УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. 28 августа (15 августа по ст. стилю)

 Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов): В день Успения Приснодевы Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В последние дни своей земной жизни Пресвятая Богородица часто посещала Гефсиманский сад в Иерусалиме, вспоминая в нем дни земной жизни Возлюбленного и Божественного Ея Сына – Иисуса Христа, а под самый конец Своего земного пребывания завещала Апостолам святым: «В Гефсимании погребите тело Мое!». Апостолы хотя и были во всех концах вселенной того времени, но как-то держались друг с другом благодатной связью, что и подтвердилось чудесным образом: ко дню Успения Пресвятыя Богородицы все Апостолы собрались чудесным промыслом в Иерусалиме на погребение Пречистой.

 

В последнее посещение Девой Марией Гефсимании Ей Архангел Гавриил вручил райскую белую лилию… Это была по счету уже третья лилия. Первая – в день Благовещения, вторая – в день Воскресения Господа Иисуса и третья – эта райская лилия. Эта лилия стояла на почетном месте жилища умирающей Богородицы. Она сияла и ароматом небесным обвевала не только помещение, но и вне помещения, где пребывала Дева Мария Богоматерь. В момент прощания с Богоматерью Апостолы лицезрели Самого Господа Иисуса Христа, пришедшего принять душу непорочную Непорочной Матери Своей. .. Апостолы, совершив псаломское песнопение и облобызав честные руки и ноги Матери Божией, понесли Ее по улицам Иерусалима в избранную Ею Гефсиманию. Предание ясно говорит, что было много чудес сотворено на сем пути последнем Девы Марии. Но и злоба адская не спала… Ад не мог терпеть Пречистую и торжество Ея погребения, где сливались и пение, и радость, и слезы людей…

Ад командировал одного еврейского священника Афония опрокинуть священный одр   Богоматери во время шествия процессии… он бросился, своими протянутыми руками уже было коснулся священного одра, как поражен был Ангелом святым, и руки его отсеченные прилипли к одру… Ужас, смятение, крик и замешательство началось… но слезы искреннего покаяния и раскаяния дерзкого священника умилостивили Пречистую, и Апостолы приложили отсеченные ангелом грозным кисти к местам отсечения, и сразу же исцеление! И сразу же благодарение и слезы радости…

Фома отсутствовал… На третий день по погребении Фома, явившись в Иерусалим, слезно упросил и умолил Апостолов открыть пещеру, чтобы облобызать десницу Пречистой. Но Девы не было уже в пещере погребальной… Во время обеда Матерь Божия явилась Апостолам и сказала раз навсегда: «Я всегда буду с вами!» Аминь.

1972 год.

В день Успения Приснодевы Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 В Богородичные дни Святая Церковь положила читать Евангелие Богородичное. Из истории Предания и Евангелия известно, что Христос Спаситель часто бывал у Лазаря. А у Лазаря были две сестры: Марфа и Мария! И вот Спаситель любил бывать в этом доме благочестивом и всегда там проповедовал. Несомненно, всегда было много людей, которые слушали слово Божие и хранили его в сердце своем.

Однажды вновь Христос Спаситель с учениками пришел в дом Лазаря. А гостей всегда, конечно, принимают какой-нибудь трапезой. Поэтому хозяйством заведовала Марфа, сестра Лазаря. Она сейчас же бросилась готовить закуску. Очень спешила она, очень волновалась она, так как очень любила Христа Спасителя, Учителя Божественного, и Его несравненных учеников, Святых Апостолов. И так она спешила, волновалась, нервничала, и некому было ей помочь в приготовлении трапезы, так как все получали слово Божие, исходящее из уст Христа Спасителя. И вот Марфа не выдерживает, входит в комнату, где Спаситель проповедует и где Мария у ног Его сидит, и говорит: «Господи! Неужели небрежешь, что меня одну оставили на кухне приготовить трапезу. Прикажи сестре или кому-нибудь , чтобы мне помогли. Я тоже хочу слушать слово Божие». А Христос ей говорит: «Марфа, Марфа! Ты очень много заботишься о чреве, очень много заботишься о питании, очень много заботишься о том, о чем можно меньше заботиться. А Мария благую часть избрала, она все время слушает слово Божие. Она все время слушает проповедь».  Значит, Христос Спаситель так высоко ставил проповедь и намного выше ценил поучение, нежели занятие только кухней и трапезой, что было тоже необходимо.

«Господи! Да Ты бы без трапезы и проповедовать не мог бы. Если бы Марфа и Мария и другие фарисеи, и саддукеи, и всякие грешники Тебя не угощали, где бы Ты обедал?» Спаситель это знает, внимает этому и награждает за это, но слово Божие и поучение народа несравненно было в Его глазах выше всего. Есть такое выражение, которое Спаситель говорит в другом месте Евангелия, что кто оставит отца, кто оставит мать, кто оставит сестру, кто оставит дочь, кто оставит сына, тот наследует Царствие Небесное. Здесь имеется в виду не то, чтобы убежать из собственного дома. А о том говорится, что в первую очередь нужно в сердце носить Господа, а потом все остальные житейские попечения: и огороды, и сады, и ремонты, и пятое, и десятое. Вот это имел в виду Христос Спаситель. Это нам растолковывали отцы святые богодухновенные и духоносные, что Христос Спаситель никогда ничего не отвергал, но выше всего ставил душу – бессмертную вещь. Вот так и понималось всегда, и так Христос Спаситель научал понимать. Многие так и понимали, а некоторые не понимали и возмущались. Даже Марфа и та почти возмутилась на Марию, что она сидит и слушает, а ее одну оставили. «Прикажи, чтобы она шла помогла мне. Надо соус сделать, надо хлеб нарезать… надо все». Надо исторически обратиться к тем временам – чем тогда угощали и что ели. А ели почти все скоромное, потому что Жених еще не отнялся. Когда ученики Спасителю рассказали: «Вот мы видели учеников Иоанна Крестителя: они постятся, не едят ничего. А мы вот, Твои ученики, все едим, что попало, что нам преподносят». А Спаситель и говорит, что когда отымется от Вас Жених, тогда и будете поститься, тогда найдете нужным и необходимым, чтобы был пост, и сами пост установите.

И когда Христос Спаситель из мертвых воскрес и вознесся, и когда в день Пятидесятницы основалась Церковь, тогда святые Апостолы подумали, что нужно установить для человечества пост – и установили те посты, которые очень любят люди, особенно в Алма-Ате. Ах, умирают, как посты любят. Не успеешь еще разговеться, как старухи алма-атинские уже ждут: скоро ль постик будет? Скоро ли будем заговляться? Я говорю: «Будет, будет пост». Хватит с вас. В Алма-Ате очень любят поститься. В Алма-Ате очень строгие люди, они  рыбу постом не едят – Успенским постом рыбу не едят и даже в Филлиповку не едят. Я им говорю осторожненько, что у рыбы кровь холодная, не горячая, как у барашка. У рыбы же холодная кровь, надо вкушать. Но алма-атинские старушки остаются на своем, и они получат венец в Царствие Небесном за любовь к Писанию, за любовь к выполнению законных Апостольских постов.

И вот, шла трапеза… Марфа подавала на стол, Господь Бог Иисус Христос вкушал трапезу, ученики вкушали трапезу. Но Спаситель все время говорил беспрестанно. Окна раскрытые, полный двор народа, который стоял и слушал слово жизни Христа Спасителя. А потом настало время Христу Спасителю идти дальше. Встали, помолились, хозяев поблагодарили, и Спаситель пошел по коридору, по ступенькам вниз, чтобы идти дальше. А одна женщина из народа выступила и воскликнула громким голосом: «Счастливое то дерево, которое носило Тебя, и сосцы, которые Ты сосал и питался, которые тебе жизнь дали земную и укрепили Тебя». Казалось бы, женщина похвалила самое важное, самое главное, самое необходимое, самое первое. Но Христос Спаситель и здесь оказался верен Себе, верен своей проповеди. Он ей ответил: «Да, счастливые все те, которые питают своей грудью младенцев, счастливые все те, которые носят младенцев под сердцем своим, покуда не будет рождения. Но счастливее всех те, которые слушают слово Божие и хранят его в памяти своей, в сердце своем». Так что Христос Спаситель ставит чтение Святого Писания, которое есть боговдохновенное, особенно Святое Евангелие, выше всего. Трапеза на своем месте – и завтрак, и обед, и ужин, но Слово Божие, Евангелие, слова Христа Спасителя ставятся Самим Христом Спасителем и ставятся Церковью, и ставятся даже натурой нашей, что да-а, это все выше временного, земного, скоропреходящего – бессмертные слова Спасителя Христа о спасении бессмертной души.

Так Христос Спаситель не раз говорил людям: «Изучайте Писания. Знайте, во что вы верите, знайте свою религию, разумейте и понимайте, кто вам и что проповедует. Пастыри ли вам проповедуют, поставленные Господом Богом, или волки в шкуре овечьей» – Спасителевы это слова. Значит, пусть будет это нам сегодня уроком – у гроба Богоматери, Которая Сама любила читать Писания, Которая Сама любила читать Пророчества и Которую Архангел Гавриил в момент благовещения застал за чтением Священного Писания. И мы будем, братья и сестры, любить Писание святое, приобретать его по возможности и прочитывать его. И священным Писанием будем питать свою бессмертную душу, как Господь сказал, что выше всего, выше всякой трапезы земной есть Священное Писание. И Христос Спаситель в Страшный день суда похвалит ту душу, которая любила Писание Священное, и сама прочитывала, и другим читала. Будем же Христа Спасителя принимать и духовной своей любовью угощать. Да будет сегодняшний праздник нам уроком, чтобы мы не забывали Священное Писание и верили бы Господу нашему Иисусу Христу, что Писание есть очень важный предмет. Аминь.

28 августа. 1974 год.

Из книги «Свет радости в мире печали»

История праздника

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник св. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным.

Особенности богослужения

Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднова­нию его верующие приготовляются двухнедельным постом, которой называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 14 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без растительного масла, кроме суббот и воскресений, когда разрешается и растительное масло). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь и особенно время перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе месяце существовал уже в V веке. В XII веке на Константинопольском Соборе (в 1166 г.) постановлено поститься две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы (и только в праздник Преображения разрешать вкушение рыбы).

www.pravoslavie.ru