В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: I) пасхальные, 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения помещены последовательно в Цветной Триоди. Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом “Пасха”, например: “канон Пасхи”. Воскресные песнопения обозначается словом “воскресни”, например: “стихиры воскресны”.
Песнопения Триоди обозначаются словами: “Триоди”, “праздника”, “праздника Триоди”, “настоящие Недели”, или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом “дне”, например: “седален дне”.
Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово “праздника” указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслабленного или самарянине.
Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляется, за исключением служб св. вмч. Георгия, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением совершаются на повечериях.,
В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.
Уставной порядок пения и чтения тропаря “Христос воскресе…”
От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: “Христос воскресе…”.
Так, в начале всенощного бдения “Христос воскресе…” поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: “И сущим во гробех живот даровав”. Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор.
На литургии, после возгласа: “Благословенно Царство…”, священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: “Христос воскресе…”, хор доканчивает: “И сущим во гробех живот даровав”. (Царские врата в это время открывается). “Христос воскресе…” поется (один раз) также вместо “Видехом свет истинный…” и после возгласа: “Слава Тебе, Христе Боже…” (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: “Слава Тебе, Христе Боже…” – конец обычный: “Слава, и ныне…” и прочее.
Тропарь “Христос воскресе…” поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, венчания, отпевания и других служб.
На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами “Да воскреснет Бог” поются только, после стиховных (воскресных) стихир великой вечерни, причем порядок пения их таков: первая стихира воскресная, а затем пасхальная. Далее на “Слава” поется стихира снова воскресная, на “И ныне” – пасхальная “Воскресения день и просветимся торжеством…”. В конце последней стихиры Пасхи “Христос воскресе” поется только один раз. На утрени в хвалитных стихирах стихиры Пасхи не поются. В седмичные дни стихиры Пасхи не поются вовсе.
На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, “Воскресение Христово видевше…” поется трижды. В седмичные дни “Воскресение Христово видевше…” поется на утрени один раз (после кафизмы).
Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении с каноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичным тропарям припев: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. К тропарям Триоди припев: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. Заключительное “Христос воскресе…” (трижды) в конце каждой песни не поется.
9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни -ирмос: “Светися, светися”, припев “Христос воскресе из. мертвых” и тропарь: “О Божественного, о любезного”, затем припев и тропарь: “О, Пасха Велия”; после этого Богородичны тропаря с припевом: “Пресвятая Богородице, спаси нас” и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.
После канона – светилен Пасхи и Триоди.
В седмичные дни канон Пасхи не поется[1], но и в поли елейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичнне дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) “канона праздника” следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, Жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его)
Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи “Честнейшую” не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни “Честнейшую” поется
Экзапостиларий “Плотию уснув” поется в тех же неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и экзапостилария царския врата открыты.
На 1-м часе принято петь вместо “Взбранной Воеводе…” кондак: “Аще и во гроб…”
В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны.
После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, “Слава” – кондак Триоди, “И ныне” – кондак Пасхи. Вместо “Достойно” – “Ангел вопияше… Светися, светися…”.
Причастен Пасхи – “Тело Христово приимите” (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).
В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: “Воскресный из мертвых, Христос, истинный Бог наш…”. Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.
Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.
Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его
Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь.
1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – свв. жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныни, 6-я – о слепом, 7-я – святых отчев Первого Вселенского Собора.
По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.
Третья Неделя по Пасхе носит название свв. жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.
На утрени, на “Бог Господь”, поются три тропаря Великой Субботы: “Егда снизшел еси…” (дважды), на “Слава” -“Благообразный Иосиф…”, “И ныне” – “Мироносицам женам…”
Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.
Четвертая Неделя – о расслабленном.
В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.
В среду 4-Й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: “Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем. Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе”.
Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не “Блажен муж”, а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон -Триоди, но не Пасхи. Катавасия: “Море сгустил еси…”. “Честнейшую” не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо “Достойно” поется ирмос: “Чужде матерем девство…”. После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Св. Духа.
Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: “Чужде матерем девство…”. В дни между Преполовением и его отданием – Задостойник Пасхи: “Ангел вопияше… Светися, свети-ся…”.
Пятая Неделя – о самаряныне.
В эту неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (евангелие на утреня – от Иоанна, зач. 63-е).
Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его.
Шестая Неделя – о слепом.
В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновление храма (Мф., зач. 67-е).
ОТДАНИЕ ПАСХИ совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднст-ва Вознесения Господня (предпразднство – только один день).
Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени в литургии – то же, что и в Светлую седмицу. Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит началь–ный возглас и затем поет стихи: “Да воскреснет Бог…” и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: “Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый…” с вспоминанием святого дня, а в конце других служб – обычный воскресный отпуст.
На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи “Воскресение Христово видевше…”. Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.
На 9-й песни “Честнейшую” не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: “Плотию уснув…” (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом.
Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).
После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.
[1] Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году , а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныни и о слепом а также в отдание Пасхи. Подробнее о соединении служб Триоди и Минеи в седмичные дни от недели Фоминой до отдания Пятидесятницы служебные указания на 1950 и 1951 гг. Вып. II-Й.