Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
28 ноября наступает Рождественский пост – время сугубой молитвы и воздержания, время духовных подвигов и добрых дел, подготавливающее нас к празднику Рождества Христова.
Любой путь становится легче и всякий труд перестает быть обременительным, если человек ясно видит поставленные перед ним задачи и понимает цель своей деятельности. Так, каждый из нас, начиная отсчет постных дней церковного календаря, должен осознавать, что ждет его впереди светлое торжество праздника мира и Божией любви. «Придите, верные, увидим, где родился Христос! – призывает нас Святая Церковь, – последуем, куда ведет звезда, с волхвами, восточными царями». С началом Рождественского поста для каждого из нас на духовном небосклоне засиял свет Вифлеемской звезды, и подобно восточным царям-мудрецам мы отправляемся в путь навстречу Богомладенцу.
Святитель Иоанн Златоуст рекомендует совершать пост следующим образом: «Нам следует не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую, и от каких исправились мы страстей». Время, в которое мы вступаем, обильно наполнено благодатью Божией: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12), а поэтому нельзя его терять понапрасну. Нам Свыше даются средства и силы отвергнуть «дела тьмы», изменять ко благу нашу жизнь и преображать мир вокруг нас. Это – искренняя молитва, добрые поступки во славу Божию, воздержание в чувствах и желаниях. А «дела тьмы» по учению святых отцов – это нераскаянная жизнь, наполненная страстями. Потому и называется такое состояние человека «тьмой», потому что он не видит своих заблуждений, не осознает зла, которое распространяет вокруг. По слову премудрого Соломона у такого человека всякий путь прям в глазах его (Притч. 21:2), все что он ни делает, кажется ему правильным и достойным или уж, по крайней мере, естественным. Но в настоящей духовной жизни не так. «Дерзок тот человек, который не видит своих грехов и много мнит о себе. Все гордые и тщеславные сердцем мерзки в очах Божиих», – предупреждает нас новопрославенный старец – преподобный Гавриил Самтаврийский. Преподобный Арсений, названный Церковью Великим, уже достигнув огромного числа добродетелей и стяжав праведность, так молился: «Ничего не сделал я пред Тобой, Господи, доброго, но дай мне по благодати Твоей положить тому начало», этому же духовному настроению ежедневно учит нас и святитель Иоанн Златоуст в вечернем молитвенном правиле.
Через воздержание и молитву, через неленостное посещение храма Божия и участие в таинствах Исповеди и Причащения, внимательное и доброе отношение к ближнему, через изучение Священного Писания, чтение святоотеческой литературы и познание основ своей веры в Рождественский пост мы потщимся положить начало благое и будем рассеивать греховную тьму, окутавшую наши души.
Время Рождественского поста – это добрый повод обновить свое отношение к церковному богослужению. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели». «Раем на земле» называет храм праведный Иоанн Кронштадтский и восклицает: «О, Храм святой! Сколь благо, сладостно в тебе молиться! Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих пред престолом Божиим и пред лицом Седящего на нем!»
Достоин глубокого сожаления факт охлаждения в некоторых православных христианах усердия к посещению храма Божия, особенно в канун воскресных дней и великих праздников. Причин в оправдание при этом указывается немало – и работа, и хлопоты по дому, и усталость физическая. Но если мы будем беспристрастны к себе и посчитаем, сколько большинство из нас времени в неделю посвящают Богу и своей бессмертной душе, то получится совсем небольшое число часов и минут. Действительно, ритм жизни сегодня сильно отличается от прошлого или позапрошлого столетий, усилилась суета, выросло количество забот и как бы сократилось время, но святитель Иоанн Златоуст предлагает по-иному взглянуть на данную проблему, увидеть ее подлинные причины: «Оттого многое и в общественных, и в частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а о житейском». Сам Господь заповедал нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», и при этом обещал, что все, связанное с земным аспектом нашего бытия, приложится нам (см. Мф. 6:33). Блаженный Августин так истолковал этот евангельский стих: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Нам всем необходимо по-настоящему осознать, что исключительно в руках Бога находится наша жизнь с ее радостями и переживаниями, ее духовными и материальными составляющими, потому что Он – Вседержитель, Творец видимым и невидимым. Одной из главных задач подвигов поста является возвращение в наши умы и сердца осознания этих великих и возвышенных истин.
Грядущий праздник мира и Божией любви и предшествующий ему период Рождественского поста призван напомнить нам о том, что через свершившееся воплощение Господа, через явление человечеству Спасителя Иисуса Христа все мы теперь «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).
Пусть заступлением Пресвятой Богородицы, послужившей Тайне Боговоплощения, и молитвами новомучеников и исповедников Казахстанских Господь дарует всем нам с пользой для себя и ближних пройти радостное поприще Рождественского поста. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1Кор. 15:58).