Великая суббота

28499.pВ этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избав­ления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение раз­бойника в рай. Вместо с тем предуказывается и славное Во­скресение Христово.

Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня — Святой Пасхи:

«Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный».

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Гос­подь с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф…», на «Славу» — «Егда снизшел еси и смерти…» и на «И ныне» — «Мироносицам женам…». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются «непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха- краткие песнопения, или «похвалы» в честъ Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это   время молящиеся стоят с зажженными свечами,

«… Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизречен­ное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение»[1].

«Непорочны» с «похвалами» разделяются на 3 статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и мо­лящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари:

«Ангельский собор удивися…» и совершается каждение всего храма.

После малой ектении читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: «ВОЛНОЮ МОРСКОЮ», представ­ляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прек­раснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон читается на 12-ть, ирмосы по дваж­ды[2]. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники — только в фелонь и епитрахиль.

По 8-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати», хор продолжает[3]: «зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, ве­рою и любовию Тя величающия».

После канона и ектении поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех, (на «И ныне» — «Преблагословенна еси. Богородице Дево… «). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славо­словие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного «Святый Бо­же…» совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении «Святый Боже…» чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается свя­щеннослужителями в предшествии фонаря, светильников, зап­рестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне ко­локолов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Пла­щаницей, поддерживаемой другими священниками.

После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и под­носят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Хрис­тос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Боже­ству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами:

«Премудрость, прости». Хор пост один раз тропарь: «Благообразный Иосиф…». В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение (трижды)[4].

Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читает­ся паремия из книги пророка Иезекиила (37, 1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183 — о плодах смерти Спа­сителя) и Евангелие (от Матфея, зач, 113 — о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон «Премудрость» и бывает особый отпуст — тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу.

После отпуста — целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…» (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа малый: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святих помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» (См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, стр. 271 об.).

Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместо «поскору», без пения. Отпуст в конце изобразитель­ных также малый: «Христос, истинный Бог наш…».

После изобразительных совершается литургия св. Васи­лия Великого в соединении с вечерней[5]. Она начинается возгласом: «Благословено Царство…». По Уставу, литургия начинается поздно, «о часе 10-м дне» (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в преде­лы наступающего радостнейшего дня… Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества -Христова Воскресения.

На вечерни, после глубокосодержательных стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения «Свете тихий», диакон сразу произносит: «Премудрость» (а прокимна не бывает) и читается 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви[6].

По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев:

«Славно бо прославися», а чтец читает стихи этой песни.

По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.

После паремии следует малая ектения, возглас: «Яко свят еси…» Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся…» — в воспоминание древнего обычая Крещения

оглашенных в субботу перед Пасхой, Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а по­тому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо «Аллилуйя» поются стихи 81-го псалма с припевом:

«Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех».

Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые — в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого соверша­ется обычным порядком.

Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: «Царь бо: царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херу-вими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Вместо «Достойно есть…» — ирмос 9-й песни канона;

«Не рыдай Мене, Мати…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилу­ет и спасет нас, яко благ и Человеколюбец»[7].

После отпуста бывает благословение хлеба и вина[8]   в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушени­ем освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, пред­возвестницу светозарного дня Воскресения.



[1] Нестеровский-. Литургика. СПб., 1905, ч. 2, стр.190-191.

[2] Канон до 6-й песни включительно принадлежит Марку, епископу Индрутсксму. а остальные песни — Косме, еп. Маиумсксму. Ирмосы: «Волною морскою…» — инокини Кассии IX в.

[3] См.: Богослужебное указание 1954 г., стр. 204.

[4] Обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую субботу произошел из разновременных обычаев, существовавших в XI-XVI вв. (Б. Моск. Собор 1667 г.), а обычай обносить Плащаницу вокруг храма был заимство­ван от Константинопольской Церкви и вошел у нас в бо­гослужебную практику в XVIII веке.

[5] В Великую Субботу — на утрени, на часах, вечерни, литур­гии — все молитвы, чтения и священнодействия, которые обычно бывают на солее, как -то: входные молитвы, ектении, паремии, Апостол, Евангелие (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва — все, кроме причащения, совершается перед Плащаницей.

[6] От вечерни Великой Субботы и до малой вечерни накануне дня Св. Троицы прекращается употребление молитвы «Царю Небесный». Начиная с малого входа на литургии Великой Субботы до вечерни в день Св. Троицы коленопреклонения в храме отменяются в знак торжества.

[7] См.: Богослужебные указания на 1957 г., стр. 143.

[8] Типикон, стр. 456.

Уготованный столик со всенощным блюдом, на которое полагаются хлебы и сосуд с вином, ставится перед Пла­щаницей, и вокруг него совершается троекратное каждение, при пении тропарей: «Благообразный Иосиф…», «Слава»:

«Егда снисшел…», «И ныне»: «Мироносицам женам…». Эти же тропари поются и тогда, когда освящение совершается по заамвонной молитве. Затем диакон возглашает: «Госпо­ду помолимся», и священник читает обычную молитву на благословение хлебов: «Господи Иисусе Христе, Боже наш… (см. Служебник), но без упоминания об елее и пшенице (Бого-служебн. указания 1949 и 1953 гг.).

Если Благовещение случится в Великую Субботу, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерни на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника (всего 10), при­чем на «И ныне» поется стихира Благовещения: «Послан бысть…», и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерни только дня, т.е. Великой Пятницы. Далее — ектении и стихиры на стиховне. Каждение престола, на котором лежит Плащаница, совершается как обычно — без совпадения Благовещения. После «Ныне отпущаеши» поется тропарь Благовещения, «Слава: Благооб­разный Иосиф…», «И ныне: Мироносицам женам…». Во время пения «Благообразный Иосиф…» — вынос Плащаницы.

В самый праздник служба начинается рано утром, как обычно, с утрени. На утрени после «Бог Господь» поются следующие тропари: «Благообразный Иосиф…», «Егда снизшел еси…», «Слава: мироносицам женам…», «И ны­не: Днесь спасения нашего главизна…». Затем поются «непорочны» с похвалами.