Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с греческого – “вместо Пасхи”).
В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. (В воспоминание этого события сама Неделя получила название “Неделя о Фоме”).
Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомою искренно, радостно воскликнуть: “Господь мой и Бог мой”.
Уставные особенности в Неделю Антипасхи
Богослужение посвящено гласным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба – праздника (по Цветной Триоди). Не поются и пасхальные песнопения[1] за исключением тропаря “Христос воскресе…” в начале и конце служб и ирмосов пасхального канона на катавасии.
Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей).
В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерни, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь “Христос воскресе…” (об этом подробнее см. ниже).
На утрени – “Бог Господь…” и тропарь праздника трижды: “Запечатану гробу…”. По полиелее тропари: “Ангельский собор…” не поются, а сразу величание:
“Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго”[2].
Степенна – 1-й антифон – 4-го гласа. Прокимен: “Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе”. Евангелие от Мф., зач. 116-е. После Евангелия – “Воскресение Христово” (трижды). “Слава: Молитвами апостолов…”, “И ныне: Молитвами Богородицы…”.”Помилуй мя. Боже…”, “Воскрес Иисус от гроба…”.
Канон праздника Антипасхи: “Поим вси людие…” Припев к тропарям канона: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.
Катавасия – пасхальные ирмосы: “Воскресения день…”.
На 9-й песни “Честнейшую” не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: “Тебе светлую свещу”. Хор продолжает: “И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем”.
На литургии – изобразительны. По входе – тропарь: “Запечатану гробу…”, “Слава, и ныне” – кондак: “Любопытную десницею…”. Прокимен: “Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа”. Стих: “Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление”. Апостол -Деян., зач. 14-е. Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. Зад остой-ник: “Ангел вопияше… Светися, светися…”.
В конце литургии вместо “Видехом Свет истинный” поется тропарь “Христос воскресе…” (один раз). По возгласе: “Слава Тебе, Христе Боже…” – “Христос воскресе…” (трижды).
Отпуст: “Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…”. Этот же отпуст бывает и на утрени до отдания Пасхи.
Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу – отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника (Недели Антипасхи) и святому.
В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: “Христос воскресе…”. Три-святое по “Отче наш”, “Приидите, поклонимся…”и прочее исследование 9-го часа.
На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: “Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса”
После прокимна – сугубая ектения, “Сподоби Господи…” и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По “Ныне отпущаеши…” – тропарь святого Минеи, “Слава, и ныне” – тропарь праздника.
В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна – обычная.
Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием “РАДОНИЦА”). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включается. и пасхальные песнопения.
В храме Московской духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утрени, по 6-й песни канона, священнослужители выходят на середину храма и поминают усопших, а в конце утрени совершается заупокойная лития.
После литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: “Благословен Бог наш…”, “Христос воскресе…” (трижды), стихи: “Да воскреснет Бог…” с пением тропаря: “Христос воскресе…”[3]. В это время – малое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих”). После 3-й песни – малая ектения и ипакои: “Предварившия утро…”. По 6-й песни – малая ектения заупокойная, кондаки “Со святыми упокой…” и “Аще и во гроб …”. По 9-й песни – малая заупокойная ектения. Затем: “Плотию уснув…” и воскресные тропари: “Благословен еси. Господи… Ангельский собор…”. Совершается полное каждение. Далее – стихиры Пасхи, сугубая ектения, “Премудрость”, “Христос, воскресе…” (трижды). Затем священнослужители запевают до половины “Христос воскресе…”, а хор заканчивает, и бывает отпуст: “Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…”. Далее диакон возглашает: “Во блаженном успении…”. Пением “Вечной памяти” служба заканчивается.
Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресений Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь “в невечернем дни Царствия Христова”.
С Фоминой Недели начинается обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.) а также совершается таинство Брака.
[1] Примечание. На вечерни и утрени в это воскресенье не поются стихиры Пасхи, а также не бывает пасхального канона, но в последующие недели (воскресенья) канон поется.
[2] К. Никольский, цит. соч., с. 641; см., Ирмологий. “Псалмы избраннии”, с. 209.
[3] Во время пения этих стихов священник совершает каждение с пасхальным трисвечником.