Наш Типикон полон не только всяких строгостей и непонятностей, но и глубокого понимания всей немощи человеческой природы, родительской заботы о каждом церковном чаде. Так, кафизма на вечерне может отменяться “труда ради бденнаго”, потому что братия молилась всю ночь до утра. А в первый день Великого поста Типикон указывает звонить “к свету коснее”, т.е. медленнее, не торопить людей на службу ради того, что на вечерней трапезе было утешение, после которого встать немножко тяжелее, чем будет дальше в посту, когда пища будет легкой, бодрящей, располагающей к усердным службам и поклонам. Интересно, что Типикон Святой горы Афон – этого центра православного монашества, вообще отменяет полунощницу в первый день Великого Поста.
Первая служба понедельника 1-й седмицы Великого поста, полунощница, обладает с одной стороны великопостной особенностью, с другой – особенностью именно первого понедельника Великого поста. Вообще в посту полунощница вседневная совершается по обычному уставу, но на ней читается молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (3 земных, 12 малых и один земной, а до Никоновской реформы было 3 земных, затем 12 т.н. “метаний”, т.е. поклонов, когда земли касаются только коленями и руками, не опуская головы, и один земной). В первый же день поста молитва Ефрема Сирина читается на полунощнице только с тремя поклонами, чтобы не было сразу слишком тяжело.
Отошла полунощница, и мы вступаем в великопостный порядок богослужения. Первая служба, которую мы подробно разберем, это великопостная утреня. Чинопоследование будничной утрени изучено нами достаточно хорошо, и, опираясь на него, можно определить отличие великопостной утрени от вседневной.
Первая часть утрени, если нет бдения – двупсалмие. Во св. Четыредесятницу есть дополнительные молитвы: в начале двупсалмия добавляется Трисвятое по Отче наш. Шестопсалмие и великая ектенья – как обычно, а дальше наступает момент, который отличает постный порядок от обычного: Аллилуйя со стихами. Служба с Аллилуйя противоположна службе с Бог Господь. Аллилуйя является песнопением не менее радостным, чем Бог Господь, в нем воссылается хвала Богу в наиболее общей форме – “Хвалите Господа”, “Слава Богу”, “Хвала Всевышнему”. Но Бог Господь – более праздничное песнопение: Господь пришел к нам на землю спасать нас, Мессия явился, и мы Его встречаем. Аллилуйя, как более скромное песнопение, лучше подходит к порядку великопостных служб.
Аллилуйя поется с четырьмя стихами. Поется не “Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже”, а просто “Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя”, четыре раза, потому что здесь четыре стиха, как и к Бог Господь. Это первая особенность великопостной утрени.
После Аллилуйя поются Троичны. Бог Господь поется с тропарями святого, праздника, воскресного дня, а Аллилуйя – с Троичными, которые относятся к системе Октоиха и находятся в Октоихе, но для удобства перенесены в Триодь, в специальное приложение к этой книге.
В учебной литературе встречается утверждение, что в будние дни Великого поста Октоих на службе не употребляется. Это и правда, и неправда: те части Октоиха, которые используются в этот период, просто перенесены в Триодь, но Октоих в полной мере не исчезает из службы.
Троичны гласа – это три кратких песнопения, первое из которых имеет меняющееся окончание. В среду и пяток поется: “Силою Креста Твоего сохрани нас Господи”. Во вторник – “Молитвами Предтечи…” и т. д. Окончание первого Троична зависит от дня седмицы, и это явное свидетельство того, что Октоих присутствует в службе. Тема Октоиха есть, и нельзя говорить, что Октоих опускается.
На Славу, и ныне тоже поются Троичны, но там окончания постоянные. Объяснить, что такое Троичен, невозможно. Нужно посмотреть богослужебные книги и обратить внимание на эти песнопения на службе.
Далее читаются кафизмы. В Великом посту Псалтирь прочитывается не один раз за седмицу, а два – не 20 кафизм, а 40. Увеличение в два раза происходит за счет чтения кафизм практически на всех часах, а также за счет того, что на утрени читаются три кафизмы.
После кафизм следуют седальны. По первой кафизме будут читаться седальны Октоиха, по второй и по третьей кафизме – седальны Триоди.
50-й псалом – неизменяемая часть утрени. Особенность великопостной утрени – молитва Спаси, Боже. В большинстве московских храмов утвердился обычай произносить эту молитву перед иконой Спасителя. Но Типикон прямо и недвусмысленно говорит: “диакон же глаголет на обычном месте молитву: Спаси, Боже, люди Твоя…”. Нелепость существующей практики становится явной из возгласа, заключающего это прошение: ” Милостию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего…”, прошение обращено к Отцу, а не Сыну. Эта молитва уже известна по литии, и она же читается на полиелейной утрени перед каноном.
Следующий момент службы – великопостный канон, который представляет собой основную трудность и основную особенность великопостной утрени.
Во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмицы, а также четверга 5-й седмицы Поста, каноны на утрени должны петься со стихами библейских песен. Библейские песни существуют в трех редакциях: будничной, праздничной и великопостной. Не надо думать, что там разные тексты; каждый номер песни закреплен за определенным отрывком Священного Писания, и он не меняется от одной редакции к другой. Редакция песен – это различный способ соединения стихов библейских песен с тропарями канона.
Будничное богослужение седмичных дней с Бог Господь в период пения Октоиха и неполиелейное богослужение седмичных дней Великого Поста
(сравнительная таблица)
Седмичные дни вне Поста, |
Седмичные дни В. Поста, |
Вечерня (кроме вечера недели; без Литургии Преждеосвященных Даров) |
|
Благословен Бог наш… |
[совершается сразу после изобразительных, без возгласа] |
Предначинательный псалом (103-й); светильничные молитвы |
|
Мирная ектения |
|
Рядовая кафизма |
|
Малая ектения |
|
Господи, воззвах (псалмы 140,141,129 и 116) |
|
Стихиры на Господи, воззвах: |
|
О:3; М:3 (или 6 М; если служба 2-х свв., 3 стихиры 1-го св. и З– 2-го); Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ |
М:3 (если служба 2-х свв., стихиры только 1-го св.); Т:3 (подобны трипеснца); Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ |
Свете Тихий |
|
Прокимен дне |
1-й прокимен Триоди |
Сподоби, Господи |
|
Просительная ектения |
|
Стихиры на стиховне: |
|
О;Слава: М, если есть; |
Т (самогласен дня дважды и мученичен); Слава: М, если есть: И ныне: Б или КрБ |
Ныне отпущаеши |
|
Отпустительный тропарь М; Слава: [2 тр. М]; |
Тропари: |
Сугубая ектения (лик, иерей или диакон) |
|
Иерей или диакон: Премудрость. |
|
Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас… |
Настоятель или чтец: Конечное Трисвятое |
Утреня |
|
Благословен Бог наш… |
|
Если служба началась не утреней (например, полунощницей), начало обычное не читается |
Даже если служба началась не утреней, читается Трисвятое… Отче наш, Господи, помилуй (12 р.) |
Двупсалмие |
|
Слава Святей… |
|
Шестопсалмие; утренние молитвы |
|
Мирная ектения |
|
Бог Господь со стихами; во глас тропаря М |
Аллилуиа со стихами; во глас Октоиха Тропари Троичны О по гласу |
Тропари на Бог Господь |
|
Рядовые кафизмы (две или три) |
|
Малые ектений могут быть. |
|
Седальны по каждой кафизме |
|
По каждой кафизме седальны О |
По 1-й кафизме седальны О [и мученичен О] По 2-й и 3-й седальны Т |
Господи, помилуй (3 р. Слава: И ныне: |
|
|
Иерей или диакон: Спаси Боже люди Твоя… |
Канон: |
|
О + М; все песни на 14 [в попразднства на 12] |
М+ трипеснец Т (только в 3 песнях); |
По 3-й песни: |
|
эксапостиларий О.;Слава: светилен М.; И ныне: Б или КрБ. |
Светильны О по гласу: 1-й: оканч. по дню, Слава: 2-й: оканч. всем свв. И ныне: 3-й: оканч. Б |
Хвалитные псалмы (148,149,150) |
|
Стихиры на Хвалитех, если есть |
Стихиры на Хвалитех, если есть |
Если стихир нет – вместо них: |
|
Слава в Вышних…Сподоби, Господи |
|
Просительная ектения |
|
Стихиры на стиховне: |
|
О; Слава: М, если есть; |
Т (самогласен дня дважды и мученичен); Слава: М, |
Благо есть |
Благо есть (дважды) |
Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш |
|
Отпустительный тропарь М; Слава: [2 тр. М]; |
В храме стояще… |
Сугубая ектения |
|
Иерей или диакон: Премудрость. |
|
1 час |
|
Трехпсалмный |
Великопостный |
Иерей: великий отпуст |
|
Лик: многолетие |
С XVI века в Русской Церкви исчезает пение канона на утрени. У нас теперь только на Пасхальной утрени канон повсеместно поется. Вместе с пением канона исчезает и ежедневное употребление библейских песен. Теперь библейские песни употребляются только в будние дни св. Четыредесятницы. Есть храмы, где библейские песни употребляются и вне Великого поста, но это пока редкость.
На великопостной утрени вы не услышите припевов, какие привыкли слышать: “Слава, Господи, Кресту Твоему Честному”, или “Святителю отче Николае, моли Бога о нас” (или обращение к другому святому), вы услышите стихи, т.е. строки из Священного Писания.
Каноны
Слово “Триодь” (от греч. ) означает “трипеснец”. По этому поводу Никифор Ксанфопул написал такой текст: “Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от Ангелов, трипеснец же от человеков приими”. Ангелы поют Трисвятую песнь, а люди приносят трипеснец, который дал название Триоди. Только лишь в Триоди Постной и Цветной встречаются неполные каноны. Это и есть трипеснцы. В Минее тоже есть трипеснцы, но очень редко (например, в предпразднство Рождества и Богоявления на повечериях несколько раз встречаются трипеснцы, но это не характерно, это уподобление триодному кругу; Триоди же содержат “законные” трипеснцы).
Считается, что песней в каноне девять, но на самом деле девять их почти никогда не бывает: вторая отсутствует, т.е. реально их восемь. Такой канон формально из девяти, а реально из восьми песен называется полным каноном. Существуют также неполные каноны – двупеснец (в Великий Вторник), трипеснцы (их очень много) и четверопеснцы (они встречаются в субботы Великого поста). Таким образом, существуют несколько видов неполных канонов, и наиболее часто употребляемый из них – это трипеснец (в будние дни Великого поста).
Какие же это песни? Во все пять будничных дней св. Четыредесятницы в Триоди есть трипеснцы: одна песнь соответствует номеру дня, а 8-я и 9-я есть всегда. В понедельник – 1-я, 8-я и 9-я, во вторник – 2-я, 8-я и 9-я, в среду – 3-я, 8-я и 9-я и т. д.
В будние дни в Триоди не один трипеснец, а два. Например, в понедельник трипеснец, песнь 1-я: сначала творение Феодора Студита, потому творение Иосифа Студита. Каждая песнь состоит из двух частей, имеет двух авторов. Потом 8-я песнь из двух частей и 9-я песнь из двух частей. Поэтому хоть и говорят, что там два трипеснца, но находятся они рядом и соединяются друг с другом.
На великопостной утрени читается канон из Минеи и канон из Триоди. Каноны в Минее всегда полные, а в Триоди – трипеснец. На некоторых песнях каноны берутся из двух книг. Например, в понедельник первой седмицы 1-я песнь есть и в Минее и в Триоди, а 3-я и 4-я песнь будут только лишь в Минее. Две книги снова соединяются на 8-й и 9-й песни. Получается как бы два вида песен. Первый, где читают канон из Минеи и из Триоди: в этом случае из Минеи будет петься канон на 6, а из Триоди на 8, т.е. в целом на 14. Второй вид песен великопостного канона это те, в которых читаются только тропари из Минеи – на 4.
В первый день Великого поста на утрени в 1-й песни канона есть и Минея, и Триодь; Минея будет на 6, Триодь на 8. Сначала просто читаются или поются стихи библейских песен подряд, без тропарей канона, до отметки на 14. Эта отметка напоминает, с какого стиха мы должны присоединить тропари канона. Прочтут стих на 14 и споют ирмос, снова стих – тропарь Минеи. Так после шести стихов прозвучат тексты из Минеи, останется восемь стихов, в которые будут входить Слава, и ныне, они входят в счет. Остальным восьми стихам последуют тексты из Триоди. Тексты из Триоди – это тропари трипеснца Триоди; так выйдет песнь на 14. Это один способ пения песен великопостного канона.
3-я песнь будет только в Минее. По современным указаниям Типикона эта песнь поется только на 4. Это очень большое сокращение. До реформы Патриарха Никона эта песнь была тоже на 14, потому что пелся канона Октоиха, а потом его отменили. Теперь некоторые библейские песни звучат не полностью, а только два стиха из них. Это очень значительная потеря в богослужении и очень значительное сокращение.
Необходимо знать принцип: в Минее – полный канон, в Триоди – трипеснец, причем два трипеснца, двух разных авторов. Если в какой-то песни и Минея и Триодь, то эта песнь на 14 (6+8), стихи библейских песен в великопостной редакции. Песнь, в которой только лишь из Минеи канон, читается на 4.
3-я и 6-я песнь обладают той особенностью, что ирмос в этих случаях поется в конце песни, 3-я и 6-я песнь всегда должны чем-то закрываться, а в Триоди, кроме среды, там нет ирмоса, ирмос есть только в Минее, 3-я и 6-я песнь во все дни, кроме среды, начинаются без ирмоса, а ирмос поется в заключение.
8-я и 9-я песни всегда закрываются ирмосом второго трипеснца Триоди. Как обычно, 3-я, 6-я, 8-я, 9-я песни обязательно должны быть закрыты ирмосом. Иногда это ирмос Минеи, а в 8-й и 9-й всегда ирмос Триоди. Если песнь 1-я, 2-я или 5-я имеет трипеснцы, то эта песнь тоже закрывается ирмосом последнего трипеснца.
На 9-й песни поется Честнейшую, после того, как покрыта 9-я песнь, поется Достойно есть и кладется земной поклон.
После ектеньи поются светильны; это особенность великопостной службы (на обычной утрени в этом месте ексапостиларий Октоиха). Ексапостиларий в будние дни из Октоиха употребляется при службе с Бог Господь (на обычной утрени), а светильны Октоиха употребляются на будничной службе с Аллилуйя. Тексты эти одного жанра, но различаются по системам. На великопостной утрени берутся светильны Октоиха, но помещаются они в Триоди. Эти три момента службы (Троичны, седальны и светилен) для удобства перенесены из Октоиха в Триодь.
Затем обычное окончание утрени, почти совпадающее с будничной утреней, хвалитные псалмы, в определенных случаях бывают хвалитные стихиры, однако славословие всегда читается.
Просительная ектенья и стиховные стихиры из Триоди. “Благо есть…” – дважды. Трисвятое по Отче наш. Тексты из Часослова, которые оканчиваются молитвой Ефрема Сирина и 16-ю поклонами. По окончании утрени сразу начинает читаться первый час. Великопостные часы обладают несколькими особенностями.
На часах читается кафизма, кроме первого часа в понедельник и пятницу , и девятого часа в пятницу. Это объясняется простой арифметикой – тем, что мы должны уложить сорок кафизм в службы будничные.
На великопостных часах поется тропарь часа со стихами. На обычных часах читается тропарь и кондак дня или праздника, а на великопостных часах поется особый текст, который закреплен за каждым часом: на первом часе – “Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой”, на третьем – “Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый…” и т. д. Великопостный час, таким образом, в большей степени становится самим собой, больше выявляется литургическая тема часа. Тропари поются с земными поклонами, со стихами, священник выходит для их возглашения на амвон. Такой тропарь возглашается, по Уставу, учиненным чтецом или иереем (в нашей практике иереем на амвоне), потом повторяется хором, потом иерей возглашает стих, хор повторяет тропарь и еще раз стих и тропарь.
Кроме того, на первом часе стихи часа, которые начинаются словами “Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие”, поются причем указано петь это “велегласно и косно”, – громко и медленно. Да еще стихи повторяются по два раза, а последний – три раза.
Шестой час отличается следующей особенностью: на нем читается паримия, которую предваряет тропарь пророчества и прокимен. На шестом часе всегда читается паримия из пророка Исайи.
После Отче наш читается не обычный кондак, а тексты из Часослова. Кто стоял в храме с Часословом, тот замечал, что в часах есть великопостные вставки, о которых мы сейчас говорим. Там есть пометка: “аще есть Святая Четыредесятница” или “аще пето Аллилуйя” или “аще пост”.
Заключает каждый час молитва Ефрема Сирина, с 16-ю или (на девятом часе) с 3-мя поклонами. Таковы особенности великопостных часов.
В посту первый час всегда присоединяется к утрени, затем совершается третий, шестой, девятый час, и после него чин изобразительных. Чин изобразительных будет совершаться во все будние дни поста. Изобразительны служатся в тот день, когда нет литургии, или когда литургию совершают на вечерне.
Чин изобразительных находится в Часослове, и начинается он с пения Блаженств. Псалмы изобразительные Благослови душе моя Господа и Хвали душе моя Господа не читаются и не поются, а сразу поется Во Царствии, особенным распевом, и к каждому стиху припевается: “Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем”. Когда пропеты все Блаженства, все строчки, взятые из Евангелия, сказано, что два лика должны сойтись вкупе и еще особым образом, вместе, пропеть: “Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем”, “Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем”, “Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем”. Как указано это петь? “Таже, сошедшеся оба лика, и поем согласно высочайшим гласом”, то есть очень громко, “Помяни нас, Господи” и так далее, потом поклон един, все равно до земли, земной поклон… “И паки повышшим гласом”, еще громче. “Помяни нас Владыко…” и так далее и поклон до земли. “Таже и еще повышшим гласом: “Помяни нас, Святый…”. Оба лика сошлись и поют все громче и громче с земными поклонами.
После этого читаются молитвословия, указанные в Часослове, начиная с молитвы: “Лик небесный”, Верую и т. д. После Отче наш читаются кондаки – кондаки храма, дня, празднуемого святого. На Славу читается “Со святыми упокой”. На И ныне кондак общий Богородице или кондак храма Богородицы.
Вечерня
Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый тип – в неделю вечера, второй – в понедельник, вторник и четверг вечера (без Преждеосвященной литургии). Не разбирая подробно последование вечерни, рассмотрим ее отличительные особенности. На великопостной вечерне всегда читается 18-я кафизма (если на утрени три кафизмы, то на вечерне всегда 18-я). На Господи, воззвах берутся тексты из Триоди и Минеи. Триоди выделяется особое место, она идет впереди и ни в коем случае ничем не вытесняется; будет ли в этот день память шестеричного святого, или двух малых святых, триодные стихиры не отменяются никогда.
После Свете Тихий возглашается прокимен, потом читается паримия, второй прокимен и вторая паримия. На вечерне в будние дни постоянно читаются паримии из двух книг – книги Бытия и книги Притчей Соломоновых.
Несколько слов о смысле ветхозаветных чтений в будние дни Великого поста. В великопостном богослужении избраны три разных типа ветхозаветных книг: историческая – книга Бытия, пророческая – книга Пророка Исайи (на шестом часе) и нравоучительная – книга Притчей Соломоновых. Это три разных типа библейских ветхозаветных чтений. Время Великого поста всегда было временем оглашения, временем подготовки ко Крещению, которое совершалось на Лазареву Субботу, на Пасху и на Пятидесятницу (недаром в эти дни поется Елицы по Христа крестистеся). Великий пост – это последний этап оглашения, и очень уместно читать в этот период важнейшие книги Священного Писания. Пророк Исайя – это ветхозаветный евангелист; ни в какой другой книге мы не найдем таких ярких, таких точных пророчеств о Христе. Книга Притч Соломоновых – хрестоматийная нравоучительная книга, довольно трудная для понимания.
Не только оглашенные, но и верные на время Великого поста погружаются во время ветхозаветное, время ожидания Мессии. Сквозное чтение ветхозаветных книг помогает нам еще раз прожить и представить себе обетование о Мессии, пророчество о Нем и ожидание Его.
В конце вечерни вместо обычных тропарей поются особые песнопения: “Богородице Дево…”, “Крестителю Христов…” и еще некоторые песнопения из Часослова, особым великопостным напевом. Затем следует окончание с чтением молитвы Ефрема Сирина.
Великое повечерие с каноном Андрея Критского
В будние дни Великого поста и в дни малых постов, когда совершается служба с Аллилуйя, а также в те дни года, когда вечерня служится во второй половине дня (например, Рождественский и Крещенский сочельник), Устав назначает совершение великого повечерия. В первые четыре дня Великого поста великое повечерие совершается с чтением канона прп. Андрея Критского, причем он разделен на четыре части.
Чин великого повечерия состоит в основном из псалмов и распадается на три части. Первая часть включает шесть псалмов и яркое песнопение С нами Бог из книги пророка Исайи. Вторая часть также включает псалмы и взятую из 2-й книги Паралипоменон молитву царя Манасии. В третью часть входят псалмы и славословие, после которого поется Богородичный канон и особое песнопение “Господи сил, с нами буди…” со стихами 150-го псалма. Устав указывает петь их “велегласно и косно”, т.е. очень громко и медленно.
В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии назначается канон Андрея Критского, но не в заключительной части, а в самой первой. Начинается служба так: “Благословен Бог…”, обычное начало и 69-й псалом, который находится в третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69-го псалма сразу следует чтение канона прп. Андрея Критского.
Великий канон – это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: “Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?” – с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно. Затем следует знаменитый тропарь: “Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…” Удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.
По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе: “Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы”. Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6-й песни: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй”.
К основным особенностям Великого канона мы должны отнести очень широкое использование образов и сюжетов из Св. Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души – вспомни этого праведника, он так угодил Богу, вспомни этого праведника, он так угодил – ты ничего подобного не сделала.
В первых же тропарях воспоминаются Адам и Ева, вспоминается великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф. 06 одних говорится в положительном смысле, о других в отрицательном, кому-то нужно подражать, а кому-то нет.
“Колесничник Илия, колесницею добродетелей вшед яко на Небеса, ношашеся превыше иногда от земных. Сего убо, душе моя, восход помышляй” – помышляй, душа моя, о восхождении ветхозаветных праведников.
“Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость, бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих” – хотя бы в старости отринь сребролюбие Гиезии, душа, и оставив свои злодеяния, избегай геенского огня. Как видите, тексты довольно трудные, поэтому к восприятию Великого канона необходимо заранее готовиться.
В заключительной песни первого дня после всех воспоминаний следуют тропари удивительной силы: “Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово: струпи твоя, о душе, умножишася не сущу врачу исцеляющему тя” – нечего вспоминать из Ветхого Завета, все бесполезно. Буду приводить тебе примеры из Нового Завета, может быть, тогда ты покаешься: “Новаго привожду ти писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми и чистотою и гонением”.
Самые страшные грешники покаялись и придут в Царство Небесное прежде тебя: “Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы: душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытарие и прелюбодее кающийся”.
Великий канон, всеми средствами подвигая нас к покаянию, в последних тропарях как бы открывает нам свою “методику”: как я с тобой беседовал, душа, и праведников ветхозаветных тебе напоминал, и новозаветные образы тебе в пример приводил, и все напрасно: “ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию: но горе тебе, внегда будеши судитися” – горе тебе, когда предстанешь на суд!
В конце великого повечерия положен чин прощения, похожий на тот, который совершался в неделю вечера. Указано после последних молитв великого повечерия: “Творит предстоятель поклон земный, глаголя братии: благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом и всеми моими чувствы”. Братия: “Бог простит тебе, отче святый”.
Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.
Лекция № 13 из учебника Литургика (автор: Красовицкая М.С.)