Пятая седмица и Неделя Великого поста характерны тем, что в четверг 5-ой седмицы на утрени прочитывается весь великий канон святого Андрея Критского, который читался по частом в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие преп. Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия.
Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский, присланный от Иерусалимского патриарха Феодора на VI Вселенский Собор (680 г.) принес это житие преп. Марии вместе со своим каноном. Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской в четверг 5-й седмицы принято Церковью со времени VI Вселенского Собора.
В среду 5-й седмицы на вечерни (относящейся к четвергу), кроме обычных стихир на “Господи, воззвах”, читаются еще 24 покаянных стихиры – творение св. Андрея Критского. Стихиры имеют одно окончание: “Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя”, которое поется хором.
В четверг по случаю чтения великого канона совершается литургия Преждеосвяшенных Даров и бывает звон в “красныя”, т.е. на великопостный.
Если в четверг 5-й седмицы случится праздник Благовещения, то чтение великого канона переносится на вторник, и тогда в этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров.
Богослужебные особенности чтения великого канона
По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двухпсалмия. После шестопсалмия и великой ектении бывает “Аллилуиа” и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, “Слава, и ныне” – Богородичен, после чего читается первая половина жития преп. Марии Египетской. Далее псалом 50-й (“Спаси, Боже, люди Твоя…” не произносится), и тотчас начинается пение великого канона, который читается на середине храма, при закрытых царских вратах. Ирмосы – по дважды. Припев к тропарем канона: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. Катавасия поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, “Слава, и ныне” не бывает. Припев к трипеснцам: I) “Святии Апостоли, молите Бога о нас”; к троичным тропарям: 2) “Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе”, а к Богородичным: 3) “Пресвятая Богородице, спаси нас”,
По катавасии 3-й песни – малая ектения, седален, после которого читается вторая половина жития преп. Марии.
По 6-й песни – кондак: “Душе моя…” и икос, и читаются “Блаженны” с тропарями. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: “Богородицу и Матерь света…”. Хор: “Честнейшую…”. После 9-й песни и малой ектений читается светилен – Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно (см.: Типикон, четверг 5-й седмицы Великого поста; “Богослужебные указания на 1958 г.”, стр. 87).
Суббота 5-й седмицы называется СУББОТОЙ АКАФИСТА, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы”. В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.
Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектении; вторая часть – после 17-й кафизмы (“Непорочных”) и малой ектении; третья часть – после 3-й песни канона и малой ектении; четвертая часть – после 6-й песни канона и малой ектении.
Каждое чтение начинается и заключается пением кондака:
“Взбранной Воеводе…” На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.
В конце утрени поется великое славословие.
В пятую неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв.( память 1 апреля по старому стилю, умерла в 530 г.), и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.