РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

21 сен­тября (8 сен­тября по ст. сти­лю). 
Дву­наде­сятый празд­ник.

Рождество Пресвятой Богородицы«Дос­той­ное, Бо­гома­ти, Тво­ея чис­то­ты рож­дест­во нас­ле­дова­ла еси чрез обе­щание: иног­да бо неп­лодней бо­гоп­ро­зябен плод вда­лася еси: тем Тя вся пле­мена зем­ная неп­рестан­но ве­лича­ем» (из служ­бы Рож­дест­ва Прес­вя­той Бо­горо­дицы).

 

Ожи­дание Мес­сии бы­ло сос­ре­дото­чи­ем ве­ры древ­них из­ра­иль­тян; с име­нем Мес­сии ев­рей со­еди­нял по­нятие о са­мом луч­шем вре­мени для сво­его на­рода. Ца­ри и про­роки же­лали до­жить до это­го вре­мени и уми­рали, не по­лучив же­ла­емо­го. Пат­ри­ар­хам из­ра­иль­ско­го на­рода не­од­нократ­но бы­ло да­но Бо­гом обе­това­ние о разм­но­жении по­томс­тва их; это обе­това­ние как од­но из важ­ней­ших пе­рехо­дило из ро­да в род и всег­да бы­ло жи­во в па­мяти на­рода. Уди­витель­но ли пос­ле то­го, что ча­доро­дие бы­ло вме­ня­емо же­нам в честь и сла­ву и на мно­гочис­ленное по­томс­тво смот­ре­ли как на ве­ликое счастье и бла­гос­ло­вение Бо­жие. С дру­гой сто­роны, бес­ча­дие счи­талось тяж­ким нес­частьем и на­каза­ни­ем Бо­жи­им. И меж­ду тем, как час­то от ро­дите­лей неп­ло­доно­сящих до из­вест­но­го, пред­назна­чен­но­го Бо­гом вре­мени, про­ис­хо­дили де­ти, сос­тавля­ющие ук­ра­шение ис­то­рии на­рода Бо­жия! У Ав­ра­ама ро­дил­ся сын Иса­ак, один из глав­ных Из­ра­иль­ских ро­дона­чаль­ни­ков; у Ан­ны – Са­му­ил, дос­тослав­ный пра­витель на­рода; у Ели­саве­ты – Иоанн, ве­ликий про­рок и Пред­те­ча Гос­по­день. Это же са­мое слу­чилось с ро­дите­лями Прес­вя­той Де­вы.

Не­задол­го до Рож­дест­ва Хрис­то­ва в На­заре­те жи­ла бла­гос­ло­вен­ная Бо­гом че­та – Иоаким и Ан­на. Эта че­та про­ис­хо­дила из древ­не­го ро­да Да­видо­ва. Ца­ри из это­го ро­да в те­чение нес­коль­ких ве­ков пре­емс­твен­но за­нима­ли пра­роди­тель­ский прес­тол, по­ка На­вухо­доно­сор не сок­ру­шил царс­тво Иудей­ское.   Ка­кое-то вре­мя, да­же на­ходясь в тяж­кой не­воле, по­том­ки Да­вида  все еще сох­ра­няли приз­на­ки ве­личия. На­конец, од­но­му из них, Зо­рова­велю, уда­лось восс­та­новить ра­зорен­ную иудей­скую сто­лицу, соб­рать и уст­ро­ить на­род. Но сла­ва царс­тва ми­нова­ла не­возв­рат­но. Ко вре­мени же, ког­да из­ра­иль­ский на­род под­пал под за­виси­мость рим­лян и по­терял свою са­мос­то­ятель­ность, по­том­ки Да­вида со­вер­шенно ли­шились преж­не­го ве­личия, и род их окон­ча­тель­но слил­ся с на­родом.

Та­ково бы­ло сос­то­яние слав­но­го ро­да Да­видо­ва, ког­да Иоаким и Ан­на жи­ли в На­заре­те. Иоаким про­ис­хо­дил из ко­лена Иудо­ва и имел ро­дона­чаль­ни­ком ца­ря Да­вида, а Ан­на бы­ла млад­шей до­черью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на от пле­мени Ааро­нова. Свя­тая че­та жи­ла в изо­билии, по­тому что Иоаким был че­ловек бо­гатый и, по­доб­но пра­от­цам из­ра­иль­ско­го на­рода, имел мно­го стад. Но не бо­гатс­тво, а вы­сокое бла­гочес­тие от­ли­чало эту че­ту меж­ду дру­гими и со­дела­ло дос­той­ною осо­бен­ной ми­лос­ти Бо­жи­ей. Мно­го и усерд­но мо­лились суп­ру­ги, что­бы Бог да­ровал им де­тей; но прош­ло 50 лет их брач­ной жиз­ни, и неп­лодс­тво Ан­ны не раз­ре­шилось. Это об­щее всем пра­вед­ни­кам Вет­хо­го За­вета не­удов­летво­ря­емое же­лание ско­рей­ше­го при­шест­вия в мир Мес­сии и вмес­те с тем груст­ное убеж­де­ние в бе­зучас­тии сво­ем в об­щих це­лях и на­деж­дах на­рода при­чиня­ли Иоаки­му и Ан­не тем силь­ней­шую скорбь, что они приб­ли­зились к ста­рос­ти. По ре­лиги­оз­ным чувс­твам, по тя­гос­ти на­род­но­го мне­ния, по си­ротс­тву их теп­ло­го серд­ца это го­ре бы­ло ве­лико и тя­жело для них; но пра­вед­ные без­ро­пот­но и со сми­рени­ем пе­рено­сили его, ста­ра­ясь еще с боль­шей рев­ностью уго­дить Бо­гу твер­дым хра­нени­ем Его за­кона. Впро­чем, при всей кро­тос­ти и пре­дан­ности во­ле Бо­жи­ей свя­тые суп­ру­ги не мог­ли иног­да не огор­чать­ся тем пре­неб­ре­жени­ем, ка­кое не­ред­ко при­ходи­лось им тер­петь от со­оте­чест­вен­ни­ков за их бес­ча­дие. При од­ном слу­чае это пре­неб­ре­жение, выс­ка­зан­ное все­народ­но, глу­боко огор­чи­ло бла­гочес­ти­вого Иоаки­ма и по­верг­ло его в бе­зутеш­ное сос­то­яние. В один из ве­ликих празд­ни­ков св. Иоаким как точ­ный ис­полни­тель за­кона при­шел со сво­ими соп­ле­мен­ни­ками в Иеру­салимс­кий храм с на­мере­ни­ем при­нес­ти по обык­но­вению сво­ему су­губую жерт­ву Гос­по­ду и предс­та­вил ее, быть мо­жет, еще с бо­лее чис­тым и теп­лым чувс­твом, чем все дру­гие. Но ка­ково же бы­ло удив­ле­ние пра­вед­но­го му­жа, ког­да нек­то Ру­вим стал през­ри­тель­но отк­ло­нять при­ноше­ние его, го­воря: «За­чем ты преж­де дру­гих же­ла­ешь при­нес­ти да­ры свои Бо­гу? Ты не­дос­то­ин это­го как бесп­лод­ный». Этот не­ожи­дан­ный уп­рек по­разил серд­це пра­вед­ни­ка. Ему предс­та­вилось, что, мо­жет быть, он точ­но до та­кой сте­пени гре­шен, что гнев не­бес­ный спра­вед­ли­во прес­ле­ду­ет его, на­казы­вая бес­ча­ди­ем. Эта мысль от­ня­ла у Иоаки­ма всю бод­рость, он вы­шел из хра­ма в глу­бокой скор­би. Пра­вед­ный муж не хо­тел возв­ра­щать­ся до­мой, а отп­ра­вил­ся в даль­нюю пус­ты­ню – в го­ры, где пас­лись его ста­да.

Со­рок дней про­вел он там в стро­гом пос­те и мо­лит­ве ко Гос­по­ду, при­зывая на се­бя Его ми­лосер­дие и омы­вая горь­ки­ми сле­зами свое бес­честие в лю­дях.  Меж­ду тем, слух о про­ис­шедшем с Иоаки­мом в Иеру­сали­ме дос­тиг бла­гочес­ти­вой Ан­ны. Уз­нав под­робнос­ти, а так­же и то, что Иоаким уда­лил­ся в пус­ты­ню и не хо­чет возв­ра­щать­ся до­мой, она пре­далась не­утеш­ной скор­би. Счи­тая се­бя глав­ной ви­нов­ни­цей пос­тигше­го их го­ря, она с ры­дани­ем воск­ли­цала: «Те­перь я всех нес­част­нее! Бог от­верг, лю­ди по­носят, муж ос­та­вил ме­ня! О чем же бо­лее пла­кать мне: о бес­ча­дии ли сво­ем или об оди­ночест­ве? О том ли, что не удос­то­илась на­зывать­ся ма­терью или о вдовьем си­ротс­тве мо­ем?» В та­ком тре­вож­ном сос­то­янии ду­ха од­нажды Ан­на выш­ла в сад и в мо­лит­венных ду­мах, воз­во­дя гла­за к не­бу, уви­дела сре­ди вет­вей лав­ро­вого де­рева гнез­до ед­ва опе­рив­шихся пти­чек. Вид этих юных птен­цов еще бо­лее по­разил ее скор­бя­щее о бес­ча­дии серд­це. «Гос­по­ди, – во­зопи­ла она, – Ты, Ко­торый да­ровал Сар­ре сы­на в ста­рос­ти и от­верз ут­ро­бу Ан­ны для рож­де­ния про­рока Тво­его Са­му­ила, возз­ри на ме­ня и ус­лы­ши мо­лит­ву мою! Раз­ре­ши бо­лез­ни серд­ца мо­его и раз­верз­ни узы мо­его неп­ло­дия. Да бу­дет рож­денное мною при­несе­но в дар Те­бе, и да бла­гос­ло­вит­ся и прос­ла­вит­ся в нем Твое ми­лосер­дие!» Ед­ва Ан­на про­из­несла эти сло­ва, предс­тал пред ней Ан­гел Бо­жий «Мо­лит­ва твоя ус­лы­шана, – ска­зал ей не­бес­ный вест­ник, – воз­ды­хания твои про­ник­ли об­ла­ка, и сле­зы твои ка­нули пред Гос­по­дом. Ты зач­нешь и ро­дишь Дочь бла­гос­ло­вен­ную, вы­ше всех до­черей зем­ных. Ра­ди Ее бла­гос­ло­вят­ся все ро­ды зем­ные, Ею даст­ся спа­сение все­му ми­ру и на­речет­ся Она Ма­ри­ей! (с евр. – гос­по­жа )» «Жив Гос­подь Бог мой! Ес­ли у ме­ня бу­дет ди­тя, то от­дам его Гос­по­ду на слу­жение, пусть оно слу­жит ему день и ночь, восх­ва­ляя свя­тое имя Его во всю жизнь»,- воск­лик­ну­ла Ан­на.

Ан­гел Бо­жий пос­ле бла­говес­тия Ан­не явил­ся и св. Иоаки­му в пус­ты­не и ска­зал ему: «Бог ми­лос­ти­во при­нял мо­лит­вы твои; же­на твоя Ан­на ро­дит Дочь, о Ко­торой все бу­дут ра­довать­ся.. » Бла­гого­вей­ная ра­дость объяла серд­це свя­того стар­ца: он не­мед­ленно и с бо­гаты­ми жерт­ва­ми по­шел в Иеру­салим и там, на ука­зан­ном Ан­ге­лом мес­те, встре­тил же­ну свою. Уви­дев му­жа, Ан­на пос­пе­шила к не­му с воск­ли­цани­ем: «Знаю, знаю, Гос­подь Бог щед­ро бла­гос­ло­вил ме­ня, по­тому что бы­ла как бы вдо­вою – и те­перь не вдо­ва, бы­ла бес­чадной – и те­перь бу­ду иметь ча­до».

По про­шест­вии дней чре­воно­шения бла­говес­тие Ан­ге­ла ис­полни­лось ,и св. Ан­на в вось­мой день сен­тября ро­дила Дочь. Преб­ла­гос­ло­вен­ная Де­ва, нес­мотря на тог­дашнюю ма­ловаж­ность не­ког­да зна­мени­того до­ма Да­видо­ва, в Сво­ем рож­дест­ве нас­ле­дова­ла вы­сокую сла­ву: род Ее, ис­хо­дя от Ав­ра­ама и Да­вида и про­дол­жа­ясь мно­го ве­ков, зак­лю­чил в се­бе име­на вет­хо­завет­ных пат­ри­ар­хов, пер­восвя­щен­ни­ков, пра­вите­лей, вож­дей и ца­рей иудей­ских. Доб­лести прос­лавлен­ных пред­ков при са­мом рож­де­нии бла­годат­но­го мла­ден­ца уже ук­ра­шали имя Его. Но все эти пре­иму­щест­ва, так мно­го це­нимые ми­ром, ско­ро по­мерк­ли в лу­чезар­ном све­те той не­зем­ной сла­вы, ко­торую Все­выш­ний уго­товал но­ворож­денной Де­ве.

Из эн­цикло­педии «Бук­варь школь­ни­ка. Пу­тево­дитель на­чала поз­на­ния

ве­щей бо­жест­вен­ных и че­лове­чес­ких».