Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа (6 августа)

Мф. 17, 1_13; Мк. 9,2-13; Лк. 9, 28-36


Чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою божественную славу.

Незадолго до своих страданий  Иисус Христос взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна- и с ними взошел на гору Фавор помолиться.

Три ученика были по закону(Втор. 19,15) достаточными свидетелями   откровения славы Божией и, по выражению св. Прокла, «по духу представляли в лице своем всех прочих». Довереннейшим ученикам Своим, уже видевшим славное воскрешение дочери Иаира(Мк.5,37; Лк. 8, 51), и будущим свидетелям молитвенного подвига в саду Гефсиманском(Мк.14, 33) Господь восхотел показать славу Божества Своего и этим созерцанием укрепить веру их, а через них и веру всех апостолов, и возвести ее до высоты, подобающей будущим проповедникам Евангелия. Созерцание Божественного учителя в небесной славе научало апостолов не только тому, что слава Его не от мира сего(Ин. 18, 36), но также и том, что в самых страданиях и смерти Он пребудет единородным Сыном Божиим (Ин. 3,15 ), единочестным и единославным Отцу и Святому Духу. Господь явил апостолам славу преображения, «да егда узрят распинаема, по выражению церковной песни, страдание разумеют вольное», или, как еще яснее говорит св. Ефрем Сирин, явил им «царство Свое прежде своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы когда будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру».Кроме сего, слава Преображения, по изъяснению церковных песней, служила предызображением светлого и славного воскресения Господа, а по толкованию св. Прокла, предуказанием той славы, в которой придет некогда Господь, Судия живых и мертвых, и того преображенного состояния, в каком мы явимся в конце мира: Господь, преобразился, говорит св. отец, «дабы нам показать будущее преображение естества нашего и будущее второе Свое пришествие на облаках во славе с Ангелами, ибо Он одевается светом, как ризою, будучи Судия живых и мертвых».

Пока Он молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо его просияло, как солнце, а одежды его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка – Моисей и Илия — и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.   Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею, одну Илии», — не зная, что сказать. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение; Его слушайте!»

Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых: никомуже поведите видения, дондеже Сын Человеческий из мертрых воскреснет. По замечанию св. Иоанна Златоуста, «чем более стали бы говорить о Нем чудесного, тем труднее для многих было бы тогда верить этому и соблазн о кресте еще более увеличивался бы». Притом Господь знал, говорит св. Иоанн Дамаскин, что ученики еще не совершенны, ибо они еще не имели полного причастия Духа, и сделал сие, как я думаю, для того, чтобы (вестию о страданиях и кресте) не исполнить печали сердца их и чтобы злоба зависти (о славе Господа) не привела в ярость предателя». Слыша заповедь Господа никому не рассказывать о том, что видели, доколе Он не воскреснет из мертвых, апостолы удержали это слово, но спрашивали друг друга: что есть еже из мертвых воскреснути? Они объясняли воскресение из мертвых в смысле славного открытия царства Мессии, а посему предложили Господу вопрос: что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде? Исправляя мысль учеников и приготовляя их не к славе царства Своего, а к сокрытию ее в глубочайшем самоуничижении, Иисус Христос отвечал им: Илия придет прежде и устроит вся и како есть писано о Сыне Человеческом, да много постраждет и уничтожен будет; — глаголю же вам: яко Илия уже прииде, и не познаша его, но сотворша о нем, елика восхотеша и якоже есть писано о нем: тако и Сын Человеческий имать пострадати от них. Ученики поняли, что он говорит об Иоанне Крестителе. По заповеди Господа св. апостолы умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели, но впоследствии, когда заповеданный Господом срок молчания о славном событии окончился, Петр указывал на преображение как на яснейшее доказательство Божественной силы и славы Спасителя (2 Пет. 1, 16-18).

Славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа празднуется 6 августа по старому стилю. День этот почитается одним из великих праздников. Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.

В праздник Преображения, после литургии, приносятся в храм и освящаются для вкушения виноград и вообще древесные плоды, например яблоки, груши, сливы…


Источники: «Закон божий» С. Слободского, Энциклопедия  «Букварь школьника «Язык славян»