Свое наименование эта подготовительная неделя получила оттого, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14), из которой, по изображению притчи, видим, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.
Уставные особенности служб Недели о мытаре и фарисее
Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.
На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия и пения “Воскресение Христово видевшее…” и чтения 50-го псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На “Слава”: “Покаяния отверзи ми двери…” (вместо: “Молитвами апостолов…”). На “И ныне”: “На спасения стези…” (вместо: “Молитвами Богородицы…”).
Затем: “Помилуй мя, Боже…” и “Множество содеянных мною лютых…”.
В основу первого тропаря — “Покаяния отверзи ми двери…” — положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря — “На спасения стези…” — положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: “Множество содеянных мною лютых…” — предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде).
Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на “Слава, и ныне”), так как на хвалитех на “Слава” поется стихира Триоди — вместо евангельской стихиры (Типикон. Подготовительные недели ко святой Четыредесятнице, л. 333).
На литургии — прокимен гласа. Апостол — Тим., зач. 296, Евангелие от Луки, зач. 89.
Таким образом, в Неделю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности.
1. Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей.
2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.
3. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее.
4. Отменение поста в среду и пятницу — “сплошная”, или “всеядная” седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея.
5. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно — воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и 6-й недели), т.е. в эти недели поются кондаки.
В неделю 4-ю и 5-ю св. Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской) и на литургии этот кондак святому следует петь на “Слава”, а на “И ныне” поется кондак храма — если храм Спасов или Богородицы, или кондак “Предстательство христиан непостыдное” — если храм святого (см.: Типикон. Подготовительные недели Великого поста, а также воскресные дни святой Четыредесятницы; срав.: архиеп. Антоний, Постная и Цветная Триодь, Богослужебная заметка. — Русский инок. 1914, № 7, стр. 416; В. Розанов. Богослужебный устав 1902 г., с. 420-429).
От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”, и только в недели Православия и Крестопоклонную припев: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет (по субботам, начиная с субботы, следующей после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее, и до Недели всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на литургии в таком порядке: сперва рядовое субботы, потом — святого (Типикон, Последование службы Недели о мытаре и фарисее).