Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом Рождественского поста

 Ко всем вам, проживающим в разных странах, городах и весях, но составляющим Единую Русскую Православную Церковь, обращаюсь я в сию святую ночь и от души поздравляю с мироспасительным праздником Рождества Христова. Сердечно приветствую вас, дорогие мои, и молитвенно желаю, чтобы мы все исполнились духовной радостью от совместного участия в этом великом торжестве и насладились пиром веры, как сыны и дщери Божии и друзья Христовы (Ин. 15, 15).
Ныне созерцая тайну Боговоплощения, мы стремимся понять, каков смысл события, произошедшего две тысячи лет назад в Вифлееме, и какое отношение оно имеет к нам и нашим современникам. 

Поэтому и характер Рождественского поста особый, в нем покаянная скорбь о грехах соседствует с утешительной радостью приближающегося торжества. В одной из своих проповедей сказанных в начале Рождественского поста, священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский сказал об этом так: «Почему должны мы так ликовать? — Потому, что ради нас оставляет Сын Божий Престол Свой на небесах и снисходит к нам, грешным. Ради чего, други мои? — Нашего ради спасения. Для нас готов Он родиться в вертепе, быть гонимым, претерпеть распятие на Голгофе. Как же нам не радоваться, как не славословить, как не благодарить Его!».

Сутью поста является покаяние, включающее в себя сожаление о содеянном зле, твердое желание начать новую, добродетельную жизнь, и, конечно же, исправление самого себя и совершенных нравственных ошибок. Без этого внутреннего содержания пост превращается в набор пищевых ограничений, которые пользу душе принести не могут. Но и без воздержания, являющегося по мысли святых отцов, матерью многих добродетелей, невозможно прийти к истинному покаянию и победе над страстями. Поэтому тот, кто имеет возможность по состоянию здоровья нести благое бремя физического поста, отказаться от мясных и молочных продуктов, ограничить количество принимаемой пищи, но не делает этого, подлежит по церковным канонам прещению. Несомненно, имеется несколько категорий людей, для которых физический пост имеет послабления, а иногда может и отменяться. Среди них – беременные и кормящие женщины, дети, тяжелобольные, военнослужащие. Во всех затруднительных ситуациях человеку, имеющему препятствия в соблюдении поста, следует обратиться за советом к священнику.

«Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов», – учит нас святитель Тихон Задонский. 

Если не всякому человеку доступно в полном объеме выполнить предписания церковного Устава относительно ограничений в пище, то пост духовный может и обязан соблюдать каждый христианин.

«Постящемуся нужно воздерживаться от пищи, – наставляет верующих святитель Иоанн Златоуст, – но прежде всего от грехов… Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим принимающего пищу, чем постящегося и творящего неправду».

По мысли священномученика Петра Дамаскина «начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской». Зачастую человек успокаивает себя тем, что не совершил таких страшных грехов, как убийство или воровство, забывая при этом, что Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди в Евангелии приравнял такие распространенные между людьми пороки как гнев, нечистые помыслы и привычку давать клятвы к самым тяжелым преступлениям. Поэтому желающий принести Богу истинное покаяние должен внимательно отнестись к борьбе с грехами «повседневными», «бытовыми» – осуждением, злословием, завистью, раздражительностью, памятозлобием. «Как разбойник за одно слово исповедания получил жизнь, так злоречивый за одно же слово может утратить жизнь», – предупреждает нас преподобный Ефрем Сирин. «Судить – значит бесстыдно похищать суд Божий, осуждать – значит губить свою душу», – читаем мы у преподобного Иоанна Лествичника.

Правильный пост касается всей жизни верующих, особенно, участия в богослужении. «Оставьте все свои дела, – слышим мы наставление святителя Алексия, митрополита Московского, – спешите на церковную молитву без лености и не говорите так: помолимся дома, ибо такая молитва ничего не значит без церковной молитвы. Как дом не может согреться дымом без огня, так и домашняя молитва без церковной». Вершиной всего православного богослужения является таинство святой Евхаристии. Пост – самое благоприятное время для того, чтобы положить начало доброму обычаю регулярного причащения святых Христовых Таин. «Эта Трапеза – говорит о Причащении святитель Иоанн Златоуст, – есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь». Без участия в этом великом таинстве невозможна правильная духовная жизнь, поскольку, «как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, так этот, сверхъестественный, есть жизнь души» (Святитель Киприан Карфагенский).

«С каким же чувством будем мы подходить и лобызать Его, лежащего в яслях? – спрашивает своих духовных чад перед началом Рождественского поста священноисповедник Николай Алма-Атинский, – Если подойдем с сердцем, очищенным покаянием и приобщением Святых Тайн, с благоговением и любовью, то уподобимся волхвам, принесшим Ему дары и поклонившимся Ему, как Богу. Если же будем поклоняться Ему с сердцем злым, нечистым, завистливым, исполненным гордости, то не уподобимся ли мы царю Ироду, который тоже говорил, что хочет поклониться новорожденному Царю? Берегитесь этого, други мои!».

Желаю всем нам в спасительные дни Рождественского поста укрепляющей помощи Божией. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор.13:13).

 

ГЛАВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАЗАХСТАНА

МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ


+ АЛЕКСАНДР