Страстная седмица (Первые три дня)

indexВ богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, кото­рое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утре­ни и литургии.

В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовав­ший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть сооте­чественниками. Кроме того, в этот день воспоминается прок­лятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужив­шей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь но нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.

Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и вся­кая душа человеческая, не приносящая духовных плодов – ис­тинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскре­сении мертвых. Страшном суде и кончине мира, притчи о де­сяти девах и о талантах. В притчах изображается неожидан­ность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ

Воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, ког­да Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.

Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Неделю ваий (воскресенье), вечером, служба начина­ется с 9-го часа, затем следуют вечерня[1] и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в после­дующие дни, вечером, – малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.

На УТРЕНИ, после “Аллилуиа”, в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь:

“Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, огоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Цар­ствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас”. Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном при­шествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрство­ванию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении “Се, Жених…” отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании тре­тьей кафизмы и седальна диакон произносит: “И о сподобити-ся нам…” Царские врата открываются и читается (на престо­ле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Иоанна, зач. 84; во Вторник – от Матфея, зач. 90; в Среду – от Иоанна, зач. 41),

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы “Спаси, Боже, люди Твоя…” и возгласа: “Милостию и щедротами…” поет­ся трипеснец Триоди (в Понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни;

во Вторник – двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду – 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение кано­на. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется све­тилен: “Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одеж- ды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя” (трижды).

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемое и плачем, подобно невесте, ос­тавленной вне брачного чертога.

Далее – хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на “И ныне” – чтец: “Тебе слава подоба­ет…” и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: “Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси…” священник: “Мир всем”. “Главы наша Господеви…” и произносится второй возглас: “Твое бо есть еже миловати…” Далее стихиры на стиховне, и чтец: “Благо есть исповедатися…” (дважды), Трисвятое по “Отче наш”, тро­парь: “В храме стояще славы Твоея…”, “Господи, помилуй” (40), “Слава и ныне”, “Честнейшую”, “Именем Господним бла­гослови, отче”. Иерей: “Сый благословен…” Чтец: “Небесный Царю…” Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-Й час, начиная: “Приидите, поклонимся…”.

В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечер­ни в неделю ваий и в конце служб – утрени, изобразитель­ных[2] и литургии, – бывает особый отпуст: “Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…”[3].

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах[4] последовательно и сполна прочитывается все Четве­роевангелие (в 9-ти отделах) до слов: “Ныне прославися Сын Человеческий…” (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на сере­дине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Еванге­лия бывает такой, как и на чтение великих часов.

Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вмес­то пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, со­зерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдаль­ца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается литур­гия Преждеосвященных Даров[5].

После пения “Да исправится молитва моя…” и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в По­недельник – Мф., зач. 98, во Вторник – Мф., зач. 102, в Среду – Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается.

В Великую Среду в конце литургии (после “Буди имя Гос-подне” и возгласа “Благословение Господне на вас…”) по­следний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя ве­ликими поклонами. Далее священник произносит: “Слава Тебе Христе Боже…”, отпуст: “Грядый Господь на вольную страсть…”.

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Боль­шом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памя­ти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа[6].



[1] Вечерня по своему составу такая же, как и в предыдущие воскресные дни, только прокимен не великий, а дневной:

“Се ныне благословите Господа..,”. Вход с кадилом. За­тем переоблачается престол и священнослужители в чер­ные облачения (см.: Розанов. Устав, стр. 568).

[2] Примечание. Но в среду на изобразительных, вместо обыч­ного отпуста: “Грядый Господь на вольную страсть…”, священник лицом к народу читает молитву: “Владыко многомилостиве…” и по окончании ее произносит: “Благослови­те отцы святии, братия и сестры, и простите мне грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей святей Четыредесятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы”. Ему отвечают: “Бог да посетит тебя и помилует, от­че честный. Помолись и о нас грешных”. Священник произ­носит: “Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас”. И далее возглас: “Молитвами святых отец на­ших…” и следует литургия Преджеосвященных Даров.

[3] Святые дня, храма и составитель литургии но поминаются. (См.: Богослужебн. указания на 1958 г., с.98, а также : Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 31).

[4] На 6-м часе чтению Евангелия предшествует паремия. Но если на часах бывают кафизмы, то они как обычно прочи­тываются после псалмов часа, а затем произносится тро­парь, например, “Иже в шестый день же и час на Кресте…” Далее Богородичен часа и Евангелие.

[5] В эти три дня вход бывает не с кадилом, а с Евангелием. (См.: Типикон, во святой понедельник вечера и т.д.). Примечание. Если Благовещение случится в день, кроме субботы, воскресенья и понедельника в течение всего Ве­ликого поста, то накануне вечерня, по Уставу, соверша­ется без 18-й кафизмы, даже и тогда, когда вечерня бу­дет соединяться с литургией Преждеосвященных Даров. Например, если Благовещение совпало с четвергом, то в среду на литургии Преждеосвященных Даров на вечерни кафизмы 18-й нет. (А Служебник предписывает перенесе­ние святых Даров с Престола на жертвенник именно во вре­мя 18-й кафизмы. В таком случае Св. Дары переносятся на жертвенник при пении стихир на “Господи, воззвах…” с обычными священнодействиями, т.е. – поклонами, кажде­нием и т.п.).

[6] Если храмовой праздник случится на Страстной седмице (а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю ваий, а если слу­чится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковой главе (как, например, о празднова­нии памяти св. вмч. Георгия).

Если случится праздник Благовещения в Великий По­недельник, Вторник или Среду, то служба праздника соеди­няется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощ­ное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды – с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословия) в литию. На утрени поется вместо “Аллилуиа” “Бог Господь” и 3-ы тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праз­дника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берет­ся праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах – молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Зла­тоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см.: Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Еванге­лие же на литургии читается праздника Благовещения и дня.