туринская плащаница – истинная Плащаница Христова. Плащаница – величайшая святыня всего христианского мира. В нее было завернуто тело Христово при Его погребении. Подлинность святой Плащаницы признается всем научным миром. Только в последней четверти ХХ в. было три международных конгресса ученых – в 1976 г. в США (в Альбукерке), в 1977 г. в Лондоне, в 1978 г. в Турине, – в работе которых участвовало 300 ученых разных специальностей.
В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большой кусок материи бледно-желтого цвета. С близкого расстояния на очень древнем, прекрасного качества, дорогом и домотканом полотне можно увидеть лишь расплывчатые пятна коричневых оттенков. Но при взгляде издали на полотне проступают очертания человеческого тела во весь рост – тело Человека, жестоко избитого и израненного до смерти.
Плащаница сделана из дорогой ткани, называвшейся в древнем мире «дамаск». После I века такие ткани уже не изготовлялись. Ее мог купить Иосиф Аримафейский, который был богат, в знак своего глубокого уважения и любви ко Христу и завернуть в нее тело Учителя. Еще в XIII в., по свидетельству Николая Мезарита, Плащаница источала ароматы.
Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, купил плащаницу, вместе с Никодимом снял тело Христово с креста, обернул его этой плащаницей и, умастив благовониями – смесь миры и алое, – положил Спасителя в нововысеченном в скале гробе. По истечении 33 часов по Воскресении, гроб нашли пустым, «а сударь был свит и лежал отдельно». Сударь этот и есть Плащаница. Христос Сам сложил Свой сударь. Св. Нина Грузинская (†338; память 14/27 января) нам говорит, что святую Плащаницу хранил у себя апостол Петр († 67; память 29 июня/12 июля). И св. Ефрем Сирин († 373-379; память 28 января/10 февраля) передает нам о Плащанице, которую тогда чтили. В 436 г. в Константинополе, во Влахерне, построили церковь Пресвятой Богородицы, и там поместили св. Плащаницу. В 635-850 гг. Плащаница опять была в Иерусалиме. После иконоборчества Плащаница ок. 1093 г. возвратилась в Константинополь. В 1201 г. святая Плащаница была спасена от огня. В монастыре Пресвятой Девы Влахернской Плащаницу выносили каждую пятницу и поднимали для поклонения так, что всем мирянам виден был лик Господа.
В 1206 г. при разграблении Константинополя Плащаница была спасена от крестоносцев и вывезена в Бургундию одним из участников похода в Безансонский собор, где была подарена архиепископу Амадею. До 1349 г. ежегодно в Пасхальное Воскресенье ее выносили на поклонение. Однажды в соборе св. Стефана было зафиксировано чудо: когда святая Плащаница коснулась усопшего, он воскрес у всех на виду тут же в соборе. В 1349 г. был пожар, повредивший Плащаницу. В 1335 (или 1355) г. о Плащанице сообщают, что она была в Лире на Монье, в 19 км от города Труа в Шампаньи (Франция). В Бельгии в 1516 г. была снята копия со св. Плащаницы. Плащаница подверглась третьему пожару в Шамбери в 1532 г. С 1578 г. (по другим источникам, с 1694 г.) святую Плащаницу поместили в Турине в соборе св. Иоанна Предтечи, где она хранится до сих пор.
В 1898 г., с 25 мая по 22 июня, святая Плащаница была привезена на выставку религиозного искусства. Итальянский фотограф Антонио Пиа 28 мая сделал первые два фотоснимка материи с расплывчатыми очертаниями человека на фотопластины размерами 50х60 см. Проявляя негативы, он увидел четкое изображение Божественного Лика, увенчанного терновым венцом. На фотопластинах получилось позитивное изображение тела Христова, каким оно было положено в погребальные пелены почти 2000 лет назад. Вскоре снимки Туринской Плащаницы были опубликованы во многих странах мира. С этого момента начинается научное изучение Плащаницы.
В 1931 и 1933 гг. с Плащаницы снова были сделаны снимки. К ее исследованию были привлечены ученые разных специальностей: криминалисты, судебно-медицинские эксперты, физиологи, химики, физики, археологи, нумизматы, врачи, историки, ботаники, палеоботаники, тканеведы. Созывались международные Синдологические (sindone – плащаница, logos – слово, наука) конгрессы, специально посвященные обсуждению результатов ее изучения. В них принимали участие верующие и неверующие ученые, христиане разных конфессий, а также мусульмане и атеисты, причем неверующие в процессе исследований становились глубоко верующими. Сорок ученых доказали: образ на святой Плащанице нерукотворен.
Христианские участники называли святую Плащаницу «пятым Евангелием»: на ней нет ни одного признака, ни одной черты, которые противоречили бы евангельскому повествованию о страданиях, крестной смерти и воскресении Распятого Христа Спасителя, но она многое детализирует, раскрывает, помогает глубже понять и пережить Голгофский подвиг Сына Божия.
В 1976 г. Плащаница была сфотографирована электронно-компьютерной аппаратурой, и было восстановлено трехмерное изображение человеческого тела. Плат на голове Иисуса (Ин. 20, 7) был в форме повязки, поддерживающей нижнюю челюсть на завязанной на голове. Тело не было вынуто из плащаницы человеческими средствами, так как следы крови остались нетронутыми и являются анатомически точными, начиная от головы, затем на суставах рук, на боку, на ногах. Если бы Плащаница была снята обыкновенным образом, как говорили купленные за деньги воины, эти следы крови были бы стертыми или подверглись бы уничтожению. Иисус восстал из мертвых – таковы были заявления ученых. В последний раз Плащаницу выносили народу с 26 августа до 8 октября 1978 г. В течение 44 дней перед ней прошли около 3 миллионов паломников.
Святая Плащаница страстей Христовых есть откровение, завещание людям последних времен. Она запечатлела на себе все то, что Христос Сам захотел записать для нашего назидания, дав подлинную картину страданий как подтверждение каждому евангельскому слову.
Отпечатки тела прекрасного золотисто-коричневого оттенка имеют все характерные свойства точного фотографического негатива. Все анатомические и физиологические подробности так научно точны и детальны, как могут быть только фотографии.
Размер полотна льняной ткани Плащаницы – 4,36 на 1,1 метра. Тело Иисуса было положено на одной части полотна и через голову покрыто другой частью. Отпечаток человеческого тела в 1 м 78 (79) см являл на Плащанице облик Человека величественного и царственного, в пропорциях телосложения истинно безупречных. По сравнению со средним ростом евреев того времени – 164 см – Христос был высоким.
Страшные следы телесных страданий запечатлела на себе чудесным образом святая Плащаница. Спасителя били палками по голове, перебили Ему переносицу. С помощью Плащаницы ученые сумели определить даже толщину палки. Благодаря судебно-медицинской экспертизе мы знаем о мучениях Иисуса Христа немного больше, чем о них рассказано в Евангелиях. На теле от головы до ног остались следы более двухсот ранений от бичевания римскими кнутами со свинцовыми острыми наконечниками на концах. Спасителя избивали два палача, один из которых был более низкого роста. После бичевания Христа отвели в преторию и, надев багряницу и возложив терновый венец, били по лицу палкой. Шипы от терний протыкали и вены, и артерии, оставляя глубокие ранения, из которых обильными потоками изливалась кровь. История знает только одного человека, который был увенчан перед распятием терновым венцом и облечен в багряницу.
На Плащанице видны два темных пятна на спине и на левом колене. Измученный и обессилевший Христос неоднократно падал под тяжестью Своей ноши, при этом особенно страдало левое колено; тяжелая перекладина ударяла Его по спине и ногам, и голова билась о каменные плиты, ибо плечи были привязаны к кресту. Когда Спаситель уже был не в состоянии подняться и воинам надоела медленная ходьба, то они, остановив возвращавшегося с поля Симона Киринеянина, заставили его нести крест Господень.
Святая Плащаница свидетельствует еще об одной детали: Христос Спаситель был пригвожден ко кресту не через ладони, которые не выдерживают веса тела, а через запястья (щель Дескома). Тупые широкие римские гвозди, разрывая расположенные в этих местах нервные узлы, причиняли Ему нечеловеческие страдания. Распятый провисел три часа на пронзенных нервных магистралях Своих рук, испытывая неописуемую боль. Ступни ног Распятого опирались на перекладины, которые только усугубляли страдания (на Западе изображение Господа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появляется как новшество только в XIII веке).
Но смерть на кресте происходила не от этой боли, а от медленного удушья. Три часа Господь, постепенно задыхаясь, висел на крестном древе. В конвульсиях, он медленно подтягивался, оперевшись на гвозди в ногах, вдыхал порцию свежего воздуха, и вновь обессиленный повисал. При этом руки вращались на нервах, пронзенных гвоздями. Какие страшные невыносимые муки на кресте… Подъять такую смерть могла только Божественная любовь Христа: «Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе» (Ин. 10, 17-18). Оставаясь в сознании под контролем Своей воли, Иисус страдал до конца, и последний вопль Сына Божия раздался возгласом победы Добра: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой. Совершишася!» (Лк. 23, 46; Ин. 49, 50), – и, преклонив главу, Спаситель предал дух.
Иудеи просили Пилата после смерти Христа снять казненных с крестов, потому что начинался праздник пасхи. Поскольку двое распятых вместе с Иисусом были еще живы, то им перебили голени и ускорили их смерть, а Христос был уже мертв, и не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы убедиться в смерти Христовой, копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин. 19, 33-34).
Судебные эксперты установили: обагренные золотистые отпечатки тела на плащанице показывают, что рана образовалась от удара копьем с наконечником диаметром 4-5 см в правый бок между 5 и 6-м ребром. Копье при таком ударе пронзило горизонтально плевру легких и одно легкое. Дойдя до сердечной сумки, пробило перикард, в котором сердце заключено, как в мешке, и, пройдя приблизительно 8 см, достигло правого ушка сердца. Венозная кровь и околосердечная жидкость истекла из раны полосой длиной в 15 см и шириной 6 см. Св. Косьма говорит, что символически «прободение ребра изображает ребро Адамово, из которого была создана Ева, сотворившая грех». Из ребра Адама – Ева, из ребра Спасителя – Церковь.
Определена была и группа крови Христа – она оказалась первой. А кровь первой группы можно переливать любому человеку. Небольшой факт, но имеет глубокое мистическое значение, ведь уже две тысячи лет Церковь питает нас Кровью Спасителя!
Праздник Пасхи начинался в пятницу после захода солнца с появлением трех звезд, что бывает в Иерусалиме в это время в апреле около 6 часов вечера. Никакая работа в субботу не допускалась. Закон запрещал погребение казненных после звезды, когда наступала суббота, а тем более суббота пасхальная. Господь испустил дух в три часа, а в шесть, по закону, не должно было уже погребать. Оставалось лишь три часа. Иосиф Аримафейский торопился – ходатайство пред Пилатом, снятие со креста, приготовление плащаницы, ароматов, плата с опоясаниями. По кодексу еврейского права (глава 364) полагалось омовение тела, бритье головы и бороды, умащение благовониями, но за недостатком времени многие обычаи уже некогда было совершать.
Господь ранее в Вифании говорил о женщине, которая с алавастровым сосудом приступила с миром драгоценным и возлила Ему на голову и ноги: «Сия сотвори: предвари помазати Мое тело на погребение» (Мк. 14, 8; Мф. 26,12; Ин. 12, 7).
На самой Голгофе, в 50-ти шагах от креста Господня, была новая высеченная в скале могила-гробница Иосифа Аримафейского. Иоанн пишет: «Бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе» (Ин. 19, 41). Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко. Тело Спасителя было не омыто и не обвито. Никодим принес «состав из смирны и алое, литр около ста» (Ин. 19, 39). Так едва поспели, завернув тело в плащаницу, совершить первую половину иудейского обряда погребения.
Господь пребывал во гробе 3 часа пятницы, 24 часа субботнего дня – от 6 вечера до 6 часов следующего дня, и 6 часов до полуночи третьего дня. И воскрес сразу, как «Жених грядет в полунощи». Итак, было трехдневное пребывание во гробе, которое составляло около 33 часов.
В первый же день недели ко гробу спешили жены-мироносицы с ароматами, чтобы закончить необходимые обряды, однако они нашли гроб пустым (Мф. 28, 6; Мк. 16,6; Лк. 24, 3; Ин. 20, 6).
Вторая часть погребения иудейского так и осталась неисполненной. Особо бережно сложенная, лежала чудная плащаница, убедившая святого Иоанна Богослова в воскресении (Ин. 20, 6-9). И тело не могло быть украдено, ибо пелены лежали сложенными и сохранили следы мук, бичеваний и распятия, которые видны и теперь. Отпечаток Лика Спасителя сохранил несказанное величие. И это нам, грешным и неверным, свидетельство подлинного воскресения Иисуса Христа.
Ученые тщательно исследовали Туринскую Плащаницу. Раны поразительно реальны во всех своих деталях: на висках и на лбу коричневые пятна – сгустки запекшихся капель крови. Они создают форму венца. Капля над левой бровью несколько продолговатая: кровь текла из раны, затем запеклась на коже. Такая капля всегда принимает форму мисочки: красные тельца закрепляются с боков, а внутри капли остается «серум» – жидкость, которая сильнее испаряется, и в течение этого процесса поверхность капли вгибается. Это место и отпечаталось на плащанице с идеальной точностью, как более светлое. Здесь следует заметить, что никогда, нигде ни одни художник не додумывался именно так естественно изобразить каплю крови. Капля на плащанице была суха задолго до смерти, часов за 12, судя по цвету и форме ее отпечатка (бичевание было за сутки до смерти).
На груди (на плащанице – слева, значит на теле – справа) пятно от раны между ребер, окружностью в 4,5 см. К нему снизу примыкает другое пятно, имеющее вид потекшей крови. Потекла она, когда человек, получивший рану, был в стоячем положении (вертикально). Струя крови, очень обильная, имеет идеально натуральное очертание, и дала ясный отпечаток на плащанице.
На левой руке рана и большой сгусток крови (правой руки не видно, на ней лежала левая). Оба запястья темные, так как обильно орошены кровью от сквозных ран. Кровь стекала по рукам по направлению к локтям. Гвоздь был вбит не посредине ладони, как принято изображать, но выше, в центре запястья, между костей.
Раны на ногах видны обе. Очертания их очень четки, так как кровь их запеклась задолго до прикосновения полотна. В одном месте края кровяного пятна зубчатые, то есть жидкость разошлась по ниткам полотна обильнее; на этом месте пятно светлее. Это пятно от сукровицы («серум»), которая вытекла из раны при снятии тела: обсохшая рана была потревожена освобождением от гвоздя.
Вдоль всей спины и таза расположены раны от бичевания. Они расположены одна около другой, длиной каждая в 3 см. В центре удара раны чернее, ибо там были раны глубже и крови больше. По краям пятна светлее – там была сукровица, которая текла долго, ибо раны раздражались одеждой и медленно сохли. Этими ранами усеяна вся спина, поясница и ниже. Всего их 18. Они нанесены особым бичом, употреблявшимся римлянами, – «флягрум», состоящим из нескольких концов веревок с большими и тяжелыми металлическими пуговицами на концах.
На правом плече широкая полоса – след от тяжелого креста, который Спаситель нес на Голгофу.
Лицо изувечено: перебита носовая кость, опухла левая щека и рассечена скула. И в то же время на лице царственная ясность и покой – лицо, неповторимое в мире. Трудно себе представить, ибо это слишком было бы неправдоподобно, чтобы это было тело не Иисуса Христа. Кто же другой в истории при всех описанных обстоятельствах и признаках мог иметь такие же раны, так же умереть распятым на кресте, в ту же эпоху, среди того же народа, чтобы его не успели обмыть и помазать, чтобы плащаница все же была приготовлена, чтобы кто-либо другой имел такое изумительно-прекрасное, единственное в мире лицо, кто бы так же, как Христос оставался бы не более 2-3 дней на плащанице, ибо в противном случае не было бы вообще изображения на полотне, так как тление (уже не испарения) уничтожило бы ясные пятна и очертания на нем?
В 1995 г. информационная газета «Всемирные новости» (№ 12) опубликовала заметку «Шокирующая новость потрясла мир! Туринская плащаница ожила!». Таким и было заключение экспертов, приглашенных для изучения бесценной религиозной реликвии Туринского кафедрального собора в Италии после того, как плащаница стала изменяться. С каждым днем изображение становилось все более четким, краски – ярче, а структура лица – более плотной, более живой. Вплоть до недавнего времени эта реликвия оставалась неизменной в течение почти 2000 лет, с тех пор, как в нее было завернуто тело Христа. Но вот заметили, что плащаница начала трансформироваться. Как будто стала оживать. Сбитые с толку эксперты говорили, что не могут объяснить недавних изменений в ткани. Они исследовали нити и различные метки на плащанице при помощи мощного микроскопа и компьютерной фотографии и не обнаружили никакой разницы в химическом составе реликвии. Тем не менее, они отмечали, что по мере проявления изображения лика, похоже, что ткань под этим изображением меняется, становясь более прочной, гибкой и менее изношенной. Но пока наука не может объяснить изменения. Хранители плащаницы считают, что изменения происходят не без Божественного Промысла в доказательство ее истинности и святости.