Об облике православной женщины и не только…

08 12 00Во многих православных храмах появилась традиция в притворе развешивать платки и длинные юбки на всякий размер и вкус. Очевидно, эта одежда предназначена для тех, кто, быть может, впервые зашел в храм, только начал делать свои первые шаги к Богу. Такая матушка понятия не имеет об «уставе чужого монастыря» и неправильно было бы если б первое, с чем столкнулась она – это шипение и осуждение «бывалых», мол, «пришла не по форме одета, да раскрашена». Такое «приветствие» может навсегда отбить охоту переступать порог храма. Может быть, иная и выглядит как «чудо в перьях», однако душа ее уже томится о Боге, желает раскаяться искренне и глубоко. Видимо, такими мыслями руководствуются настоятели, давая распоряжение пошить юбки и развешать платки. Что же происходит дальше? Каждое воскресенье я наблюдаю такую картину : некоторые прихожанки, чьи лица и даже имена мне давно знакомы, являясь в брюках в церковь, привычным движением стягивают с крючка «свою» юбку и, опоясывая ее вокруг пояса, спешат на службу. И так каждое воскресенье. .. Давайте, избегая осуждения, постараемся понять : почему так трудно воцерковленным людям отказаться от «нецерковной» одежды. Почему  иная уже накупит себе целый гардероб юбок «в пол», и даже коллекция «весна-лето» объявит тенденцию на макси, а рука все равно привычно тянется к джинсам…

Есть в психологии понятие «мотивация». Если объяснить простыми словами, мотивация — это активное побуждение человека совершать определенные виды действий. Как мотивируют прихожанок на «православный внешний вид»? Повсеместно — вышеописанным шипением и осуждением, либо ограничиваются фразой «так положено». Конечно, «так положено», но этого объяснения, как видим, явно не достаточно…

 

«Телесный вид Ее был выражение души, олицитворением чистоты»
(свт. Амвросий Оптинский)

 

икона Пресвятой БогородицыВойдя в храм, оглянемся вокруг : иконы, с которых смотрят на нас великомученицы, преподобномученницы, страстотерпицы и святые жены, и Главная молитвенница наша перед Господом – Пресвятая Владычица наша Богородица. Кто эти Святые жены и девы для нас? Кто для нас Пресвятая Богородица Пречистая Дева Мария? Мы обращаемся к ним с горячими молитвами во всякой скорби, во всякой радости, лобзаем с умилением иконы. Кроме того, для дев и жен православных Пречистая и сонм святых жен и дев представляют пример для подражания: подражания их благочестивой жизни, воспитанию детей, на примере их великих подвигов мы учимся терпеть свои житейские скорби… О внешнем благообразном облике Владычицы нашей Богородицы мы можем судить по изображению на иконах. К сожалению, мало осталось исторических данных о внешнем виде и характере Пречистой Матери, тем драгоценнее крупицы сохранившихся свидетельств. Церковный историк Никифор Каллист сохранил предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы: «Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, со зрачками как бы света маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные». Но, — скажем вместе со свт. Григорием Неокесарийским, — поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая красота телесная, но особенно совершенства Ее души. И может ли быть иначе, когда в Ее лице сосредоточено все сокровище благодати, и Она была свята телом и духом? Одежда скромная, чуждая роскоши и неги, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, соединенный с приятностью, тиха и покорна родителям; речь кроткая, льющаяся из незлобливого сердца. У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный, все желание устремлено к единому Достойному желания и любви, ненависть только ко греху и виновнику его. Все помышления Ее душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного, очи Ее всегда устремлены к Господу… Вся – чертог Духа, вся – град Бога живого, вся – добра, вся — перед очами Божиими, ибо, восшедши превыше Херувимов и будучи предвознесена над Серафимами, Она приблизилась к Богу».

«Она была Девой, — говорит свт. Амвросий, — не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения…трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было: никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный, так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты».

Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: «Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась, совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ее. Коротко сказать: во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать».

 

2013 03 10 05 thumbДерз­ко, да и не вы­пол­ни­мо бу­дет пос­та­вить се­бе целью приб­ли­зить­ся доб­ро­дете­лями к Прес­вя­той Вла­дычи­це, од­на­ко пра­вос­лавные хрис­ти­ан­ки, имея та­кой вы­сокий Иде­ал, лю­бя всем серд­цем Пре­чис­тую Де­ву, не долж­ны ли стре­мить­ся всей сво­ей жизнью под­ра­жать Прес­вя­той Бо­горо­дице и внеш­не и внутренне? Имея дочерей, не хотели бы мы, чтобы они, несмотря на все соблазны мира, выросли благочестивыми, имели нравственный стержень, Высокий Нравственный Ориентир, который поможет справиться с любыми испытаниями и искушениями? Не заблудиться и не заблудить… А ведь часто мы невнимательны к себе и преступно невнимательны к тем, кого даровал нам Господь на спасение – к нашим чадам. Идем на поводу у моды, покупаем и надеваем на маленьких дочек наших одежду, о вреде которой вопиют уже не только батюшки с амвона, но и  светские врачи и психологи. Обтягивающие юбки, «низкая талия» в сочетании с короткими кофточками – это не только разжигание блудных вожделений у ребенка, носящего такие одежды, но и вполне реальные медицинские диагнозы… И са­мое прос­тое, что мо­жет сде­лать хрис­ти­ан­ка на этом пу­ти, – стать бла­гоп­ристой­ной и внеш­не по­хожей на свой Ве­ликий Иде­ал, приблизить своих детей к Нему. На­чать свой путь к Бо­гу от внеш­не­го к внут­ренне­му: от внеш­не­го бла­го­об­ра­зия к стя­жанию внут­ренних сок­ро­вищ ду­ши. Ведь впе­реди многотрудная борь­ба со страс­тя­ми и гре­хов­ны­ми нак­лоннос­тя­ми ду­ши.

 

Сайт Отдела религиозного образования Казахстанской митрополии предлагает своим читателям подборку статей, которые, как мы считаем, послужат действенными мотиваторами для обретения православным христианкам гармоничного внешнего вида.

 

Об облике православной женщины.

Архимандрит Тит (Бородин): Слово к современной женщине.


2013 03 10 01Знаешь ли ты, что по причине соединения в человеке души с телесным составом внутренняя и внешняя жизнь человека взаимосвязаны? Поэтому внешний вид определенно влияет на духовно-нравственный облик человека, а часто и формирует его. В этой связи одежда человека имеет немаловажное значение. Задумывалась ли ты над тем, когда и по какой причине появилась одежда?

Священное Писание говорит нам о том, что причиной происхождения одежды явился грех. Грех обнажил наготу прародителей, которая потребовала прикрытия.

Св. Андрей Критский в своем Великом каноне говорит об этом так: «Сшиваше ризы кожаны грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды».

До тех пор, пока наши прародители Адам и Ева не прослушали воли Божией, а согрешение их состояло именно в этом, они не имели нужды в одежде, ибо не видели наготы своей, а когда согрешили, то «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3; 7). А Бог, милосердствуя о них, сделал для них «одежды кожаные и одел их» (Быт- 3; 21). Таким образом, видишь ли, одежда свидетельствует о том, что через грехопадение человек потерял первозданное непорочное состояние.

К сожалению, современный человек, не зная о происхождении и назначении одежды, уделяет много внимания украшению своего внешнего вида…

Поразительно стремление православной женщины к обнажению. Сейчас женщины прибегает к одежде для того, чтобы не столько прикрыть свою наготу, сколько наоборот – обнаружить её; одежда женщины часто весьма прозрачна или явно выделяет формы тела.

Юная дева, у тебя с 12-13 лет накрашены губы? Зачем? Ты торопишься стать взрослой? В жизни всё должно быть в своё время и на своём месте. Недозревший плод, если преждевременно срывается с дерева, то выбрасывается и пропадает. Помни об этом. Украшай свою душу добрыми христианскими качествами.

Теперь сама рассмотри следующее. Не правда ли, все любят цветы. Да, цветы прекрасны. Сейчас стали изготовлять искусственные цветы. Так вот, как искусственные цветы никогда не превзойдут по своей красоте и неповторимости цветов естественных, так и лицо, «сдобренное» косметикой, с выщипанными бровями, никогда не превзойдет красоту естественного лица. В косметике кроется нечто обманчивое и мертвящее.

2013 03 10 03Каждый человек красив по-своему. Как ты думаешь, если бы художник написал хорошее изображение какого-либо лица, а другой, неискусный, переправил бы это изображение по-своему, не стал бы всякий смеяться такому безумному делу? То же самое делают и те женщины, которые пользуются косметикой.

Ты скажешь, что имеешь право выглядеть так, «как хочешь». Но не от этого ли страдает человечество, что каждый живет «как хочет»? Каждый желает жить не по Божией воле, а по своей воле, по воле падшего человеческого естества, и сам же потом от этого страдает.

Ты не сможешь не согласиться с тем, что сегодня сама же женщина страдает от того, что утеряла высокие, редкие, по естеству только ей свойственные качества. Женщина становится все более гордой, грубой, раздражительной, своевольной, дерзкой… Причина этого во многом кроется в извращении внешнего вида женщины и ее одежды.

Ты заметишь, что «неважно, как выглядеть внешне, главное – иметь веру в душе!». Но, как об этом уже было сказано, внутренняя и внешняя жизнь в человеке взаимосвязаны, и внешний вид оказывает влияние на внутренний облик. В вере нет мелочей, нет ничего незначительного, без чего можно было бы обойтись. «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).

Разумеется, что для посещения церковных служб одежда женщины должна быть более благопристойной, нежели в повседневном употреблении (недопустимы брючные, спортивные костюмы, короткие платья, шорты…) Головной платок в церкви для женщины обязателен. И уж ни в коем случае женщина не должна приходить в церковь с косметикой на лице.

Будь внимательной также и при выборе ткани для одежды и при выборе готовой одежды. Часто на ткани или одежде изображены: хищные звери с оскаленной пастью, пятиконечные и шестиконечные звезды, игральные карты, «звезды» мирового кино (эстрады)… Подобное сопровождение на одежде соответственно воздействует на женщину и на окружающих ее людей…

Назначение одежды, в сущности, функциональное. Одежда сохраняет нас в тепле от непогоды, согревает в холоде, ограждает от поранений в определенных обстоятельствах, наконец, очень важное назначение одежды для людей — прикрытие наготы и сохранение тем самым целомудрия, стыдливости и страха Божия.

В одежде необходимо наблюдать лишь опрятность и благопристойность.

Архимандрит Тит

 

Чи­тай­те так же:


Православным о моде. Священник Сергий Николаев. (М.:Даниловский благовестник, 1997 г. Серия «За советом к батюшке»)

Православная женщина должна быть одетой так, чтобы ей в любой момент не стыдно было зайти в храм. Шишова Татьяна Львовна (8 февраля 1955 г., Москва)

Такие сложные девушки. Алёна Д.

Любовь первая, любовь мистическая.