Особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи

Pasha 65В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: I) пасхальные, 2) воскрес­ные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песно­пения помещены последовательно в Цветной Триоди. Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом “Пасха”, например: “канон Пасхи”. Воскресные песно­пения обозначается словом “воскресни”, например: “стихиры воскресны”.

Песнопения Триоди обозначаются словами: “Триоди”, “пра­здника”, “праздника Триоди”, “настоящие Недели”, или назва­нием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом “дне”, например: “седален дне”.

Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Препо­ловения, которое продолжается 7 дней) слово “праздника” указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслаб­ленного или самарянине.

Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея ос­тавляется, за исключением служб св. вмч. Георгия, св. апо­столу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением совершаются на повечериях.,

В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песно­пения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.

 

Уставной порядок пения и чтения тропаря “Христос воскресе…”

От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начина­ются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: “Христос воскресе…”.

Так, в начале всенощного бдения “Христос воскресе…” поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: “И сущим во гробех живот даровав”. Перед шестопсалмием этот тропарь триж­ды поет хор.

На литургии, после возгласа: “Благословенно Царство…”, священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тро­парь: “Христос воскресе…”, хор доканчивает: “И сущим во гробех живот даровав”. (Царские врата в это время открывает­ся). “Христос воскресе…” поется (один раз) также вместо “Видехом свет истинный…” и после возгласа: “Слава Тебе, Христе Боже…” (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: “Слава Тебе, Христе Боже…” – конец обычный: “Слава, и ныне…” и прочее.

Тропарь “Христос воскресе…” поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, венчания, отпевания и других служб.

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припе­вами “Да воскреснет Бог” поются только, после стиховных (вос­кресных) стихир великой вечерни, причем порядок пения их та­ков: первая стихира воскресная, а затем пасхальная. Далее на “Слава” поется стихира снова воскресная, на “И ныне” – пасхальная “Воскресения день и просветимся торжеством…”. В конце последней стихиры Пасхи “Христос воскресе” поется только один раз. На утрени в хвалитных стихирах стихиры Пас­хи не поются. В седмичные дни стихиры Пасхи не поются вовсе.

На воскресном всенощном бдении, после прочтения Еван­гелия, “Воскресение Христово видевше…” поется трижды. В седмичные дни “Воскресение Христово видевше…” поется на утрени один раз (после кафизмы).

Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении с ка­ноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслаб­ленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичным тропарям припев: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. К тропарям Трио­ди припев: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. Заключитель­ное “Христос воскресе…” (трижды) в конце каждой песни не поется.

9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни -ирмос: “Светися, светися”, припев “Христос воскресе из. мерт­вых” и тропарь: “О Божественного, о любезного”, затем при­пев и тропарь: “О, Пасха Велия”; после этого Богородичны тропаря с припевом: “Пресвятая Богородице, спаси нас” и за­тем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

После канона – светилен Пасхи и Триоди.

В седмичные дни канон Пасхи не поется[1],  но и в поли елейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичнне дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) “канона праздника” следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Три­оди канон настоящей Недели (Фоминой, Жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его)

Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи “Честней­шую” не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ир­мос 9-й песни. Но в седмичные дни “Честнейшую” поется

Экзапостиларий “Плотию уснув” поется в тех же неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и экзапостилария царския врата открыты.

На 1-м часе принято петь вместо “Взбранной Воеводе…” кондак: “Аще и во гроб…”

В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны.

После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, “Слава” – кондак Триоди, “И ныне” – кондак Пасхи. Вместо “До­стойно” – “Ангел вопияше… Светися, светися…”.

Причастен Пасхи – “Тело Христово приимите” (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: “Вос­кресный из мертвых, Христос, истинный Бог наш…”. Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отда­ния Пасхи.

Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Тро­ицы Устав отменяет.

 

Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его

Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесят­ницы – семь.

1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – свв. жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныни, 6-я – о слепом, 7-я – святых отчев Первого Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и сед­мицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.

Третья Неделя по Пасхе носит название свв. жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Хрис­тову и Его славному Воскресению, весть о котором удостои­лись воспринять первыми жены-мироносицы.

На утрени, на “Бог Господь”, поются три тропаря Вели­кой Субботы: “Егда снизшел еси…” (дважды), на “Слава” -“Благообразный Иосиф…”, “И ныне” – “Мироносицам женам…”

Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.

Четвертая Неделя – о расслабленном.

В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангель­ской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.

В среду 4-Й седмицы празднуется Преполовение Пятидесят­ницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: “Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благо­честия напой водами, яко всем. Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе”.

Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накану­не праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не “Блажен муж”, а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон -Триоди, но не Пасхи. Катавасия: “Море сгустил еси…”. “Честнейшую” не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо “До­стойно” поется ирмос: “Чужде матерем девство…”. После ли­тургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Боже­ственного учения о живой воде Св. Духа.

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: “Чужде матерем девство…”. В дни между Преполовением и его отда­нием – Задостойник Пасхи: “Ангел вопияше… Светися, свети-ся…”.

Пятая Неделя – о самаряныне.

В эту неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (еван­гелие на утреня – от Иоанна, зач. 63-е).

Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в вос­кресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отда­ние его.

Шестая Неделя – о слепом.

В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасите­лем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновление храма (Мф., зач. 67-е).

ОТДАНИЕ ПАСХИ совершается в среду 6-й седмицы. Одно­временно поются песнопения Недели о слепом и предпразднст-ва Вознесения Господня (предпразднство – только один день).

Служба отдания совершается подобно тому, как и в от­дание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени в литургии – то же, что и в Светлую седмицу. Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит началь–ный возглас и затем поет стихи: “Да воскреснет Бог…” и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: “Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый…” с вспоминанием святого дня, а в конце других служб – обыч­ный воскресный отпуст.

На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи “Воскресение Христово видевше…”. Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.

На 9-й песни “Честнейшую” не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: “Плотию уснув…” (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом.

Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).

После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называ­емую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.

 



[1] Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году , а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели: жен-мироносиц, о рас­слабленном, о самаряныни и о слепом а также в отдание Пасхи. Подробнее о соединении служб Триоди и Минеи в седмичные дни от недели Фоминой до отдания Пятидесятницы служебные указания на 1950 и 1951 гг. Вып. II-Й.