Пять лет назад в Бишкеке впервые состоялись Международные научно-богословские чтения имени одного из выдающихся архипастырей туркестанской епархии начала XX века схиархиепископа Антония (в мантии Димитрия) Абашидзе. С тех пор конференция стала проводиться на ежегодной основе, причем, как отмечают ее участники, с каждым разом выходя на все более высокий уровень. В первых числах ноября прошло юбилейное мероприятие, собравшее гостей из Франции, Грузии, Казахстана, Узбекистана, России и, разумеется, Кыргызстана.
В этом году отправной точки для научной дискуссии стала заданная тема «Уроки прошлого». В своей речи первый секретарь Посольства РФ в Кыргызстане Мария Власова указала на то, что Святейший Патриарх всея Руси Кирилл регулярно заявляет о нападках, которым в современном мире подвергается Православная Церковь, обращаясь к людям с проповедью о необходимости помнить уроки истории и не повторять гибельных ошибок.
«Сегодняшний мир очень хрупкий. Равновесие балансирует буквально на волоске. С того момента, как появились современные технологии, любой человек не может чувствовать себя защищенным и обособленным от происходящих процессов, потому что каждый из нас находится под контролем. Используя эти технологии, можно мгновенно, в считанные часы, перемещать в точно заданном направлении огромные массы людей по всему земному шару с определенной целью. Силы, которые контролируют эти процессы, очень ограниченны и, к большому сожалению, преследуют свои сугубо корыстные цели», – сказала Мария Власова.
Еще она обратила внимание собравшихся на то, что на сегодняшний день действиями манипуляторов общественного мнения на линии фронта оказались две крупнейшие мировые религии – христианство и ислам, которые в совокупности исповедует почти 4 миллиарда человек населения Земли. Их продолжают дискредитировать изнутри и намеренно сталкивают друг с другом, двигая мир к цивилизационной религиозной катастрофе.
«Что это за механизмы? Из ислама сделали «страшилку», связав его тесными ассоциативными связями с терроризмом, экстремизмом и прочими «измами» человеконенавистнической философии. С христианством ведут борьбу немного по-другому. Этот процесс был запущен еще в 50-ые годы XX века в США, когда маленькой группой людей иной ориентации – наркоманами, приверженцами антисоциальных взглядов, во главе с Джеком Керуаком, Алексом Гинзбергом и другими была сформирована этика и эстетика новой контркультуры так называемого «бит-поколения», отвергавшего традиционные ценности, которая за прошедшие несколько десятилетий буквально перевернула мир с ног на голову. Уже сбываются все процессы, которые были описаны в книге немецкого философа и историка Освальда Шпенглера «Гибель Европы», – отметила первый секретарь Посольства РФ в Кыргызстане.
Демонтаж «библейского проекта»
Развила мысли Марии Власовой профессор Кыргызско-Российского Славянского университета Инна Федяй. В своем емком докладе она обнажила концептуальную причину таких негативных мировых тенденций, как уничтожение традиционной семьи, продвижение интересов сексуальных меньшинств, насильственное расовое смешение, разрушение государственности (в частности, события, наблюдаемые на Ближнем Востоке), ослабление гражданского общества и другие. В ее понимании суть состоит в том, что «мировая верхушка» занялась сворачиванием так называемого «библейского проекта» как формы социальной регуляции.
В добиблейские времена в Средиземноморье существовал «египетский проект», который выражался в жесткой форме внешнего контроля за обществом. Когда оно усложнилось, назрела необходимость смены парадигмы. Тогда был начат «библейский проект», ставший формой социальной приватизации христианского религиозного порыва и позволивший перевести общество в режим самоконтроля. Позже, появилась его светская форма (идеология гуманизма, просвещения, марксизма). Докладчик подвела к тому, что в XX веке и библейский проект как форма социальной регуляции перестал устраивать элиты, в связи с чем они занялись поиском и внедрением форм прямого контроля за психосферой человека.
«Это чиппизация, психоделики, управление сознанием через медиа-каналы и прочее. Новые формы рабства, которые сам человек будет приветствовать. При этом место религии начала занимать магия. Все эти разговоры про Эру Водолея не случайны. Таким образом, хотя Церковь и не исчезает, но базовая основа новой цивилизации становится оккультной, а «библейский проект» утрачивает позиции духовного контроля над обществом. Если формы социальной регуляции будут определяться магией, они станут совершенно иными. Это видно в концепции будущего мироустройства, как управляемого хаоса», – считает Инна Федяй.
Вывод профессора Кыргызско-Российского Славянского университет был следующим: Библия является не частью культуры, а ее стержневой основой, матрицей цивилизационного существования. Поэтому с окончанием «библейского проекта» и утратой Церковью духовного контроля, все привычные институты исчезнут. Становится очевидно, что не Церковь нуждается в государстве и обществе, а они в ней. В то время как идет полным ходом насильственная хаотизация всех традиционных институтов, бесполезно бороться со следствиями, а важно осознать причину.
Развеять мифы
Отдельно на конференции обсуждалась тема искаженного освещения процесса вхождения Средней Азии в состав России, начатого 150 лет назад. Юрий Флыгин из Ташкентской духовной семинарии заметил, что научно-исторические дискурсы по данному вопросу сегодня входят в топ-список, причем, в ряде случаев, выражаемые мнения страдают явными измышлениями. В частности, РПЦ приписывают намерения христианизировать коренное население при поддержке гражданских властей, якобы предпринимавших в то время действия по давлению на Ислам. Историк привел ряд исторически свидетельств, опровергающих подобные факты, согласившись лишь с тем, что Россия лишь до XVI века исходила их постулата: «Один Царь и один Бог».
Со времен правления Екатерины II в России начала утверждаться веротерпимость. В одном из положений «Наказа» говорилось, что «гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по-своему закону умягчает и самые жестокие сердца, и способствует тишине в государстве». Еще в XVI веке в состав государства были включены Астраханское и Казанское ханство, что позволило задолго до начала интеграции Средней Азии в состав России сделать выводы о том, как выстраивать государственную политику с учетом конфессиональных факторов. Кроме того, исторический опыт показывал, что всякая иноверная власть может рассчитывать на верность мусульманских подданных, только в одном случае – если не будет вторгаться в принципы шариата.
За годы 1000-летнего мусульманского владычества, население среднеазиатского региона никогда ранее не взаимодействовало с иноверцами. С вхождением в состав России, такие контакты начали происходить регулярно в разных сферах: производство, образование, культура, быт. Без уважительной позиции РПЦ и веротерпимости российский властей интеграция Средней Азии возможно стала бы нерешаемой задачей и наверняка привела бы к массовому кровопролитию. Статья 45 свода основных законов Российской Империи гласила: «Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и Язычникам: да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи».
Единая позиция РПЦ и государства состояла в решительном отказе от миссионерской деятельности. Как отметил Юрий Флыгин, как раз по этому поводу инициируются споры, хотя достаточно привести слова самого епископа Димитрия Абашидзе, который еще в 1910 году говорил: «В Средней Азии духовная власть давным-давно отказалась от каких-либо помыслов относительно миссионерства, поскольку убедилась в полной бесперспективности этого дела. В большинстве своем мусульмане устойчивы в своей религии и не принимают христианские идеалы».
Отдельные случаи перехода мусульман в Православие и наоборот в тот период, безусловно, случались, но крайне редко, причем порой новообращенные преследовали причины меркантильного характера. Так что решение сменить веру всегда исходило из личных помышлений. При Туркестанской епархии действовало миссионерское общество, но оно занималось другими важными задачами – духовным просвещением православного населения и противодействием сектантам.
Другие инсинуации касаются темы «вакуфов» – мусульманского имущества, приносящего доход мечетям или медресе. Традиционно делами при них распоряжались мутаваллии (управляющие), но при такой схеме часть средств нередко расхищалась. Российская власть установила правило, в соответствии с которым доходы с вакуфа сначала поступали в казначейство, а уже потом направлялись исламским учреждениям. Это позволило увеличить денежный приток в последние, а не наоборот, как сегодня пытаются обрисовать ситуацию.
Не «барокко», а бараки
Иерей и директор паломнического центра в Париже Николай Никишин рассказал о положении Православной Церкви во Франции, где он проживает уже 40 лет. Прежде всего гость из Европы подтвердил, что в целом Запад переживает сейчас темные времена. Старый Свет поражен многими вирусами, в том числе СПИДом. Европейское общество по большому счету безбожно, о чем говорят и католические иерархи. Угасает духовное образование, а богослужения приходится проводить в бараках и подвалах.
«Когда я поступил в единственную духовную академию, нас было на первом курсе одиннадцать человек, а на втором курсе – два человека. Когда я уже учился в институте, к нам лекторы приезжали из Иерусалима, Германии. Не менее актуален вопрос, где служить? Мы как-то в шутку разговаривали о церковной архитектуре, и с ужасом осознали, что в нашем случае – это не барокко, а бараки. Мы служим в перестроенных бараках или в подвалах», – поведал Николай Никишин.
Вместе с тем, по его словам, проживающие во Франции арабы, исповедующие ислам, становятся все более агрессивными. К примеру, всего несколько месяцев назад прямо во время мессы там был зарезан священник, которому было уже около 80 лет.
Но что интересно, замечает Николай Никишин, в условиях кризиса духовности Православие неожиданно становится во Франции почти третьей религией! Это обусловлено и тем, что из-за экономического кризиса в последнее время сюда пребывает много православных: украинцев, молдаван, русских. Благодаря этому в обществе сохраняется жизненно необходимый баланс. Поэтому Православие воспринимается как представителям католической церкви, так и интеллигенций, как новый духовный ресурс.
Весьма знаковым видится то, что не так давно в самом центре Парижа рядом с Эйфелевой башней была построена Православная Церковь. Планируется, что 4 декабря она будет освящена Патриархом Кириллом. Как рассказал директор паломнического центра, на землю претендовали арабы, которые хотели соорудить здесь роскошную мечеть, но победу в конкурсе одержали православные.
Общий план
За три дня Свято-антониевских чтений было зачитано несколько десятков докладов в секциях: «Русская православная церковь в Средней Азии: 145-лет Среднеазиатской епархии, 5-лет Бишкекской епархии», «Церковь и СМИ: Участие активистов молодежного движения в освещении проектной деятельности», «Взаимодействие светских и православных организаций в социальной деятельности», «Научно-методическое обеспечение изучение религии в системе светского и религиозного образования», «Паломничество – один из аспектов богословия в жизни христианина». По завершении мероприятия епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил представил проект резолюции пятых научно-богословский международных чтений памяти святого схиархиепископа Антония Абашидзе, включивший в себя более двадцати положений.