Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября (29 августа)

Однодневный строгий пост.

«В память вечную будет праведник…» — поет Святая Церковь. Великим праведником был Иоанн Креститель. Сам Господь свидетельствует: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7, 28; Мф. 11, 11), он самый великий из всех пророков, из всех святых. О нем писали еще ветхозаветные пророки до пришествия Христа; он тот, о котором сказал пророк Исаия: Глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень для проповеди Евангелия (Ис. 40, 3). Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицеем Моим: и внезапу придет в церковь Свою Господь, Егоже вы ищите, и Ангел завета, Егоже вы хощете: се, грядет, глаголет Господь Вседержитель, — писано пророком Малахией (Мал. 3,1; Мф.11,10; Мк.1,2; Лк.7,27).

Любит Господь Свое создание, любит Господь человека. Он ввел Адама и Еву в райские обители. И великий гнев был Божий, и проклял Господь сатану за то, что он совратил любимое создание Его. Когда диавол возмутился против Бога на небе, Господь еще терпел, но когда Адама и Еву прельстил… С какой кротостью говорил Господь диаволу: «Как я тебя возвысил, каким ты блеском сиял на небе, а ты восстал и хотел престол поставить выше Моего. Ты, падшее создание, Адама совратил и сестру его Еву». Какие сладкие слова говорил Господь, не женой называл Он Еву, а сестрой. Эта была чистая дева, не знала чадородия, не знали первозданные никакого даже мысленного греха. Адам должен был этот рай распространить по всей земле и сам стать духовным. Но не выполнил ветхий Адам предначертания Божия, и пришел Сам Господь, Сын Человеческий, как называл Он Себя, Новый Адам, чтобы победить диавола, победить смерть, победить всякое зло. И как наказание за грех проклял Господь диавола. Жену за то, что послушалась диавола, Господь наказал чадородием, хотя она раньше не могла рожать, была, как дева; и закон смерти и рождаемости наступил среди сынов человеческих. А Адаму Он повелел возделывать землю, потому что она перестала сама давать плоды.

И вот Иоанн Креститель послан был, чтобы свидетельствовать о Свете Истинном, дабы все уверовали чрез него (Ин. 1,7). Он возвещал о Христе: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). Иоанн Предтеча считается начальником покаяния, начальником крещения, он возвещал путь Господень, он крестил Господа, Который стоял во Иордане, возлагал десную руку свою на главу Спасителя мира. Сам Господь пришел принять крещение, чтобы освятить воды Иорданские, освятить естество человеческое. И говорил Предтеча Господень людям о покаянии, какие славные слова его проповеди: Покайтесь, приближи бо ся Царствие Небесное. Сотворите убо плод достоин покаяния. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо. Соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим (Мф. 3,2, 8,10-12; Лк.3,9,17). И обличал Иоанн Креститель и сильных этого мира, и слабых и всех вельмож.

Был Ирод тогда, сын того, который убил младенцев в Вифлееме. Этот Ирод тоже был правитель, любил роскошную жизнь и истинной веры уже не имел. И обличал его Иоанн Креститель, но он терпел. А самое главное зло было то, что Ирод был женат на дочери египетского царя Арефы, но, прельстившись красотой Иродиады, жены Филиппа, брата своего, взял ее себе и стал с ней прелюбодействовать, а свою законную жену-супругу прогнал. И за это обличал его великий пророк: Не достоит тебе имети жену Филиппа, брата твоего (Мк.6, 18; Мф. 14, 3-4). Потому что он согрешал как кровосмешник, и как злодей, и как похититель, и как прелюбодей. И потом Ирод посадил его в темницу, но наказывать боялся, не Бога боялся окаянный, а боялся народа, который почитал Иоанна за великого пророка.

И случилось у них во дворце пиршество, и упились многие, и плясала дочь Иродиады и угодила Ироду. И он, по наущению диавола, дал клятву: Проси у мене чегоже аще хочеши, и дам ти. И клялся ей: … аще попросиши у мене, дам ти, и до пол царствия моего. (Мк.6,22-23; Мф.14,7). И какая злоба была у Иродиады: не посоветовала дочери своей просить платья хорошие, имение какое-то, дворцы, золото, а, пылая злою местью, просила головы Иоанна Крестителя. Ради клятвы безбожный Ирод послал воина, и тот отрубил голову. И было такое знамение: когда эту голову на блюде принесли в собрание пьяных старейшин, вельмож, тысяченачальников, Ирода и плясавицы, то отрубленная голова лежала в крови и язык шевелился и повторял: Не достоит тебе имети жену Филиппа, брата твоего.

В ужасе были все присутствовавшие, соскочили со своих мест, разбежались, а Иродиада в великой злобе даже не устрашилась. Она взяла иглу большую и острием стала колоть язык: «Вот тебе, вот тебе. Ты меня обличаешь, а я выше всех». Какое беззаконие, какое зло, какое богоотступничество! Ничто не устрашает таких злых людей. И она рассуждала: нельзя хоронить голову с туловищем вместе, он воскреснет, будет ходить по городам, селениям и меня обличать, укорять. Поэтому приказала закопать голову в бесчестное место на большую глубину, чтобы она не соединилась с телом, как она говорила, и Иоанн Креститель не воскрес. А труп Иоанна Крестителя ученики взяли из темницы и похоронили.

Но суд Божий тяготел над ними. Часто Господь терпит многих грешников, даже до самой смерти их, но иногда для наказания, для вразумления других здесь совершает суд Свой праведный. И вот Арефа был унижен тем, что Ирод прогнал его дочь, обесчестил его семью, и собрал войско большое, пошел на него войной и разбил. Это уже спустя шесть лет после смерти Иоанна Крестителя совершилось. Донесли и в Рим правителю-кесарю, тот приказал снять с него царское звание и в заключение послать. Сначала Ирод был в  Галилее, а потом в Испанию послали. И вот там случилось такое событие.

Когда они жили там в заключении, пришлось этой плясавице, которая угодила Ироду, переходить зимой по льду реку Сикорис. И неожиданно лед провалился , она туловищем оказалась в воде, а льдины сомкнулись и стали перетирать ее шею. И получилось, что туловище подо льдом куда-то отнесено было, а голова осталась на льдине, слуги принесли ее и отдали матери. Какой мерою мерила она, такой мерою и воздалось: как она совершила когда-то злодеяние, так и ей на блюде принесли голову дочери-плясавицы – возмездие такое было показано ей и всем людям.

Из энциклопедии «Букварь школьника.

Слова начала познания вещей божественных и человеческих»