“На поминках не пьют” – объясняют люди церковные людям нецерковным. Скорбь по умершему напоминает скорбь Великой пятницы, когда православные христиане строго постятся, а некоторые вовсе не вкушают пищу. Траур известен и в светской традиции. Спиртные напитки на поминках вызывают осуждение мусульман и протестантов. Поминание усопших водкой может перерасти в пьяное застолье и закончиться дракой.
Все эти аргументы очевидны, но люди, ходящие по-настоящему в храм, понимают это и без особых доказательств, а люди, избегающие храма и молитв, будут пить и прослушав доказательства. Убедить не пить в память об усопшем – значит оборвать несколько листиков у огромного и страшного древа неверия. Дерево не засохнет. Поэтому надо направить усилия на то, чтобы родные и соседи покойного уверовали, что есть Бог, есть загробная жизнь, есть рай, есть ад, есть благодать Святаго Духа, которая помогает человеку жить на земле чисто, радостно, содержательно и жертвенно. Для христианина пить больше чем символически – грешно в любое время. Потому, что ему дана другая радость – радость общения с Богом! Для сохранения этой радости нужно постоянное трезвение. Трезвение – это термин аскетический, и хотя похож на слово “трезвость”, но означает важнейшее, чем отказ от употребления спиртных напитков. Трезвение – это постоянное внимание к своим мыслям, действиям и сердечным движениям. Вниманию этому помогает постоянно читаемая про себя Иисусова молитва: “Господи Иисусе Христе Сыне Божиий, помилуй мя грешнаго!” или – “Господи Иисусе Христе, помилуй мя!” Можно просто повторять “Господи помилуй” и делать это и лежа, и сидя, и во время еды, и во время беседы. Сосредоточенной молитвой отгоняются помыслы, которые нашептывает нам демон, посланный сатаной постоянно искушать человека. Тот, кто не следит за собой, не постится, не исповедуется и не причащается, молится поверхностно или вообще не молится, – ничем не лучше пьяного, потому что демоны могут внушить ему любое греховное пожелание и он его исполнит. По внешнему виду люди, не ходящие в церковь, либо угрюмы, либо развязаны, одеты дисгармонично. Такие люди оскверняют жилище покойного помыслами, словами осуждения и зависти, бросают на лиц противоположного пола нечистые блудные взгляды, воспоминают плохое о новопредставленном, несдерживаемые страхом Божиим. Вообще они почти не понимают, что пришли проститься с бессмертной душой, уходящей в безмерную и таинственную вечность. В лучшем случае такие люди просто скучают или думают о своих делах. Даже неверующие родственники более обеспокоены иногда разделом имущества покойного и жалостью к себе, если умерший поддерживал их душевно и материально. А ведь наши усопшие ждут от нас усердной молитвы, милостыни и добрых дел в память о них, прощения ради Христа и трепетного ожидания встречи там ,у Бога, в загробном мире. Поэтому расширим первоначальный тезис: ” на поминках нельзя пить, и нельзя не верить в Бога!”
Иеромонах Аверкий (Белов)