«Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любви светлостию, молитвы блистанием».
Седален понедельника 1-й седмицы
18 марта наступает спасительный период Великого поста – священное время подготовки к встрече со Христом, нас ради Распятым и Воскресшим.
Сегодня большинство называющих себя православными христианами, сталкиваются с духовной проблемой, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал «внутренним обмирщением». Человек верит в Бога, признает необходимость молитвы, иногда посещает храм и даже участвует в таинствах, но обуреваемый житейскими заботами, погружаясь полностью в бытовые проблемы, увлекаемый суетой, мало по малу забывает о «едином на потребу», перестает помнить о нуждах своей бессмертной души, постепенно отходит от Церкви. Лишенный же благодатной поддержки он легко поддается искушениям и соблазнам, становится добычей страстей, утрачивает личный опыт богообщения. Результатом такой жизни является религиозная теплохладность, безразличие, полная утрата веры.
«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается…», – слышим мы в первые дни поста проникновенные слова великого покаянного канона святого Андрея Критского. Как спасительное средство от внутреннего обмирщения, как действенный способ пробудиться от греховного сна и вернуться к Небесному Отцу предлагает нам Церковь Христова покаянные дни святой Четыредесятницы. Великий пост дает ориентир жизни по Евангелию в нашем мире, погруженном в бездну греха, учит, как побороть злые наклонности и стяжать добродетели, открывает радость жизни с Богом.
Необходимо осознать, что соблюдение Великого поста является не только важным, но и неотъемлемым условием правильного пути ко спасению. Святитель Амвросий Медиоланский отмечает: «Это время Христос освятил Своим постом. Кто из христиан не постится в святую Четыредесятницу, тот показывает вероломство и упрямство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон… Как соблюдение поста есть доброе дело, так и нарушение его в Четыредесятницу – грех».
Порой от людей еще далеких от настоящей духовной жизни можно услышать такое самооправдание «нас никто не научил, ничего не знаем, не понимаем». Но вот сейчас Мать-Церковь обращается ко всем: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12). Особый строй богослужений, земные поклоны, темные ризы, умилительно-протяжные напевы — все это действенно помогает нам, отложив земное и тленное, обратиться всем сердцем к Небесному и вечному. Нельзя пренебрегать этим литургическим сокровищем Церкви. Частое посещение храма Божия, участие в церковном богослужении, внимание к молитвам и песнопениям является одним из важных аспектов соблюдения поста и настоящей школой благочестия.
Святая Четыредесятница – наиболее благоприятное время для того, чтобы должным образом подготовившись приступить к Святому Причастию «во оставление грехов и в жизнь вечную». Исполняя положенное перед Причащением молитвенное правило и молясь за Литургией, важно прочувствовать величие этого Таинства и внутреннюю необходимость соединения со Христом, оживотворяющим душу и тело, врачующим немощи и исцеляющим недуги.
Осознавая большую пользу посильного телесного поста, будем помнить о значимости поста духовного. Действительно, истинный пост, по слову святителя Тихона Задонского, состоит в следующем: «Да постится ум твой от помыслов суетных, да постится память твоя от злопамятства, да постится воля твоя от злого желания, да постятся глаза твои от худого зрения, да постятся уши твои от скверных песен, да постится твой язык от осуждения, пусть постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост!».
Такой пост, сопряженный с усердной домашней и церковной молитвой, телесным воздержанием, творением добрых дел требует напряжения сил, терпения и постоянства. Но важно помнить слова Спасителя о необходимости подвига в жизни христианина: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Не только о своем личном спасении должны мы заботиться. Важно простирать молитвенный покров и над усопшими сродниками и ближними. Для этого Церковь предлагает нам постовые родительские субботы, когда всякий верующий должен обязательно прийти в храм Божий, принять участие в общей молитве обо всех отошедших в иной мир, заказать поминовение своих усопших сродников, возжечь свечи во оставление грехов почивших.
День, завершающий приготовление к Великому посту, именуется Прощеным воскресеньем. Само это название указывает нам: покаяние, изменение собственной жизни должно, прежде всего, находить свое выражение в стремлении примириться с окружающими нас людьми – теми, кому мы причинили обиду, и теми, кто несправедливо поступил по отношению к нам. Взаимное христианское прощение полагает доброе начало прохождению святой Четыредесятницы, поэтому великий проповедник покаяния преподобный Ефрем Сирин предупреждает: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой: Бог не примет тебя». Обретая радость примирения с ближними, мы тем самым предвозвещаем в своих сердцах великое торжество веры, венчающее Великий пост и Страстную седмицу – Светлое Христово Воскресение. Совершаемый в храмах вечером этого дня чин прощения назидателен и умилителен по своему духовному содержанию; смысл его можно выразить апостольскими словами – «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).
С упованием на милость Божью, начнем поприще поста, чтобы «угасить пламень страстей, возлюбить чистоту, разрешить всякий союз неправды, дать голодным хлеб, нищих ввести в дом» и сподобиться встретить Светлое Христово Воскресение.
Призывая Божие благословение,
Глава Православной Церкви Казахстана
Митрополит Астанайский и Казахстанский
+Александр