Духовное средоточие православного храма – алтарь – располагается в восточной части церковного здания. Алтарь знаменует собой:
– превыспреннее небо, область бытия Триединого Бога, совершенно не смешивающегося со Своим творением, почему алтарь и отделяется от средней части храма преградой – иконостасом;
– Божественную природу Христа Спасителя;
– дух человека;
– Рай, или Царство Небесное.
Алтарь соответствует также: высшему чину ангельских существ; высшей степени церковного народа – освященному духовенству; высшей степени духовного состояния человека – обоженности.
В центре алтаря располагается Святой Престол – священнейшее место в храме, место присутствия Славы Божией. Престол также символически означает гроб Господень. Две одежды полагаются на Престоле: нижняя изображает плащаницу, которой был обвит снятый со Креста Спаситель, верхняя одежда (индития) возводит ум к переживанию славы Престола Господня. На индитии полагается илитон, духовно соотносимый с началом и концом земной жизни Спасителя. Средоточие Престола – антиминс с частицами мощей святых, без которого не совершается Божественная литургия. В знак таинственного присутствия Божия на Престоле полагается Святое Евангелие и Крест – знамение Голгофской победы Христовой. На Престоле также находится ковчег (кивот) для хранения Святых Даров, символизирующий пещеру гроба Господня.
Престол окружен невидимым чувственному зрению сиянием Света Христова, его духовное присутствие обозначают светильники семисвечника (лампады или свечи) за Престолом и возжженными на Престоле свечами или лампадами. За Престолом находится Горнее место – кафедра епископа, символизирующего во время службы Господа Славы. В северной части алтаря находится жертвенник для приготовления евхаристических Даров. Все происходящее в алтаре, в мире горнем, как духовное свершение, делается зримым в строении иконостаса. «Храм без вещественного иконостаса, – пишет священник Павел Флоренский, – отделен от алтаря глухой стеной, иконостас же пробивает в ней окна, и тогда через их стекла мы видим, по крайней мере можем видеть, происходящее за ними – живых свидетелей Божиих».
Средняя часть православного храма, собственно храм, или собственно церковь, знаменует собою:
– область небесного быта в творении Божием (мир ангельских существ и праведных людей, перешедших от смерти в жизнь вечную, то есть Небесную Церковь);
– человеческую душу Христа Спасителя;
– душу человека.
Средняя часть храма соответствует также: второму чину ангельских существ; второй степени церковного народа – мирянам-верным; второй (средней) степени духовного состояния человека – шествию по пути спасения вкупе с Церковью и под ее водительством.
Притвор православного храма знаменует собой:
– область земного бытия в творении Божием – мир, подчиненный законам пространства и времени;
– человеческое тело Христа Спасителя
– тело человека.
Притвор соответствует также: третьем (нижнему) чину ангельской иерархии; третьей степени по чину народа церковного – начинающим входить в Церковь, но еще не вошедшим в нее, или кающимся; начальной степени духовной жизни человека или началу исправления человека после грехопадения.
Третья часть храма – притвор – служит местом молитвенного подготовления перед богослужением, напоминая о необходимости очищения человеческого существа, желающего идти по пути обожения своей природы.
Так уже в условиях земной жизни Церковь осуществляет для своих членов возможность жить по законам жизни вечной в условиях Царства Божия, Царства Небесного. Этот процесс называется спасением. Спасение человека и всей полноты верующих – это движение, путь от тьмы греха и смерти к свету, праведности и жизни вечной в единении с Богом.
Наступление Царства Божия есть освобождение избранного творения из плена греха и особое освящение и возрождение его для жизни вечной. Именно этот процесс и осуществляется Церковью Христовой для каждого верующего человека и для всей полноты верующих. При этом он осуществляется внутри храмов. В каждом из них благодатные дары таинств, проповедь Слова Божия, молитва, все богослужение, молчаливая проповедь икон, росписей и прочих символических предметов, наконец, особая благодать Божия, присутствующая в храме, очищает членов Церкви от скверн, которыми заражаются люди, живущие среди мира, научают людей истинам веры и способам духовного совершенствования, освящают их, делая достойными и способными к богообщению, возвышают людей духовно, все более восстанавливая в них образ и подобие Божие.
Православный храм является, воистину, ковчегом спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, находясь в ковчеге, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа среди бурных волн житейского моря, препровождает их от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного. Поэтому с древнейших времен, согласно Постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим».
Столь всесторонняя и органическая связь символики храма с глубиной догматического вероучения Православной Церкви свидетельствует, что не только человеческое мышление принимало участие в создании и устройстве православных храмов и не богословы придумывали символические значения для храмовой архитектуры, как это иногда представляется поверхностному сознанию. Премудрость церковного устройства есть свидетельство того, что это – богочеловеческое творчество, как и все духоносное творчество в Церкви.