Великий четверг

56662.bВ этот день в богослужении воспоминаются четыре важ­нейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Ев­харистии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Службы в этот день следующие: вечером (в Среду) -малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром – часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

Особенности богослужения

Накануне ( в Среду вечером) совершается малое повече­рие с трипеснцем св. Андрея Критского.

На утрени, после “Аллилуиа” и стихов обычных посто­вых поется (трижды) особым напевом тропарь: “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда зло-честивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений ра­чителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Госпо­ди, слава Тебе”[1].

Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря – возглас диакона: “И о сподобитися нам…”, и читается Евангелие от Луки, зач. 108 от полу: “Приближашеся праздник опреснок…” По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон:

“Сеченое сечется море Чермное…” (Молитва “Спаси, Боже, люди Твоя…” перед каноном не читается). К тропарям кано­на припев: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. На 9-й песни канона “Честнейшую” не поем, но поем ирмос 9-й песни. Диа­кон запевает перед образом Божией Матери “Странствия Владычня…”. Хор: “И бессмертныя трапезы…”[2].

По 9-й песни – екзапостиларий (трижды): “Чертог Твой…”,

Начало утре! и такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: “Благо есть…” – единожды. По Трисвятом – тропарь “Егда славнии ученицы…”, после которого сугу­бая ектения. Далее диакон произносит: “Премудрость”. Хор:

“Благослови”. Священник: “Сый благословен…”. Хор: “Утвер­ди, Боже…”, и читается 1-й час.

Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов.

На утрени, после 1-го часа, а также после изобразитель­ных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. “Грядый Господь на вольную страсть…”[3]. Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: “Во Царствии Твоем…” совершаются вместо, “поскору”, без пения[4]. Лишь в конце изобразительных, после возгласа ди­акона “Премудрость”, поется “Достойно есть…” и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером[5].

После стихир на “Господи, воззвах” и входа с Еванге­лием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны.

После третьей паремии произносится малая ектения, по­ется Трисвятое и далее – обычный порядок литургии святого Василия Великого.

На литургии читается Апостол (Коринф., зач. 149) и Евангелие – избранные моста в благовествовании трех еван­гелистов (Матфея, зач., 107, Луки, зач. 109 и Иоанна, зач. 44).

Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха:

“Тело Христово приимите…” (при причащении народа), а также вместо: “Да исполнятся уста наша…” поется песнь:

“Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…”, в которой содержится обличение Иуды и испове­дание благоразумного разбойника.

Вместо “Достойно есть” поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться “странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы”.

ЗАДОСТОЙНИК ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА

(ирмос 9-й песни канона)

“Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на гор­нем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся: возшедша Слова от Слова научившеся, Его же величаем”.

“Гостеприимства (угоще­ний) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, вернии, насладимся, устре­мив горе наш ум. Слово при­шло сюда на горнее место, как снедь верным, это узна­ли мы от Самого Слова. Кото­рое мы прославляем” (Лк.22, 12).

В конце литургии произносится особый отпуст, указан­ный в Служебнике: “Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, ис­тинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец”. (Святые храма и дня не поминаются. См.: В. Розанов. Устав, стр. 376).

Вечером в Великий Четверг, по Уставу, положено совер­шать малое повечерие с трипеснцем[6].



[1] Русский перевод: “Когда славные досточтимые) ученики на вечери, при умовении ног просвещались (от действий и слов Христовых – Ин. 13, 3-15), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился, и Тебе, Пра­ведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. Жад­ный собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них! Избегай жадности – вот на что она дерзнула по отношению к Учителю. Господи, милостивый во всем, да бу­дет слава Тебе!”

[2] Богослужебные указания на 1949 г., с. 81.

[3] См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 175, 182; срав. Розанов. Цит. соч., с. 574-575.

[4] В Великий Четверг и Пятницу на Изобразительных не быва­ет припева, как в предыдущие недели, – “Помяни нас, Господи…”, но вычитывается все подряд.

[5] 2) В воспоминание событий этого дня, после заамвонной мо­литвы в конце литургии, в патриаршем соборе, а также в кафедральных соборах при архиерейском служении соверша­ется трогательный обряд омовения ног (имеется в Большом Требнике и в особой книжке), который воскрешает перед нашими очами безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам перед Тайной Вечерей, и проповедует высоту христианского смирения. Обряд совершается посре­ди храма. При чтении протодиаконом соответствующих мест из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умы­вает и вытирает полотенцем ноги сидя им по обе стороны 12-ти священникам, изображающим собою собравшихся на Вечерю учеников господа.

Иногда в патриаршем соборе на литургии Великого Четверга, после Великого входа, совершается Патриархом еще другой чин – освящение св. Мира.

[6] Если Благовещение случится в Великий Четверг, то в Сре­ду вечером всенощное бдение начинается с великого пове­черия. На литургии и на стиховне – стихиры Благовещения, на благословении хлебов – тропарь праздника (трижды).

На утрени, на “Бог Господь” поется тропарь Благовещения дважды), “Слава, и ныне: Егда славнии ученицы…” Затем – полиелей и величание Благовещения. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен, Евангелие и (после него) стихира – Благовещения. Канон праздника и дня. Ка­тавасия – ирмосы канона Великого Четверга, На 9-й пес­ни вместо “Честнейшую” – припевы праздника. Светилен праздника. “Слава” – дня, “И ныне – праздника.

Часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительны совершаются как обычно.

Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие – дня и праздника.

Вместо “Достойно есть” поется ирмос “Странствия Вла­дычня…”, и только если храм Благовещения, поется Задостойник: “Яко одушевленному Божию кивоту” с припевом.

Вместо Херувимской песни и “Да исполнятся уста на­ша…” поется “Вечери Твоея Тайныя…”

Отпуст – Великого Четверга.