Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
7 марта наступает Великий пост – священный период сугубых молитв, воздержания и духовных подвигов, который обновляет нашу жизнь и готовит к встрече мироспасительного праздника светлого Христова Воскресения.
«Пришло ныне, наступило время подвигов – поприще поста. Усердно все его начнем, Господу как дары добродетели принося», – призывает нас в одном из первых великопостных песнопений Святая Церковь. Приложим все усилия, чтобы на этом пути поддерживать друг друга и в терпении укреплять немощных, постараемся со смирением слушать духовных наставников и с усердием посещать храмы Божии. Будем идти от недели к неделе к великой пасхальной радости, полагаясь на силу Божию, которая в немощи совершается (2Кор. 12:9) и все невозможное делает возможным, преображая нас, земных и грешных, в новых людей – детей Царства Божия.
Церковь Христова особым образом подготавливает нас к Великому посту. Перед нашим внутренним взором проходят образы мытаря и фарисея, блудного сына и Страшного суда, мы вспоминаем грех первого человека и его изгнание из Рая. У кающегося мытаря мы учимся смиренной молитве; история блудного сына напоминает нам о безграничном милосердии Божием, превосходящем всякую человеческую греховность; повествование о Страшном суде предостерегает от беспечности и нерадения о спасении души, а в библейском рассказе об изгнании из Рая нам показана разрушительная сила беззакония и горестные последствия нарушения заповеди Божией. Все эти уроки должны мы всегда иметь в памяти, как руководство к правильной духовной жизни.
Великий пост дает нам чувство ответственности за собственную жизнь и за судьбы наших ближних и делает возможным видеть себя перед Богом в свете вечности. Сугубые молитвы и воздержание изгоняют из нашей души мрак греха. За каждой великопостной Литургией Преждеосвященных Даров раздается возглас: «Свет Христов просвещает всех». Мы призываемся просветиться духовной силой Господа, Который «есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5). Жизнь во Христе – это не просто отказ от зла и внешнее нравственное улучшение. Все гораздо серьезней и глубже. Цель жизни христианина – это стяжание благодати Святого Духа, преображение человеческой души Божественной силой, и начинается оно искренним и глубоким покаянием, исправлением жизни по Евангелию.
Как исправить жизнь в соответствии с Евангельским благовестием? Надо вспомнить главное содержание слов Господа Иисуса Христа, его наставлений и повелений. Спаситель подвел итог всему Божественному Откровению, которое было дано человечеству от начала времен, назвав две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:40) – любовь к Богу и любовь к ближнему. Не слова, не внешний облик, а проявляющаяся через сострадание, доброту и милосердие любовь делает нас не чужими, а своими Богу (Еф. 2:19). Господь, обращаясь к нам, говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Поэтому потрудимся сделать время Великого поста школой любви. Начинать необходимо с самого простого – внимательного отношения к своей повседневной речи. «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь» (Иак. 3:5,6), – предупреждает апостол Иаков. Как геенского пламени надо избегать злоречия, чтобы, как наставляет апостол Павел, никакое гнилое слово не исходило из наших уст (Еф. 4:29). «Кто не отравил ушей и языка злоречием, тот исполнен врачевством любви. Кто не оскверняет уст своих злословием, у того уста благоухают плодами Святого Духа», – учит преподобный Ефрем Сирин.
Есть древнее сказание о преподобном Макарии Великом. Однажды этот старец направил своего ученика на послушание. Ученик пошел и, встретив на пути языческого жреца, который нес вязанку дров, закричал ему: «Куда идешь, демон?» Жрец рассердился и сильно избил инока. Спустя некоторое время встретил того же жреца преподобный Макарий и сказал ему: «Мир тебе, трудолюбивый человек!» Жрец спросил: «Что ты увидел во мне доброго, что так приветствуешь меня?» Старец отвечал: «Потому так приветствую тебя, что вижу трудолюбие твое». Идолопоклонник сказал: «Пришел в умиление я от твоих слов, и понял, что ты – человек Божий». Он пал к ногам преподобного и воскликнул: «До тех пор не оставлю тебя, пока не сделаешь меня христианином», и пошел за святым Макарием. Вскоре после крещении жреца, последуя его примеру, крестились и многие из египетских язычников. После этого преподобный говорил: «Знайте, что злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово, наоборот, и злых добрыми творит».
Важно помнить, что всякая настоящая победа над страстями, всякое преодоление греха, равно как и приобретение добродетелей не может произойти само по себе, без помощи Свыше. Человеческая духовная и умственная природа глубоко повреждена. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19), – приводит пример этого трагического состояния апостол Павел. Для обновления, для воссоздания в нас образа и подобия Божия даруются нам в Церкви Христовой благодатные средства, самыми действенными из которых являются святые Таинства – Исповедь и Причастие. Покаяние и приобщение святых Христовых Таин преодолевают пропасть между Богом и человеком, возникшую в результате грехопадения. По слову Священного Писания, через Причастие христианин становится новым человеком, который возвещает миру: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что приступившие за Литургией к Чаше Жизни становятся «сродниками» Христа, удостаиваются величайшей чести быть Его «братьями и друзьями», а священномученик Игнатий Антиохийский добавляет, что в этом Таинстве мы становимся «христоносцами и богоносцами». Святые Тайны Христовы являются для нас залогом жизни вечной, залогом нашего бессмертия. Господь Спаситель дал такое обетование: «Кто будет есть Мою Плоть и будет пить Мою Кровь, будет иметь жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).
Ничто не может воспрепятствовать нашему спасению, если мы сами не закроемся от Бога, если не будем лукаво откладывать «на потом» исправление жизни. Условием начала великопостных трудов и первым шагом к стяжанию евангельской любви, «которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14), является великодушное прощение обид нашим ближним, всем, с кем Господь судил нам идти по жизни. Ненавидящих нас простим Воскресением – простим во имя Распятого и Воскресшего Спасителя, добрыми делами и словами восстановим мир, чтобы с дерзновением повторять слова молитвы: Отче наш, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:12). Если мы прощаем друг друга, то и Бог прощает нас, и только так пробуждается и очищается совесть и в сердце воцаряется благодатный свет, которого ищет и жаждет человек.
Поздравлю православную паству Казахстана с началом Великого поста и призываю на всех благословение Божие и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. «Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 1:21).
ГЛАВА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ