В Великую Пятницу совершаются три основные службы: УТРЕНЯ, ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ и ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ с МАЛЫМ ПОВЕЧЕРИЕМ, Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.
УТРЕНЯ. “Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа” должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание УТРЕНИ ВЕЛИКОГО ПЯТКА составляет чтение 12 Евангелий – избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.
Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется “Аллилуиа” со стихами великопостными и тропарь: “Егда славнии ученицы…” (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными – малое каждение.
По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: “И сподобитися нам…”) читается 1-е Евангелие св. Страстей.
Перед чтением каждого Евангелия поется: “Слава страстем Твоим, Господи” (По Уставу, петь: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе”) (а после Евангелия – “Слава долготерпению Твоему, Господи”).
При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляюсь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху.
В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его перво-священническая молитва.
Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектения и се-дален, во время которого совещается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: “И о сподобитися нам…” и читается Евангелие.
Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.
После 6-го Евангелия поются (или читаются) “Блаженны” с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: “Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий”, после чего читается 7-е Евангелие – о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие – о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумско-го: “К Тебе утреннюю…” (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни “Честнейшую” не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: “Честнейшую херувим…”, а хор продолжает: “И славнейшую…”[1]. Причем после 5-й песни произносится малая ектения, а по 9-й песни – малая ектения и поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: “Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя”.
После светильна читается 9-е Евангелие – о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: “Хвалите Господа с небес…” и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие – о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие – о погребении тела Господа в новом гробе. Затем – стиховные стихиры (они же и на вечерни на “Господи, воззвах”) и 12-е Евангелие – о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.
После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается “Благо есть” – единожды, Трисвятое по “Отче наш”, поется тропарь Великого Пятка: “Искупил ны еси от клятвы законныя… “, затем сугубая ектения: “Помилуй нас, Боже…”. Диакон: “Премудрость”. Хор: “Благослови”. Священник: “Сый благословен…”. Хор: “Утверди, Боже…”. Священник: “Пресвятая Богородице…”. Хор: “Честнейшую…” Священник: “Слава Тебе, Христе Боже…”. Хор: “Слава, и ныне” и “благослови”, и бывает отпуст: “Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец”[2].
1-й час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.
ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных), по чину великих часов в Навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На “Слава” на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). В конце великих часов читаются изобразительны “поскору”, начиная: “Во царствии Твоем помяни нас Господи” и т.д. и бывает особый отпуст (см.: Служебник): “Иже нас ради, человек, и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальних апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец”.
(Этот же отпуст – в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени).
Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (У в.) А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.
На ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня -около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м по полудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение.
Начало: “Благословен Бог…” Чтец: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, “Царю Небесный…” и т.д. После мирной ектении, стихир на “Господи, воззвах…” и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, причем перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны[3].
После паремий читаются Апостол (Коринф., зач. 125 -о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка),-о страданиях и крестной смерти Господа.
После Евангелия – сугубая ектения, “Рцем вси…”, “Сподоби, Господи…”, просительная ектения и стиховные стихиры. На “Слава, и ныне” поется стихира: “Тебе одеюща-гося светом, яко ризою…”
В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы (трижды). Затем читается “Ныне отпущаеши”, Трисвятое по “Отче наш”, и при пении тропарей: “Благообразный Иосиф с древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое…” и “Слава, и ныне” – “Мироносицам женам…” Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма, на особом столе или гробнице, Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд также изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб[4].
Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: “Премудрость”, хор: “Благослови” и прочее. Отпуст на великой вечерни в Великую пятницу тот же, что и на великих часах.
Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и “На плач Пресвятой Богородицы”. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. По окончании 9-й песни вместо “Достойно” поется ирмос 9-й песни. Затем трисвятое по “0тче наш” и читается кондак: “Нас ради распятого…” Далее 40 раз “Господи, помилуй” и читается последование обычное. По прочтении молитвы: “Упование мое Отец…” священник произносит “Слава Тебе, Христе Боже…”. Хор: “Слава, и ныне” и бывает малый обычный отпуст.
После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию[5]. (Елеем в это время не помазывают).
Согласно указу Святейшего Синода (в 1855 г.), вынос Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу[6], следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители – в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении “Верую” открываются царские врата и поется стихира: “Тебе одеющагося…” (каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле). Далее, при пении тропаря “Благообразный Иосиф”, Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем – проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и “На плач Пресвятой Богородицы”.
По распоряжению митрополита Филарета (в 1855 г.) и святейшего патриарха Алексия (в 1950 г.) чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии, после заамвонной молитвы: поются стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты) и далее все совершается по обычному чину (приведенному на стр. 255-256). Затем – “Буди имя Господне”, 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст (см. стр. 243)[7].
[1] См.: Служба на каждый день Страстной седмицы, “Богослужебное указание 1949 г.”, стр. 85.
[2] Служба на каждый день Страстной седмицы, стр. 217.
[3] Во время чтений паремий и Апостола настоятель облачается в полное облачение для выноса Плащаницы.
[4] I) Относительно выноса Плащаницы в Великую Пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано, говорится лишь о выносе Плащаницы в Великую Субботу после великого славословия. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу ничего не говорится и в древнейших Уставах Церквей греческих, южнославянских и древнерусских. Поэтому можно думать, что обычай выносить Плащаницу на великой вечерни в Великую Пятницу получил свое начало в практике нашей Церкви уже в ХVIII веке (позже 1695 года, когда наш церковный Устав (Типикон) сначала при патриархе Иоакиме, а затем при Адриане принял свой настоящий, неизменный состав). Обычай этот появился у нас под влиянием позднейшей практики восточ-ных Церквей. В Церквах греческих и болгарских на великой вечерни при пении стихир на стиховне священнослужители, одетые в священные одежды, выходят из алтаря через северные двери, неся на голове епитафий (изображение на Плащанице погребения Спасителя). Впереди идут певцы, диаконы с лампадами и кадилами, позади священников, несущих епитафий, идет архимандрит или священник, несущий в руках Евангелие. Епитафий трижды обносится около гробницы (кувуклии) и поставляется внутри ее. В это время патриарх, не участвующий в выносе Плащаницы, сходит со своей кафедры, подходит к гробнице, поклоняется, целует изображение и отходит, то же делают священники, получают цветы из рук патриарха и отходят. Во все это время поют “Тебе одеющагося…”. После чтения “Ныне отпущаеши…” и по “Отче наш” поются тропари и бывает обычный отпуст вечерни.
[5] Если в Великую Пятницу, в Великую Субботу или в первый день Пасхи случится храмовой праздник или праздник великомученика Георгия, то служба переносится: храма -на понедельник или вторник Светлой седмицы, а великомученика Георгия – на понедельник Светлой седмицы, причем служба праздника соединяется со службой дня (см. Типикон, 46-я храм. гл. и Марк. гл. под 25 апреля).
[6] Если Благовещение случится в Великую Пятницу, то накануне, в Великий Четверг, на вечерни (соединяемой с литургией Василия Великого), на “Господи, воззвах” поются стихиры дня и праздника. Паремии – дня и три праздника. Далее – литургия св. Василия Великого, как обычно в Великий Четверг. Повечерие малое с трипеснцем. Служба на самый праздник начинается с утрени. Особенности этой утрени следующие. На “Бог Господь” – тропарь праздника (дважды), “Слава, и ныне” – “Егда славнии ученицы…”. Затем – обычное последование чтения двенадцати страстных Евангелий.
После 7-го Евангелия поется полиелей и величание Благовещения; затем – степенны 4-го гласа, 1-й антифон, прокимен и Евангелие Благовещения. Затем сразу же читается 8-е страстное Евангелие.
После 8-го Евангелия Страстей и 50-го псалма поется стихира Благовещения и произносится молитва: “Спаси, Боже, люди Твоя…”. Далее, по возгласе священника поется канон Благовещения и дня, после 5-й, 8-й и 9-и песней катавасией служат ирмосы трипеснца.
На 9-й песни (вместо “Честнейшую”) – припевы Благовещения, а после 9-й песни – светилен праздника, “Слава” – дня,” И ныне” – праздника. Далее читается 9-е страстное Евангелие и до конца служба совершается, как обычно в Великую Пятницу (на хвалитех и на стиховне – стихиры праздника и дня). Отпуст дня.
После отпуста совершается 1-й час со всеми особенностями Великого Пятка, т.е. читается паремия Апостол и Евангелие, а также прибавляется тропарь праздника и кондак. Часы же 3-й, 6-й и 9-й читаются так, как обычно бывает в Великий Пяток. Из песнопений праздника берутся только тропарь и кондак: тропарь праздника поется после тропарей часов, а кондак дня и праздника – попеременно. После чтения часов и изобразительных бывает полный отпуст. А затем совершается вечерня в соединении с литургией св. Иоанна Златоуста. На вечерни – вход с Евангелием, прокимен и паремии дня. После малой ектении и возгласа: “Яко свят еси…” – Трисвятое. Затем – прокимен, Апостол и Евангелие сначала Благовещения, а затем дня. Задостойник и причастен – Благовещения.
[7] Об этом см.: Богослужебные указания на 1950 г. Вып. П, изд. Московской Патриархии.