Доклад игумена Владимира (Утегенова) на XXII Алма-Атинских православных образовательных чтениях памяти святителя Софонии (Сокольского), архиепископа Туркестанского.

Об уставной особенности чтения Шестопсалмия на вседневной утрени

  В свете празднования памяти епископа Софонии Сокольского мы имеем благодатную возможность раскрывать различные стороны жизни святителя, главнейшим из которых является служение предстоятеля евхаристического собрания Церкви.

   В настоящем докладе коснемся уставной заметки, касающейся в общем  архиерейского богослужения, а именно совершения вседневной утрени.

   В девятой главе Типикона, где даются предписания совершения богослужения седмичных дней, читаем: « И абие начинает предстоятель шестопсалмие…тихим гласом и легким, косно, и во услышание всех

   Надо сказать, что в этой же главе предстоятелю предписывается чтение и других текстов: предначинательного псалма, гимна «Свете Тихий…», «Сподоби Господи», «Ныне отпущаеши..». Литургическое осмысление этих указаний Типикона ждет своего исследователя. Мы же остановимся на указании для Шестопсалмия.

   К сожалению, данное предписание Устава почти не выполняется на практике, и следственно никак не объясняется. Комментарии, если и существуют, сводятся к тому, что данное указание дает особое восприятие богослужения, как то нас дисциплинирует в это время, подчеркивает важный момент в службе.

   Если мы убеждены, что в богослужении все имеет глубокий смысл, постараемся разобраться, что означает данная рубрика Типикона.

   Если рассматривать литургию, где все молитвы воссылает от лица Церкви предстоятель, то по толкованию отцов  там все предельно ясно. По преподобному Максиму Исповеднику, архиерей на литургии есть образ Господа Иисуса Христа. Святитель Симеон Солунский говорит об архиерее, как знаменующим собою Христа, – « прообразует Самого Господа Иисуса Христа». Не человеческая природа и личность священнослужителя «тождественны» в данном случае Христу, но лишь образ Священства Христа, данный человеку при рукоположении. О такой соОбразности Священству Христа говорит нам Пастырское богословие.

   Возможно ли все, сказанное о предстоятеле в Евхаристии перенести на службы суточного круга, в частности на утреню? В литургии – евхаристические молитвы, на утрени – псалмы пророка Давида. Если на литургии, по слову  святых отцов, предстоятель знаменует Христа, Он Един «Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый», правомерен ли такой взгляд перенести на службу утрени?

  Ключом для ответа на этот вопрос могут стать слова блаженного Августина: « в псалмах поет, плачет и радуется Сам Господь Иисус Христос и Его Церковь…». Буквальное понимание этих слов может привести к опасному психологизму в трактовке Личности Христа, чем страдает вся поздняя западная Христология. Однако, они могут дать ориентир для правильного понимания данной уставной рубрики.

  Надо заметить, что вседневная утреня не обязательно завершается литургией. В Древней Церкви для совершения литургии был определенный день – День Господень, день воскресный. Значит в седмичном круге, в седмичный день, Шестопсалмие – почти единственное место, где именно предстоятель воссылает молитвы, в данном случае псалмы.

   Псалмы являются стержнем текстовой составляющей православного богослужения.  В псалмах мы находим всю гамму чувств верующего человека. Его отношение к Богу, к людям, к миру. В них также сквозит осознание  нашей падшей, поврежденной грехом природы.

   Чтение этих псалмов предстоятелем, который символизирует  собой единство Церкви во Христе,  является, в каком то смысле,  литургическим выражением нашей веры в то, что Христос взял на Себя грехи мира, нашу падшую человеческую природу.

  Уместно привести еще одно замечательное высказывание блаженного Августина – «любовь к псалмопению родила монастыри».   Шестопсалмие, как известно, родилось в монастырской традиции. Пение псалмов таинственно соединяет подвижников со Христом, Сыном Божиим, Сыном Человеческим.

   В преддверии праздника можно вспомнить знаменитую стихиру из службы Рождества Христова.

« Что Тебе принесем, Христе,

   яко явился на земли

  яко Человек нас ради?

  Каяждо бо от Тебе бывших тварей

  Благодарение Тебе приносит.

   Ангели – пение, небеса – звезду,

   Волвси – дары, пастырие – чудо,

   Земля – вертеп, пустыня – ясли,

  Мы же Матерь Деву, …».

   В ключе этого шедевра гимнгографии можно засвидетельствовать, что род человеческий приготовил Сыну Божию богодухновенные псалмы, а вернее, Сам Господь через Своего пророка Давида уготовал молитвенные слова, дабы воссылать их во время Своей земной жизни, когда Слово станет Плотью.

   Все сказанное  выше дает также возможность рассматривать, так называемые Мессианские псалмы не просто как пророчество о Христе, но и как слова, исходящие из Его уст. Ибо Слово стало Плотью, чтобы и слова наших молитв, псалмов наполнились Благодатью и Истиной.

   В заключение можно еще раз подчеркнуть, что уставное предписание чтения Шестопсалмия предстоятелем в богослужении утрени – это таинственный обряд, раскрывающий тот факт, что Церковь собрана во Христе, и мы соединяемся с Ним во едином псалмопении.  В литургии евхаристические молитвы обращены к Богу Отцу. Предстоятель знаменует Христа, Церковь во Христе благодатью Святого Духа воссылает через предстоятеля эти молитвы евхаристии.  Точно так же и в службах суточного круга, в чтении Шестопсалмия на утрени предстоятелем,  свидетельствуется, что Церковь собрана во Христе для участия в Его Богочеловеческой, всеобъемлющей молитве за мир.

Игумен Владимир (Утегенов), преподаватель Богослужебного Устава Алматинской Православной духовной семинарии и Богословско-Миссионерского факультета