире – Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. К середине 12 века в русской письменности получило широкое распространение житие святого Андрея, жившего в X веке. Имя этого подвижника было настолько популярно, что в 60-х годах XII века эпизод из его жития, а именно сообщение о видении Богоматери, послужил основой для установления нового русского праздника — Покрова Пресвятой Богородицы.
Это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал “паче лучей солнечных”. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания (как полагают, принявший иночество с именем Полиевкта и бывший впоследствии Константинопольским патриархом): “Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?” Епифаний ответил: “Вижу, святый отче, и ужасаюсь”. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. “Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан”. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, “долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там”. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: “Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая”. В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: “С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя”. Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.
В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В 1559 году храм Покрова был построен преподобномученником Корнилием в Псково-Печерском монастыре.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: “Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем”.
Святая Церковь, восхваляя Пресвятую Богородицу «как Церкви чудное украшение и всему миру предивный покров», молит покрыть нас омофором милости Своей «от нахождения противных, от глада же и труса и междоусобныя брани». И покров Божией Матери простирается над Россией и над каждым христианином.
История родного края. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Алматы.
Покровский храм был одним из 18 церквей, построенных до революции в городе Верном . В советское время был разрушен. Возродился Покровский приход в 1946 г. уже в другом месте — на окраине города — в маленьком молитвенном домике. Настоятелем прихода был назначен иеромонах Евстафий, а в 50-е гг. его сменил протоиерей Михаил Дунаев. Строительство современного здания храма было начато 1 августа 1981 г., (подготовительные работы под видом реконструкции — в конце 1980 – начале 1981 г.). Была построена пятикупольная церковь. Однако властям это не понравилось: храм показался им слишком высоким и большим. Было приказано убрать купола. Вместо пяти — установили один низенький на крыше. Освящение состоялось в Престольный праздник 14 октября 1983 г. Владыкой Иринеем. Отделочные и иконописные работы, резьба, росписи стен и потолка были завершены к началу 90-х годов. В 1990 г. с южной стороны церкви частный дом был перестроен в здание Крестильного храма в честь всех Святых. Освящен в 1991 г. архиепископом Алексием (ныне митрополит Тульский и Ефремовский).
В ноябре 1991 г. была открыта воскресная школа. В 1993 г. при приходе были открыты катехизаторские семинары, библиотека с фондом около 700 томов , обслуживавшая более 200 верующих. В настоящее время в библиотеке насчитывается более 9 000 книг, окормляется около 2 000 читателей, в субботние и воскресные дни проводятся катехизаторские занятия со взрослыми прихожанами. В 1993 г. была организована группа «Милосердие», сотрудники которой окормляют около 80 инвалидов и престарелых: помогают подготовиться к Таинствам исповеди и Причастия (на дому), ухаживают за одинокими, оказывают им духовную поддержку, обеспечивают продуктами питания. Регулярно оказывается помощь бездомным и малоимущим.
С 1999 г. ведется волонтерская работа в хосписе, постоянно курируется расположенная рядом 4-я городская больница. На базе прихода с 2006 г. проводятся занятия слушателей вечернего Богословско-миссионерского факультета (для мирян) Алматинской Православной Духовной Семинарии.
Настоятель храма- протоиерей Евгений Бобылев. Святыни храма: частица мощей свт. Иннокентия Иркутского, переданная архиепископом Алексием, и чтимая икона Божией Матери «Достойно есть» — литография размером 100 х 70 см., помещенная в киот. В Алтаре хранятся частицы мощей святых угодников Божиих: мучеников младенцев Вифлеемских, преподобных Антония, Нектария, Исаакия I и Моисея Оптинских, Даниила Московского исповедника, Александры Первоначальницы и Марфы Дивеевских, блг. кн. Владимира Новгородского, Стефана Вознесенского, Христа ради юродивого; частицы гроба прп. схиархимандрита Моисея Оптинского, частицы облачения свт. Тихона, Патриарха Московского, и прп. схиархимандрита Исаакия I Оптинского.
Особенности архитектуры: Стены современного храма выстроены из бруса и досок, изнутри оштукатурены. Снаружи здание обшито досками, украшено деревянной резьбой. Стиль деревянных кружев храма ведет начало от древнерусских традиций деревянного зодчества на севере России. В интерьере храма выделяется прекрасный иконостас с пышной золоченой резьбой. Потолок сводчатый, расписан сюжетами из Священного Писания. С южной стороны Покровской церкви расположен Крестильный храм в честь Всех Святых. В 1998 г. построена галерея, соединяющая оба храма в единый архитектурный ансамбль. Здесь расположена иконная лавка, проводится Таинство Исповеди, служатся панихиды. В настоящее время общая площадь занимаемых помещений Покровско-Всехсвятского храма составляет 523,7 кв.м., основная площадь — 471,8 кв.м. На территории прихода находится нарядный деревянный кружевной Крещатик с изящной луковичной главкой, построенный в конце 80-х годов. В 2010 г. завершено строительство нового большого трехэтажного здания Воскресной школы и библиотеки.