В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.
Службы в этот день следующие: вечером (в Среду) -малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром – часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.
Особенности богослужения
Накануне ( в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем св. Андрея Критского.
На утрени, после “Аллилуиа” и стихов обычных постовых поется (трижды) особым напевом тропарь: “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда зло-честивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе”[1].
Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря – возглас диакона: “И о сподобитися нам…”, и читается Евангелие от Луки, зач. 108 от полу: “Приближашеся праздник опреснок…” По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон:
“Сеченое сечется море Чермное…” (Молитва “Спаси, Боже, люди Твоя…” перед каноном не читается). К тропарям канона припев: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. На 9-й песни канона “Честнейшую” не поем, но поем ирмос 9-й песни. Диакон запевает перед образом Божией Матери “Странствия Владычня…”. Хор: “И бессмертныя трапезы…”[2].
По 9-й песни – екзапостиларий (трижды): “Чертог Твой…”,
Начало утре! и такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: “Благо есть…” – единожды. По Трисвятом – тропарь “Егда славнии ученицы…”, после которого сугубая ектения. Далее диакон произносит: “Премудрость”. Хор:
“Благослови”. Священник: “Сый благословен…”. Хор: “Утверди, Боже…”, и читается 1-й час.
Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов.
На утрени, после 1-го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. “Грядый Господь на вольную страсть…”[3]. Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: “Во Царствии Твоем…” совершаются вместо, “поскору”, без пения[4]. Лишь в конце изобразительных, после возгласа диакона “Премудрость”, поется “Достойно есть…” и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером[5].
После стихир на “Господи, воззвах” и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны.
После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее – обычный порядок литургии святого Василия Великого.
На литургии читается Апостол (Коринф., зач. 149) и Евангелие – избранные моста в благовествовании трех евангелистов (Матфея, зач., 107, Луки, зач. 109 и Иоанна, зач. 44).
Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха:
“Тело Христово приимите…” (при причащении народа), а также вместо: “Да исполнятся уста наша…” поется песнь:
“Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…”, в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.
Вместо “Достойно есть” поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться “странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы”.
ЗАДОСТОЙНИК ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА
(ирмос 9-й песни канона)
“Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся: возшедша Слова от Слова научившеся, Его же величаем”.
“Гостеприимства (угощений) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, вернии, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло сюда на горнее место, как снедь верным, это узнали мы от Самого Слова. Которое мы прославляем” (Лк.22, 12).
В конце литургии произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: “Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец”. (Святые храма и дня не поминаются. См.: В. Розанов. Устав, стр. 376).
Вечером в Великий Четверг, по Уставу, положено совершать малое повечерие с трипеснцем[6].
[1] Русский перевод: “Когда славные досточтимые) ученики на вечери, при умовении ног просвещались (от действий и слов Христовых – Ин. 13, 3-15), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился, и Тебе, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. Жадный собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них! Избегай жадности – вот на что она дерзнула по отношению к Учителю. Господи, милостивый во всем, да будет слава Тебе!”
[3] См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 175, 182; срав. Розанов. Цит. соч., с. 574-575.
[4] В Великий Четверг и Пятницу на Изобразительных не бывает припева, как в предыдущие недели, – “Помяни нас, Господи…”, но вычитывается все подряд.
[5] 2) В воспоминание событий этого дня, после заамвонной молитвы в конце литургии, в патриаршем соборе, а также в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается трогательный обряд омовения ног (имеется в Большом Требнике и в особой книжке), который воскрешает перед нашими очами безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам перед Тайной Вечерей, и проповедует высоту христианского смирения. Обряд совершается посреди храма. При чтении протодиаконом соответствующих мест из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает и вытирает полотенцем ноги сидя им по обе стороны 12-ти священникам, изображающим собою собравшихся на Вечерю учеников господа.
Иногда в патриаршем соборе на литургии Великого Четверга, после Великого входа, совершается Патриархом еще другой чин – освящение св. Мира.
[6] Если Благовещение случится в Великий Четверг, то в Среду вечером всенощное бдение начинается с великого повечерия. На литургии и на стиховне – стихиры Благовещения, на благословении хлебов – тропарь праздника (трижды).
На утрени, на “Бог Господь” поется тропарь Благовещения дважды), “Слава, и ныне: Егда славнии ученицы…” Затем – полиелей и величание Благовещения. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен, Евангелие и (после него) стихира – Благовещения. Канон праздника и дня. Катавасия – ирмосы канона Великого Четверга, На 9-й песни вместо “Честнейшую” – припевы праздника. Светилен праздника. “Слава” – дня, “И ныне – праздника.
Часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительны совершаются как обычно.
Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие – дня и праздника.
Вместо “Достойно есть” поется ирмос “Странствия Владычня…”, и только если храм Благовещения, поется Задостойник: “Яко одушевленному Божию кивоту” с припевом.
Вместо Херувимской песни и “Да исполнятся уста наша…” поется “Вечери Твоея Тайныя…”
Отпуст – Великого Четверга.