ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (1/14 января)

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (1/14 января)После праздника Рождества Христова Церковь совершает 1 января воспоминание события обрезания Господня.

Обрезание установлено было Богом в Ветхом Завете в знамение завета Божия с Авраамом и его потомками (Быт. 17, 12; Лев. 12, 2–3). Господь Иисус Христос в восьмой день по Своем рождении благоволил подвергнуться, во исполнение закона, обряду обрезания с наречением Ему имени Иисус (Лк. 2, 1, 31).

 

Ветхозаветное обрезание в Новом Завете уступило место таинству Креще­ния, прообразом которого оно было (Кол. 2, 11–12).

Младенец Христос, как говорится в церковных песнопениях праздника Обрезания Господня, «закона Творец, законная исполняет»: как «человек осмодневный, не возгнушася плотскаго обрезания» и «Иисуса приемлет именование». Тем самым Он «дает спасение днесь миру» (кондак празднику), «яко мира есть Спас и Господь».

Для верующего человека нет ничего дороже Сладчайшего Имени Иисус, Оно – дивное и превеликое. Сам Спаситель свидетельствует: «Если чего попро­сите у Отца во Имя Мое, то сделаю» (Ин. 14, 14). «Все делайте во Имя Господа Иисуса Христа», – призывает апостол Павел (Кол. 3, 17). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», – говорит апостол Петр (Деян. 4, 12).

Празднованием обрезания Спасителя и наречения Ему имени Церковь утверждает веру в непреложную истину, что Он есть Богочеловек, «и да не рекут еретицы, яко мечтанием воплотися, но яко воистину имеяше плоть и не противен закону, но исполнитель».

Этим примером Спасителя, Который, «не возгнушася плотскаго обрезания», «плотию днесь волею обрезуется», и, «закон исполняя закона Творец», «даде Самого Себе образ и начертание всем во спасение», Церковь научает чад своих послушанию закону Божию.

Обрезание, которое Господь принял как знамение завета Бога с человеком, и Имя – как печать Своего служения спасению мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; 9, 38–39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6–16; 19, 13; Флп. 2, 9–10), внушают нам, что и вступившие в Новый Завет с Богом должны быть обрезаны «обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Христианское имя должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельст­вом, что христианин посвящает себя служению Богу и находится в благодатном союзе с Ним во имя Его славы и своего спасения.

«Обрезание мановением явльшагося Христа преста (прекратилось), и возсия благодати весна» (в восьмой день по Его рождении). Этот восьмой день «будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает». И дверь в эту будущую жизнь для верующих одна: чрез таинство Крещения – духовное обрезание, освобождение от грехов. Ибо ничто нечистое не может войти в Царство Небесное (Откр. 21, 27).