В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.
В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь но нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.
Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых. Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).
В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ
Воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.
Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы
В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.
В Неделю ваий (воскресенье), вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня[1] и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, – малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.
На УТРЕНИ, после “Аллилуиа”, в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь:
“Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, огоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас”. Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении “Се, Жених…” отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.
Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы и седальна диакон произносит: “И о сподобити-ся нам…” Царские врата открываются и читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Иоанна, зач. 84; во Вторник – от Матфея, зач. 90; в Среду – от Иоанна, зач. 41),
После Евангелия, 50-го псалма, молитвы “Спаси, Боже, люди Твоя…” и возгласа: “Милостию и щедротами…” поется трипеснец Триоди (в Понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни;
во Вторник – двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду – 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен: “Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одеж- ды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя” (трижды).
В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемое и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.
Далее – хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на “И ныне” – чтец: “Тебе слава подобает…” и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: “Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси…” священник: “Мир всем”. “Главы наша Господеви…” и произносится второй возглас: “Твое бо есть еже миловати…” Далее стихиры на стиховне, и чтец: “Благо есть исповедатися…” (дважды), Трисвятое по “Отче наш”, тропарь: “В храме стояще славы Твоея…”, “Господи, помилуй” (40), “Слава и ныне”, “Честнейшую”, “Именем Господним благослови, отче”. Иерей: “Сый благословен…” Чтец: “Небесный Царю…” Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-Й час, начиная: “Приидите, поклонимся…”.
В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в неделю ваий и в конце служб – утрени, изобразительных[2] и литургии, – бывает особый отпуст: “Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…”[3].
В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах[4] последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: “Ныне прославися Сын Человеческий…” (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов.
Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.
В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров[5].
После пения “Да исправится молитва моя…” и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник – Мф., зач. 98, во Вторник – Мф., зач. 102, в Среду – Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается.
В Великую Среду в конце литургии (после “Буди имя Гос-подне” и возгласа “Благословение Господне на вас…”) последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: “Слава Тебе Христе Боже…”, отпуст: “Грядый Господь на вольную страсть…”.
В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа[6].
[1] Вечерня по своему составу такая же, как и в предыдущие воскресные дни, только прокимен не великий, а дневной:
“Се ныне благословите Господа..,”. Вход с кадилом. Затем переоблачается престол и священнослужители в черные облачения (см.: Розанов. Устав, стр. 568).
[2] Примечание. Но в среду на изобразительных, вместо обычного отпуста: “Грядый Господь на вольную страсть…”, священник лицом к народу читает молитву: “Владыко многомилостиве…” и по окончании ее произносит: “Благословите отцы святии, братия и сестры, и простите мне грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей святей Четыредесятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы”. Ему отвечают: “Бог да посетит тебя и помилует, отче честный. Помолись и о нас грешных”. Священник произносит: “Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас”. И далее возглас: “Молитвами святых отец наших…” и следует литургия Преджеосвященных Даров.
[3] Святые дня, храма и составитель литургии но поминаются. (См.: Богослужебн. указания на 1958 г., с.98, а также : Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 31).
[4] На 6-м часе чтению Евангелия предшествует паремия. Но если на часах бывают кафизмы, то они как обычно прочитываются после псалмов часа, а затем произносится тропарь, например, “Иже в шестый день же и час на Кресте…” Далее Богородичен часа и Евангелие.
[5] В эти три дня вход бывает не с кадилом, а с Евангелием. (См.: Типикон, во святой понедельник вечера и т.д.). Примечание. Если Благовещение случится в день, кроме субботы, воскресенья и понедельника в течение всего Великого поста, то накануне вечерня, по Уставу, совершается без 18-й кафизмы, даже и тогда, когда вечерня будет соединяться с литургией Преждеосвященных Даров. Например, если Благовещение совпало с четвергом, то в среду на литургии Преждеосвященных Даров на вечерни кафизмы 18-й нет. (А Служебник предписывает перенесение святых Даров с Престола на жертвенник именно во время 18-й кафизмы. В таком случае Св. Дары переносятся на жертвенник при пении стихир на “Господи, воззвах…” с обычными священнодействиями, т.е. – поклонами, каждением и т.п.).
[6] Если храмовой праздник случится на Страстной седмице (а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковой главе (как, например, о праздновании памяти св. вмч. Георгия).
Если случится праздник Благовещения в Великий Понедельник, Вторник или Среду, то служба праздника соединяется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды – с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословия) в литию. На утрени поется вместо “Аллилуиа” “Бог Господь” и 3-ы тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праздника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берется праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах – молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см.: Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Евангелие же на литургии читается праздника Благовещения и дня.