«Пост есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне. А когда примешь это основание, то есть пост, и на место его положишь насыщение чрева и другие неуместные пожелания, тогда все добродетели будут потрясены и разнесены от худых помыслов и от потока страстей, как песок разносится ветром, — и все здание добродетели рушится» (преп. Симеон Новый Богослов).
«Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти» (св. Симеон Фессалоникийский).
«Пост с рассудительностию – обширная обитель для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебаниевсе доброе, потому что пост был заповедию, вначале данной нашему естеству в остережение при вкушении пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания» (преп. Исаак Сирин).