Представление о Франции, как о католической стране и центре мировой культуры, где с духовных позиций все более утверждается атеизм – справедливо, но недостаточно полно. Единицам православных людей известно, сколько здесь сохранилось раннехристианских святынь, причем Вселенского значения, которые до раскола Церкви в 1054 году были общими. Несмотря на «калибр» артефактов, в отсутствие особого интереса со стороны католиков долгое время эти источники обильной благодати просто лежали в пустых базиликах. Лишь в последние 20 лет, с их новым обретением, паломники включили Францию в свои маршруты.
Памятным днем 28 сентября 1997 года в Париже был отслужен первый православный молебен перед мощами святой равноапостольной Елены. Как оказалось, ни в Риме, ни в Турции, а в самом центре французской столицы, в 15 минутах ходьбы от собора Парижской Богоматери, ее мощи, покоятся с 1820 года. В условиях безверия о них просто позабыли. Обнаружение мощей прославленной Церковью императрицы, усилиями которой был обретен Крест Господень, было настолько неожиданным, что не обошлось без сомнений, но точку во всей этой истории поставил Патриарх Алексий II. Он признал их подлинными.
Время показало, что святая Елена стала первой в череде последующих открытий святынь Франции, которые признали православные христиане. Будто пелена упала с глаз. Вскоре выяснилось, на юге, в 10 км от Марселя, покоится глава Марии Магдалины. Причем, раз в год, 22 июля, католики совершают здесь торжественный крестный ход. Западное предание гласит, что в разгар гонений на христиан в Иудее Марию Магдалину, Лазаря и еще несколько их спутников посадили в лодку без ветрил и толкнули. Течение принесло судно туда, где ныне оказалась святыня. На этой земле, недалеко от Марселя, Мария Магдалина выбрала для жизни пещеру, где провела 30 покаянных лет. Этот факт косвенно подтверждается тем, что основатель западного монашества Иоанн Кассиан в V веке именно в этой пещере организовал свой скит, хотя вокруг было много других.
А в 80 км от Парижа, в соборе города Шартр, хранится плат Божией Матери. Принято считать, что Богородица была в нем, когда случилось Благовещение, и позже носила в нем новорожденного Спасителя. Размеры реликвии впечатляют – 2,5 метра в длину на 0,5 метра в ширину, но еще более удивительно то, что до революции во Франции она была ровно вдвое больше. В смутные времена плат разделили на несколько частей, чтобы при неблагоприятных обстоятельствах совсем не утерять святыню. Прошло двести лет, и сейчас покров Божией Матери лежит в полутемной часовни, где горит не более 10-15 свечей.
Оказалось, что во Франции есть и другая святыня, связанная с жизнью Пресвятой Богородицы. В долине реки Луары в местечке Лош хранится целый пояс Матери Спасителя. Как говорит директор паломнического центра, располагающегося в Париже, иерей Николай Никишин, имея в виду, что существует еще один всем известный афонский пояс, удивляться здесь нечему. Просто у Божией Матери мог быть не один пояс.
В списке духовных сокровищ Франции значится и глава Иоанна Предтечи. Она является главной святыней Амьенского готического собора, который располагается в 100 км от Парижа. Если говорить более конкретно, здесь находится лицевая часть, а другая хранится в Дамаске. Как и в случае с Платом Божьей Матери, местное население реликвией мало интересуется и в основном просто проходит мимо.
Это еще не все. В 50 км от Гренобля находятся мощи преподобного Антония Великого. Основатель отшельнического монашества изначально был похоронен в Египте, затем, когда все святыни христианского мира собирали и концентрировали в Константинополе, его святые мощи были перенесены в столицу Римской Империи, а уже в X веке, святыня была подарена императором одному французскому генералу, который помогал ему вести братоубийственную войну с основным соперником.
Помимо этого, во Франции находится сразу три центра, где почитается Святая Анна – мать Пресвятой Богородицы. В двух этих местах еще в VIII веке были найдены ее мощи. А в 20 веке, в деревушке Шири-Урскамп, что в 50 км от Амьена, обнаружили третью часть разделенной святыни. Там она оказалась после разорения во время революции крупного монастыря, возникшего рядом с мощами.
И, наконец, в 15 км от Парижа храниться риза Господня – нешвенный хитон, вытканный руками Божией Матери. В нем Спаситель был приведен на распятие, о нем метали жребий римские солдаты. В VIII веке император Карл Великий подарил его своей дочери – игуменье монастыря в Аржантее. Исследователи святыни говорят, что 400 лет назад частицу этой ризы Господней один персидский шах передал в дар патриарху Филарету, отцу всенародно избранного после Смуты царя Михаила Романова, и она явилась благословением новой династии Романовых. Другая риза Иисуса Христа хранится в грузинском городе Мцхета.
Терновый венец Спасителя и доказательства его подлинности
Самая же главная святыня Франции – терновый венец Спасителя, хранящийся с 1704 года в соборе Парижской Богоматери. Его выносят на поклонение каждую первую пятницу месяца и еще каждую пятницу в течение всего католического Великого поста. Неожиданно для многих 7 октября 2000 года терновому венцу поклонился патриарх Алексий II. А с 2007 года, по договоренности с настоятелем собора, клирики Корсунской епархии РПЦ регулярно проводят православное богослужение перед святыней. При этом звучат молитвы на церковнославянском и французском языках. Стоит заметить, что и в случае с этой реликвией, особого ажиотажа не наблюдается. По прошествии 20 минут после краткой пассии, все желающие приложиться к венцу успевают сделать это за час.
Внешне святыня представляет собой набор веточек, заключенный в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Все шипы давно розданы, как ее чудотворные части. Есть ли возможность доказать подлинность венца? Да, и оно достаточно длинное и многоступенчатое.
В первую очередь, до определенного момента святыня находилась в Константинополе. Во Франции она оказалась, когда в ход истории вмешиваются крестоносцы. Захватив Константинополь и образовав Латинскую империю, они столкнулись с нехваткой ресурсов, тогда как совсем рядом греки спали и видели, как бы отвоевать христианскую столицу. Ничего лучше не придумав, крестоносцы дошли до продажи святынь венецианцам, а терновый венец отдали им под залог. Кредиторы дали за святыню огромную сумму денег. Получив ее, латинский император обратился к королю Франции Людовику IX и слезно стал просить, чтобы тот внес залог. Речь шла о половине годового бюджета королевской семьи, но Людовик IX все равно согласился.
Следующим шагом король отправил в Константинополь двух монахов доминиканцев, чтобы те вместе с венцом отправлялись в Венецию и там неотлучно находились при нем до внесения залоговой суммы. Когда они плыли со святыней по морю, греческий император отправил вдогонку три или четыре корабля, а это значит, что в ее подлинности никто не сомневался. Уже в Венеции венец был выставлен в соборе святаго Марка для поклонения, а когда от Людовика IX пришла сумма для выкупа, венецианцы отдавали усугублявший страдания Спасителя венец с плачем. По пути из Венеции в Париж святыню сопровождало 200 всадников. Когда венец оказался, наконец, на французской земле, для него предстояло построить храм. Что интересно, если обычно соборы возводили за 50-70 лет, то в этом случае строительство заняло всего 5 лет. Это также доказывает, что мотивация короля и строителей была запредельной.
Пожалуй, даже этих убедительных аргументов было бы недостаточно без еще одного – свидетельства чудес. И здесь на сцену выходит Блез Паскаль. Этому выдающемуся ученому, математику мир обязан многими открытиями. В какой-то момент смертельно заболевает его сестра, и когда уже ничего не помогает, в дом приносят шип от тернового венца. Болезнь отступает. Паскаль, чья репутация, как ученого и мыслителя безупречна, подтверждает чудо.
Как столько святынь оказалось во Франции?
Итак, невероятное количество христианских святынь Франции столь важного значения не может не вызывать восторг. Как все они оказались в этой стране? В первую очередь, стоит напомнить, что крещение Франции произошло еще в апостольские времена. Первые святые приходили сюда сами и здесь оставались. К примеру, первым епископом города Арабона стал человек, который будучи проконсулом стал свидетелем чудес апостола Павла и обратился в веру. А первый епископ Лиможа оказался тем самым мальчиком, у которого Христос взял пять хлебов и две рыбки и накормил ими пять тысяч человек.
Другие святыни переместились во Францию уже во время крестоносцев, которые во многом выступили как орудие Божьего Промысла. Если бы святые реликвии остались на территории Константинополя, когда земли вошли в состав Османской империи, еще неизвестно, сохранились бы они… К примеру, в святой Софии до сих пор запрещено молиться. Попав же в руки крестоносцев, большинство святынь дошли до наших дней. Кроме того, для них были построены великолепные храмы.
Также стоит иметь в виду, что во время рассвета империи Карла Великого, Византия была истощена столетней иконоборческой смутой, и царица Елена, ища возможности заключить союз с лидером новой державы, могла в доказательство серьезности намерений сама передать тому в дар и святыни. В Константинополе того времени их было великое множество, в том число несколько риз Богородицы и риза Господня.
Нелегкая судьба
Если обратиться к истории, можно вообще счесть за чудо, что столько драгоценных святынь сохранилось до наших дней. Значительный урон Церкви был нанесен в период французской революции. Тогда многие скульптуры святых и ангелов была обезглавлены, разбиты готические витражи. Уже в начале XX века курс на секуляризацию продолжился. В школах даже факультативно запретили изучать катехизис, сотни частных конфессиональных учреждений закрыли. Второй Ватиканский собор 1962 года разрешил проводить мессу под джаз и гитару, но молодежь это оттолкнуло еще сильнее. В итоге храмы опустели еще больше.
И только в последние годы, когда к вновь обретенным святыням устремились православные паломники, интерес французов к христианским реликвиям возрос. Во всяком случае, о тотальном равнодушии речи точно не идет.
Статья написана по материалам доклада иерея Николая Никишина «Новые горизонты. Замечательные открытия Православных святынь во Франции», зачитанного на V Свято-Антониевских чтениях в Бишкеке.