В Великую Пятницу совершаются три основные службы: УТРЕНЯ, ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ и ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ с МАЛЫМ ПОВЕЧЕРИЕМ, Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.
УТРЕНЯ. «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание УТРЕНИ ВЕЛИКОГО ПЯТКА составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.
Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» со стихами великопостными и тропарь: «Егда славнии ученицы…» (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными — малое каждение.
По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: «И сподобитися нам…») читается 1-е Евангелие св. Страстей.
Перед чтением каждого Евангелия поется: «Слава страстем Твоим, Господи» (По Уставу, петь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе») (а после Евангелия — «Слава долготерпению Твоему, Господи»).
При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляюсь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху.
В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его перво-священническая молитва.
Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектения и се-дален, во время которого совещается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: «И о сподобитися нам…» и читается Евангелие.
Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.
После 6-го Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие — о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие — о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумско-го: «К Тебе утреннюю…» (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: «Честнейшую херувим…», а хор продолжает: «И славнейшую…»[1]. Причем после 5-й песни произносится малая ектения, а по 9-й песни — малая ектения и поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя».
После светильна читается 9-е Евангелие — о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес…» и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие — о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие — о погребении тела Господа в новом гробе. Затем — стиховные стихиры (они же и на вечерни на «Господи, воззвах») и 12-е Евангелие — о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.
После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается «Благо есть» — единожды, Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь Великого Пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя… «, затем сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…». Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен…». Хор: «Утверди, Боже…». Священник: «Пресвятая Богородице…». Хор: «Честнейшую…» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне» и «благослови», и бывает отпуст: «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец»[2].
1-й час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.
ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных), по чину великих часов в Навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). В конце великих часов читаются изобразительны «поскору», начиная: «Во царствии Твоем помяни нас Господи» и т.д. и бывает особый отпуст (см.: Служебник): «Иже нас ради, человек, и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальних апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
(Этот же отпуст — в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени).
Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (У в.) А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.
На ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня -около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м по полудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение.
Начало: «Благословен Бог…» Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…» и т.д. После мирной ектении, стихир на «Господи, воззвах…» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, причем перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны[3].
После паремий читаются Апостол (Коринф., зач. 125 -о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка),-о страданиях и крестной смерти Господа.
После Евангелия — сугубая ектения, «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеюща-гося светом, яко ризою…»
В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы (трижды). Затем читается «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», и при пении тропарей: «Благообразный Иосиф с древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое…» и «Слава, и ныне» — «Мироносицам женам…» Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма, на особом столе или гробнице, Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд также изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб[4].
Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Отпуст на великой вечерни в Великую пятницу тот же, что и на великих часах.
Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. По окончании 9-й песни вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни. Затем трисвятое по «0тче наш» и читается кондак: «Нас ради распятого…» Далее 40 раз «Господи, помилуй» и читается последование обычное. По прочтении молитвы: «Упование мое Отец…» священник произносит «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст.
После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию[5]. (Елеем в это время не помазывают).
Согласно указу Святейшего Синода (в 1855 г.), вынос Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу[6], следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители — в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося…» (каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле). Далее, при пении тропаря «Благообразный Иосиф», Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем — проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».
По распоряжению митрополита Филарета (в 1855 г.) и святейшего патриарха Алексия (в 1950 г.) чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии, после заамвонной молитвы: поются стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты) и далее все совершается по обычному чину (приведенному на стр. 255-256). Затем — «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст (см. стр. 243)[7].
[1] См.: Служба на каждый день Страстной седмицы, «Богослужебное указание 1949 г.», стр. 85.
[2] Служба на каждый день Страстной седмицы, стр. 217.
[3] Во время чтений паремий и Апостола настоятель облачается в полное облачение для выноса Плащаницы.
[4] I) Относительно выноса Плащаницы в Великую Пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано, говорится лишь о выносе Плащаницы в Великую Субботу после великого славословия. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу ничего не говорится и в древнейших Уставах Церквей греческих, южнославянских и древнерусских. Поэтому можно думать, что обычай выносить Плащаницу на великой вечерни в Великую Пятницу получил свое начало в практике нашей Церкви уже в ХVIII веке (позже 1695 года, когда наш церковный Устав (Типикон) сначала при патриархе Иоакиме, а затем при Адриане принял свой настоящий, неизменный состав). Обычай этот появился у нас под влиянием позднейшей практики восточ-ных Церквей. В Церквах греческих и болгарских на великой вечерни при пении стихир на стиховне священнослужители, одетые в священные одежды, выходят из алтаря через северные двери, неся на голове епитафий (изображение на Плащанице погребения Спасителя). Впереди идут певцы, диаконы с лампадами и кадилами, позади священников, несущих епитафий, идет архимандрит или священник, несущий в руках Евангелие. Епитафий трижды обносится около гробницы (кувуклии) и поставляется внутри ее. В это время патриарх, не участвующий в выносе Плащаницы, сходит со своей кафедры, подходит к гробнице, поклоняется, целует изображение и отходит, то же делают священники, получают цветы из рук патриарха и отходят. Во все это время поют «Тебе одеющагося…». После чтения «Ныне отпущаеши…» и по «Отче наш» поются тропари и бывает обычный отпуст вечерни.
[5] Если в Великую Пятницу, в Великую Субботу или в первый день Пасхи случится храмовой праздник или праздник великомученика Георгия, то служба переносится: храма -на понедельник или вторник Светлой седмицы, а великомученика Георгия — на понедельник Светлой седмицы, причем служба праздника соединяется со службой дня (см. Типикон, 46-я храм. гл. и Марк. гл. под 25 апреля).
[6] Если Благовещение случится в Великую Пятницу, то накануне, в Великий Четверг, на вечерни (соединяемой с литургией Василия Великого), на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника. Паремии — дня и три праздника. Далее — литургия св. Василия Великого, как обычно в Великий Четверг. Повечерие малое с трипеснцем. Служба на самый праздник начинается с утрени. Особенности этой утрени следующие. На «Бог Господь» — тропарь праздника (дважды), «Слава, и ныне» — «Егда славнии ученицы…». Затем — обычное последование чтения двенадцати страстных Евангелий.
После 7-го Евангелия поется полиелей и величание Благовещения; затем — степенны 4-го гласа, 1-й антифон, прокимен и Евангелие Благовещения. Затем сразу же читается 8-е страстное Евангелие.
После 8-го Евангелия Страстей и 50-го псалма поется стихира Благовещения и произносится молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Далее, по возгласе священника поется канон Благовещения и дня, после 5-й, 8-й и 9-и песней катавасией служат ирмосы трипеснца.
На 9-й песни (вместо «Честнейшую») — припевы Благовещения, а после 9-й песни — светилен праздника, «Слава» — дня,» И ныне» — праздника. Далее читается 9-е страстное Евангелие и до конца служба совершается, как обычно в Великую Пятницу (на хвалитех и на стиховне — стихиры праздника и дня). Отпуст дня.
После отпуста совершается 1-й час со всеми особенностями Великого Пятка, т.е. читается паремия Апостол и Евангелие, а также прибавляется тропарь праздника и кондак. Часы же 3-й, 6-й и 9-й читаются так, как обычно бывает в Великий Пяток. Из песнопений праздника берутся только тропарь и кондак: тропарь праздника поется после тропарей часов, а кондак дня и праздника — попеременно. После чтения часов и изобразительных бывает полный отпуст. А затем совершается вечерня в соединении с литургией св. Иоанна Златоуста. На вечерни — вход с Евангелием, прокимен и паремии дня. После малой ектении и возгласа: «Яко свят еси…» — Трисвятое. Затем — прокимен, Апостол и Евангелие сначала Благовещения, а затем дня. Задостойник и причастен — Благовещения.
[7] Об этом см.: Богослужебные указания на 1950 г. Вып. П, изд. Московской Патриархии.