От первой больницы до последней обители

святитель Василий Великий и нуждающиесяИдеи христианства о помощи ближнему в свое время произвели социальную революцию. Именно они легли в основание появившегося в первые столетия после прихода в мир Спасителя одного из важнейших общественных институтов – милосердной помощи нуждающимся. Этим идеям мир обязан тем, что сейчас существуют больницы и тем, что благодаря санитарам были спасены тысячи героев не одной войны.

Удивительно, но больница, как учреждение, это изобретение Церкви у истоков которого стоял Василий Великий – в 372 году в Кесарии был построен знаменитый комплекс, получивший позже название «Василиада». Василий Великий взял на себя руководство одним из подразделений больницы. Он выбрал самое трудное – отделение для прокаженных. Эти несчастные люди были отвергнуты всеми, их сторонились. Они жили в страшных мучениях, это было практически медленное умирание. Вот заботу о них и взял на себя Василий Великий. Он сам этих больных перевязывал и мыл. И не только. Он напрямую общался с ними, обнимал их, в каждом видя образ Божий. Невероятно! Епископ, врач, без маски и перчаток, без антисептических средств ухаживает за инфекционными больными, промывает им раны. Когда Василий Великий умер, его оплакивала вся Кесария. Во время похорон святителя было столько народа, что многие в толпе падали в обморок. Также в эпоху раннего христианства существовала община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших, их именовали «парабаланами», преимущественно это были мужчины.

В наше время и ближайшие к нам эпохи эту нишу заняли в основном женщины, и мы их называем сёстрами милосердия. В годы Крымской войны великой княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России и в Европе Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии. Пирогов Николай Иванович, знаменитый врач, осуществлял руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института. Среди первых сестер, отправившихся на фронт, были и сестры милосердия московской Никольской обители.

А позже уже в ХХ веке святая преподобномученица великая княгиня Елисавета в 1909 году открыла Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа. Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простилась со светской жизнью, сказав сестрам обители: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих». Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

икона святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны“Мне на этой земле Господь заповедал благодатный труд, который я должна исполнить. Только Ему дано знать, хорошо ли я исполню его, плохо ли, но я буду стараться изо всех сил. Я вложу свою руку в Его и бесстрашно пойду вперед, сколько бы испытаний и наветов не приготовил для меня этот мир. Именно на этот путь, шаг за шагом, встала я в своей жизни. И это не минутная прихоть, и разочарования не будет…”

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета.

Эхом отозвались прежние добрые дела и на других последующих войнах. Нередко, не смотря на общий упадок веры, сестринское дело продолжало дело Господа на полях битв и в госпиталях.

Войны отгремели и время изменило направление деятельности сестёр милосердия. Сейчас основными их пациентами являются не раненные офицеры, а больные старики и дети. В основном это уход за престарелыми больными. На их попечении во многих муниципальных, частных и общинных медицинских учреждениях огромное количество одиноких стариков – родителей тех детей, которые не желают ухаживать за своими родными, или просто-напросто не успевают этого делать в суете мирских забот. Такие больные – в основном пациенты неврологических отделений, так как теряют свои способности к физическим действиям из-за перенесённых инсультов и заболеваний, связанных с расстройствами нервной системы. За ними нужен особенный уход, этому будущие сёстры обучаются на специальных курсах. На вопрос, чем же отличается медицинская сестра от сестры милосердия работницы отвечают, что верой и что любое дело, которое вы начинаете, нужно делать только с Богом, и тогда вы сможете полюбить больных. То есть к обычным обязанностям медицинской сестры присоединяется молитва. Среди таких сестёр немало профессиональных врачей с блестящей карьерой, в прошлом имеющих большие доходы и уважение среди коллег, но отказавшихся от этого в пользу благого дела.

 

старец Паисий Святогорец“Никогда в жизни я не чувствовал себя так хорошо, как в те несколько дней, когда мне дали послушание ухаживать за одним старым монахом. Уход за стариками имеет великую мзду”

Старец Паисий Святогорец

 

Сегодняшним днём остро стоит вопрос об уходе за тяжелобольными и немощными стариками. Некоторые «сдают» своих стариков в дома престарелых, не желая заботиться о тех, кто их вырастил, а другие жалуются на то, что им приходится ухаживать за своими преклонными родителями.

Что же делать в подобных ситуациях? Старец Паисий Святогорец приводит пример: “Несколько дней назад ко мне пришла одна женщина и попросила: “Отче, моя мать разбита параличом. Как же я устала! Восемь лет переворачивать её с одного на другой бок!” Слышишь, что творится? Дочь говорит о своей матери в таком тоне! “О, — говорю, — твоя проблема решается очень просто! Сейчас я помолюсь, чтобы тебя на восемь лет разбил паралич, а твоя мать выздоровела и за тобой ухаживала”. — “Нет, нет, отче!” — закричала она. “Четыре года, — говорю, — по крайней мере, четыре года тебе необходимо! Как же тебе только не стыдно? Что предпочтительней? Быть здоровым, не испытывать боли и ухаживать за больным человеком, имея при этом мзду от Бога, или страдать, быть не в состоянии пошевелить ногой, смиряться и просить: “Принеси мне, пожалуйста, утку, поверни меня на другой бок, подвинь меня к стене…”?” Когда эта женщина услышала то, что я ей сказал, она немного устыдилась. В семье не будет подобных проблем, если дети ставят себя на место своих состарившихся родителей или если невестка ставит себя на место свекрови и думает: “Ведь и я когда-то состарюсь, в один прекрасный день стану свекровью — и понравится ли мне, если моя невестка не будет обращать на меня внимания? “». То есть продвижение сестринского дела начинается с каждого, кто оказался в подобной ситуации, а не с организации фондов, курсов и прочего. Ведь пережив подобное, захочется со временем или самому стать помощником больным и немощным или оказать иную помощь нуждающимся.