Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом Рождественского поста

Дорогие архипастыри, всечестные отцы, братия и сестры, жители земли Казахстанской!

Приблизилось священное время Рождественского поста – мы вступаем в благодатные дни, которые способны изменить нашу жизнь к лучшему, сделать ее богоугодной, что и является настоящей целью всех постнических подвигов и трудов. Через усиленную молитву, через воздержание от скоромной пищи, через самоограничение и борьбу с пороками и дурными привычками мы создаем благоприятные условия для преображения всех сторон нашего бытия – личного, семейного, общественного. Для того чтобы с пользой провести период поста, необходимо стараться исполнять то, чему учит нас Церковь Христова, слушаться Ее голоса, который доносят до нас святые отцы и учителя, который звучит в богослужебных текстах, наставлениях и проповедях древних и новых угодников Божиих.

В воскресный день, открывающий собой Рождественский пост, за Литургией звучат слова апостола Павла: «Ибо мы – Его [Божие] творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10), а вслед за этими строками читается хорошо всем нам известная притча Спасителя «о милосердном самарянине», раскрывающая глубокий смысл заповеди о любви к ближнему. Священное Писание учит, что каждый из нас имеет определенное Самим Творцом предназначение – уподобляться Ему, быть совершенными, как совершен Отец Небесный (Мф. 5:48). Милосердие, исходящее из верующего сердца и раскрывающееся в добрых делах – это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Не все способны научиться продолжительной внимательной молитве, со всей строгостью выдерживать предписанные уставом посты, обрести глубокое смирение или кротость, стяжать рассудительное отношение к жизни или полное бесстрастие, но милосердие доступно всем. Святитель Григорий Богослов говорит: «Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то они ничем не лучше мертвых». Дни Рождественского поста, когда все мы готовимся встречать Бога, ставшего по благоутробному милосердию (Лк. 1:78) истинным Человеком, – благоприятное время для укрепления в делах любви к окружающим нас людям. Невозможно быть счастливым, не замечая ближних, не помогая другим. Наша душа, носящая в себе образ и подобие Божие (Быт. 1:26) жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо себе самой, но имеет потребность открываться навстречу окружающим, нести им свет и тепло. Человек, замыкающийся в себе, не желающий ближним добра, – ущербен и несчастен. «Мое есть то, что я отдаю другим», – наставляет нас преподобный Максим Исповедник. Но всякий раз, заглядывая в глубины своей души, мы обнаруживаем острую нехватку милосердия, сострадания, понимания, терпения и иных благородных качеств. Порой человеку недостает внутренних сил поддержать даже членов своей семьи, не говоря уже о чужих и посторонних людях. Что же делать в случае оскудения любви? Как уподобляться в милосердии Небесному Отцу, если сердце поражено нечувствием и равнодушием? Ответ прост – необходимо с верой обратиться к Источнику Жизни – к Господу Иисусу Христу, Который так сказал о Себе: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). «Начало всякой добродетели есть Бог, как и солнце – дневного света», разъясняет евангельскую мысль преподобный Марк Подвижник. Именно в живом и постоянном общении с Творцом и Подателем всяческих благ Богом нам необходимо черпать дар жертвенной любви, которая по апостольскому свидетельству долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается и никогда не перестанет существовать (1Кор. 13:4-8). Это живое общение с Богом в полноте и безвозмездно даруется нам в Церкви Христовой – в ее богослужебной жизни, в молитвах, священнодействиях и Таинствах, и наибольшим образом в Божественной Литургии, в Святейшей Евхаристии. Преподобный Симеон, Новый Богослов, свидетельствует о чуде святого Причащения: «Ту самую Пренепорочную Плоть, которую принял Господь от Пречистой Богородицы Марии и в которой от Нее родился, Он преподает нам в Таинстве. И вкушая ее, мы имеем внутри себя – разумеется, только достойно причащающиеся – всего Воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Ни на земле, ни на Небе нет более действенного средства соединения человека с Богом, чем приобщение животворящих Тела и Крови Христовых, и нет более угодного служения Создателю, чем принесение за Литургией бескровной Жертвы «о всех и за вся», которое Сам Спаситель заповедовал нам накануне Своих страданий во спасение человеческого рода. Праведный пастырь Иоанн Кронштадтский отказ от участия в Таинстве Евхаристии, небрежение о Причащении святых Христовых Таин, считал явным признаком духовного омертвения человека. Поэтому будем всем сердцем и всей душой стремиться под своды храма, для того чтобы очиститься в Таинстве Покаяния и вкусить источника Жизни вечной, чтобы наполниться божественной благодатью, исцелиться от душевных и телесных недугов, укрепиться в добродетелях и исполнении заповедей, приобщиться Небесному Царству.

Господь родился нашего ради спасения на земле, но каждому из нас необходимо приобщаться чуду боговоплощения, совершившемся более двух тысяч лет назад в Вифлеемской пещере – соделать свою душу вместилищем Божиим. Для этого надо как можно чаще вспоминать, что Господь близ, при дверех, и Он смиренно ждет, когда мы наконец узрим Его очами веры, впустим в свою жизнь, услышим Его слова, ответим любовью на Его любовь и дадим Ему Самому жить и действовать в нас.

Поздравляю всех вас с началом Рождественского поста, вводящего нас в светозарный праздник мира и Божией любви. Желаю всем нам с пользой для самих себя и наших ближних в молитве и покаянии, душевной тишине и воздержании пройти эти дни. По слову апостола: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24), будем неотступно следовать за Христом, Который пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10), и Который Сам есть единственно верный путь и непреложная истина и подлинная жизнь (Ин. 14:6).