КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ.

Крещение ГосподнеВ этот празд­ник Цер­ковь сви­детель­ству­ет о яв­ле­нии но­вого та­инс­тва – Кре­ще­ния. В цер­ковных пес­но­пени­ях этих дней преж­де все­го об­ра­ща­ет­ся вни­мание на пре­емс­твен­ность двух ве­ликих празд­ни­ков – Рож­дест­ва Хрис­то­ва и Кре­щения Гос­подня, ко­торые до се­реди­ны IV ве­ка празд­но­вались в один день – 6 ян­ва­ря: «Из Де­вы воз­си­явый в Виф­ле­еме пло­тию, ко Иор­да­ну ны­не тщит­ся, сквер­ну от­мы­ти зем­но­род­ных».

 Та­инс­тво Кре­щения тес­но свя­зыва­ет­ся с Воск­ре­сени­ем Хрис­то­вым: «Со Мною аще кто сни­дет и спог­ре­бет­ся Кре­щени­ем, со Мною сла­вы нас­ла­дит­ся и Воск­ре­сения – Хрис­тос ны­не воз­ве­ща­ет».

 

 И, окан­чи­вая предп­разднство Бо­го­яв­ле­ния, Цер­ковь осо­бен­но под­черки­ва­ет связь меж­ду Рож­дест­вом Хрис­то­вым, Кре­щени­ем и Воск­ре­сени­ем Его: «Вос­по­им, лю­дие, Рож­денно­му от Де­вы и в ре­це крещ­ше­муся Иор­да­не и к Не­му во­зопи­им: Ца­рю вся­кия тва­ри, да­руй нам не­осуж­денно, чис­тою со­вес­тию вер­но дос­тигну­ти Твое Свя­тое из мерт­вых трид­невное вос­та­ние».

Чем оз­на­мено­валось на­чало об­щест­вен­но­го слу­жения Спа­сите­ля, что про­изош­ло при Кре­щении Гос­по­да Иису­са Хрис­та?

Преж­де все­го «Тро­ицы яв­ле­ние во Иор­да­не бысть». Бог Отец сви­детель­ству­ет с не­ба: «Сей есть Сын Мой Воз­люблен­ный, о Нем­же бла­гово­лих»; Бог Сын кре­ща­ет­ся по че­лове­чест­ву; Бог Дух Свя­тый в ви­де го­луби­не нис­хо­дит на Кре­ща­емо­го. Этим ут­верж­да­ет­ся ве­ра в Прес­вя­тую Тро­ицу и ве­ра в Бо­жест­во Иису­са Хрис­та: «Бог Сло­во яви­ся пло­тию ро­ду че­лове­чес­ко­му» От­сю­да и дру­гое древ­нее на­име­нова­ние празд­ни­ка – Бо­го­яв­ле­ние (греч. – Епи­фания, Фе­офа­ния).

Бу­дучи безг­ре­шен, Иисус Хрис­тос не нуж­дался в кре­щении, как очи­щении от лич­ных гре­хов, но Кре­щени­ем Сво­им, по вы­раже­нию цер­ковных пес­но­пений, «по­топил в во­дах Иор­да­на гре­хи все­го ми­ра»: «Днесь Вла­дыка во­дами пог­ре­ба­ет че­лове­чес­кий грех».

Сво­им Кре­щени­ем Гос­подь Иисус Хрис­тос ос­вя­тил ес­тест­во вод­ное: «Днесь вод ос­вя­ща­ет­ся ес­тест­во».

Во­да и зем­ля бы­ли оск­вер­не­ны гре­хом пер­вых лю­дей и гре­хами пос­ле­дую­щих по­коле­ний. «Зем­ля ос­вя­тися Рож­дест­вом Тво­им Свя­тым, Сло­ве, ны­не же вод­ное ес­тест­во бла­гос­ло­вися, Те­бе пло­тию крещ­шу­ся». Вос­по­миная Кре­щение Гос­подне, Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет и те­перь си­лою Свя­того Ду­ха ос­вя­щение во­ды, вку­шени­ем и ок­ропле­ни­ем ко­торой ве­ру­ющие лю­ди ос­вя­ща­ют се­бя и упот­ребля­ют ее, по вы­раже­нию цер­ковной мо­лит­вы, «на вся­ку поль­зу из­рядну».

В на­вече­рие Бо­го­яв­ле­ния и в са­мый день празд­ни­ка со­вер­ша­ет­ся Бо­го­яв­лен­ское, или Ве­ликое, во­до­ос­вя­щение. Кре­щенс­кая свя­тая во­да на­зыва­ет­ся аги­ас­мой (греч. – «ос­вя­щен­ная»), это – ве­ликая свя­тыня цер­ковная. В древ­нее вре­мя это во­до­ос­вя­щение со­вер­ша­лось за ли­тур­ги­ей, как в нас­то­ящее вре­мя ос­вя­ща­ет­ся ми­ро. С дав­не­го же вре­мени кре­щенс­кая во­да наз­на­чалась, в част­нос­ти, для при­нятия тем, кто по раз­ным при­чинам ли­шен был при­чаще­ния Свя­тых Та­ин, и су­щест­во­вал осо­бый чин при­чаще­ния от Бо­го­яв­ленс­кой во­ды.

Во­да за­нима­ет важ­ное мес­то в на­шей пов­седнев­ной жиз­ни. В Но­воза­вет­ное вре­мя во­да слу­жит ду­хов­но­му воз­рожде­нию че­лове­ка в жизнь но­вую, бла­годат­ную, очи­щению от гре­хов. В раз­го­воре с Ни­коди­мом Хрис­тос Спа­ситель го­ворит: «Ис­тинно, ис­тинно го­ворю те­бе, ес­ли кто не ро­дит­ся от во­ды и Ду­ха, не мо­жет вой­ти в Царс­твие Бо­жие» (Ин. 3, 5). Сам Хрис­тос в на­чале Сво­его слу­жения при­нял Кре­щение от про­рока Иоан­на Пред­те­чи в во­дах ре­ки Иор­дан. В пес­но­пени­ях служ­бы это­му празд­ни­ку го­ворит­ся, что Гос­подь «очи­щение во­дою ро­ду че­лове­чес­ко­му да­ру­ет»; «Струи ос­вя­тил еси Иор­данс­кия, дер­жа­ву сок­ру­шил еси гре­хов­ную, Хрис­те Бо­же наш…».

Во­до­ос­вя­щение бы­ва­ет ма­лое и ве­ликое: ма­лое со­вер­ша­ет­ся в те­чение го­да не­од­нократ­но (во вре­мя мо­леб­нов, со­вер­ше­ния Та­инс­тва Кре­щения), а ве­ликое — толь­ко в празд­ник Кре­щения Гос­подня (Бо­го­яв­ле­ния). Во­до­ос­вя­щение на­зыва­ет­ся ве­ликим по осо­бен­ной тор­жест­вен­ности об­ря­да, про­ник­ну­того вос­по­мина­ни­ем еван­гель­ско­го со­бытия, ко­торое ста­ло не толь­ко пер­во­об­ра­зом та­инс­твен­но­го омо­вения гре­хов, но и дей­стви­тель­ным ос­вя­щени­ем са­мого ес­тест­ва во­ды че­рез пог­ру­жение в нее Бо­га во пло­ти.

Ве­ликое во­до­ос­вя­щение со­вер­ша­ет­ся по Ус­та­ву в кон­це Ли­тур­гии, пос­ле за­ам­вонной мо­лит­вы, в са­мый день Бо­го­яв­ле­ния (6/19 ян­ва­ря), а так­же и в на­вече­рие Бо­го­яв­ле­ния (5/18 ян­ва­ря). В са­мый день Бо­го­яв­ле­ния во­до­ос­вя­щение со­вер­ша­ет­ся с тор­жест­вен­ным крест­ным хо­дом к ис­точни­кам во­ды, из­вест­ным под наз­ва­ни­ем «хо­да на Иор­дан».

При­мене­ние свя­той во­ды в пов­седнев­ной жиз­ни пра­вос­лавно­го хрис­ти­ани­на дос­та­точ­но мно­гораз­лично. К при­меру, ее упот­ребля­ют на­тощак в не­боль­ших ко­личест­вах, обыч­но вмес­те с ку­соч­ком прос­фо­ры, осо­бен­но это от­но­сит­ся к ве­ликой аги­ас­ме (во­де, ос­вя­щен­ной на­кану­не и в са­мый день празд­ни­ка Кре­щения Гос­подня), кро­пят свое жи­лище.

Осо­бен­ным свой­ством свя­той во­ды яв­ля­ет­ся то, что, до­бав­ленная да­же в не­боль­шом ко­личест­ве к во­де обыч­ной, она со­об­ща­ет бла­годат­ные свой­ства и ей, по­это­му в слу­чае нех­ватки свя­той во­ды ее мож­но раз­ба­вить прос­той.

Нель­зя за­бывать, что ос­вя­щен­ная во­да – это цер­ковная свя­тыня, с ко­торой соп­ри­кос­ну­лась бла­годать Бо­жия и ко­торая тре­бу­ет к се­бе бла­гого­вей­но­го от­но­шения.

Свя­тую во­ду при­нято упот­реблять с мо­лит­вой: «Гос­по­ди Бо­же мой, да бу­дет дар Твой свя­тый и свя­тая Твоя во­да во ос­тавле­ние гре­хов мо­их, в прос­ве­щение ума мо­его, в ук­репле­ние ду­шев­ных и те­лес­ных сил мо­их, во здра­вие ду­ши и те­ла мо­его, в по­коре­ние страс­тей и не­мощей мо­их по безп­ре­дель­но­му ми­лосер­дию Тво­ему мо­лит­ва­ми Пре­чис­тыя Тво­ея Ма­тери и всех свя­тых Тво­их. Аминь».

Хо­тя и же­латель­но — из бла­гого­вения к свя­тыне — при­нимать Бо­го­яв­ленс­кую во­ду на­тощак, но по осо­бой нуж­де в по­мощи Бо­жи­ей — при не­дугах или на­паде­ни­ях злых сил — пить ее мож­но и нуж­но, не ко­леб­лясь, в лю­бое вре­мя. При бла­гого­вей­ном от­но­шении свя­тая во­да ос­та­ет­ся све­жей и при­ят­ной на вкус дол­гое вре­мя. Хра­нить ее сле­ду­ет в от­дель­ном мес­те, луч­ше ря­дом с до­маш­ним ико­нос­та­сом.

Сво­им схож­де­ни­ем в во­ды Иор­да­на Гос­подь, по вы­раже­нию цер­ковных мо­литв и пес­но­пений, «гла­вы та­мо гнез­дя­щих­ся сок­ру­ши зми­ев», то есть по­разил ис­конно­го вра­га ро­да че­лове­чес­ко­го – ди­аво­ла в его сок­ро­вен­ном убе­жище, в во­де, как об этом про­рочест­ву­ет Да­вид, го­воря: «Ты стерл еси гла­вы зми­ев в во­де» (Пс. 73, 13).

Сво­им Кре­щени­ем Иисус Хрис­тос по­ложил на­чало спа­ситель­но­му та­инс­тву прос­ве­щения ве­ру­ющих – Кре­щению, яв­ля­юще­муся обя­затель­ным ус­ло­ви­ем (Ин. 3, 5) при­над­лежнос­ти ве­ру­ющих к Церк­ви Бо­жи­ей: «Днесь ве­сели­ся, Хрис­то­ва Цер­ковь, во­дою бо и Ду­хом сы­нове Те­бе ро­диша­ся».

Та­ким об­ра­зом, в Рож­дест­ве Спа­сите­ля че­ловек со­делал­ся при­част­ни­ком Его по пло­ти, по­лучив в та­инс­тве При­чаще­ния Те­ла и Кро­ви Хрис­то­вых пи­щу и пи­тие бесс­мер­тия. В Кре­щении Хрис­то­вом че­лове­чест­во при­об­щи­лось Его Бо­жест­вен­ной бла­года­ти, по­лучив в та­инс­тве Кре­щения ку­пель жи­вой во­ды, при­во­дящей в жизнь веч­ную.