– Ну что? Что Бог-то говорит? – мой нечаянный собеседник кивает на раскрытый планшет у меня в руках: я что-то пытался писать.
– Ты мне о терпимости скажи. Есть она вообще? Надо людей терпеть?
– Надо, конечно. Но лучше – любить.
Потихоньку убираю планшет в сумку. Кто знает, как дальше дело пойдет – бывало ведь так в транспорте: спросит о чем-нибудь человек с душой истомившейся, измученной скорбью и зеленым змием, начнешь отвечать, задумаешься, а тебя тут же испытывают на «левую после правой». Щеку, может, и не очень жалко, а технику поберечь хочется.
– О Боге,– отвечаю ему осторожно,– лучше бы не в таком состоянии говорить, чтобы о сказанном не жалеть потом.
– Да? Ну, тогда ты мне о терпимости скажи. Есть она вообще? Надо людей терпеть?
– Надо, конечно. Но лучше – любить.
Ему не очень нравится мой ответ.
– Любить… И что ж это такое?
– Кратко не скажешь… Но в самом первом приближении: относиться к другому человеку как к себе самому, поступать по отношению к нему так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Он смотрит на меня почти внимательно – настолько, насколько удается сфокусироваться его взгляду:
– Ну и что? Ты так можешь? Умеешь так любить?
– Нет. Очень хочу научиться. Учусь…
– А я вот слышал, один философ говорил, что любовь – это принимать человека таким, какой он есть. И еще… заботиться о нем.
Мы подъезжаем к моей станции. Поезд замедляет ход. Мне жалко его оставлять, но надо добраться до дома, собраться и ехать на вокзал.
– Вы знаете… Любовь скорее старается дать человеку возможность стать таким, каким он мог бы быть в соответствии с идеальным замыслом о нем. Божиим замыслом.
– То есть не хочешь меня принимать таким, какой я на самом деле? Не хочешь меня терпеть? Никто не хочет? Нет, не выходи! Давай договорим, заходи, поехали дальше!
Но я все-таки выхожу – деваться некуда. А он, расстроенный и разочарованный, машет руками, отделенный от меня преградой вновь сомкнувшихся дверей, и что-то говорит, говорит…
А я – думаю. О нем, о себе, о терпении любви.
Без терпения невозможно прожить и спастись без него никак нельзя: «В терпении вашем стяжите души ваши». И общение с людьми терпения требует, подчас колоссального. И терпимость в этом общении тоже кажется решительно необходимой: настолько все разные, настолько «выпуклыми», цепляющими тебя за живое бывают недостатки ближнего, настолько далек он порой оказывается от тебя по своему внутреннему устроению, не только далек, но и чужд и враждебен даже.
Терпимость важна. Но любовь неизмеримо выше. И она – не только в терпении, не только в том, чтобы «принимать человека таким, каков он есть».
Нет, и в этом тоже. Потому что Господь, совершенная Любовь и единый подлинный ее Источник, принимает нас в наличном состоянии нашем. Не принимал бы – давно бы нас не было уже…
Любовь не только видит, какие мы есть, но знает и то, что такими мы все еще можем стать
Но вместе с тем именно любовь Его превращается для нас в причину постоянного беспокойства, даже в том случае, когда мы не понимаем, не видим ее. Ведь это именно она начинает борьбу за нас с нами самими. Любовь видит, какие мы есть, любит то, что от нас «осталось», бесконечно дорожит им, но она также знает, какими мы должны были бы быть, знает и то, что такими мы все еще можем стать. И она тревожит, толкает, влечет, а иногда и просто волочит нас к исполнению этого высшего о нас замысла – если только обретает в наших сердцах хотя бы малую толику воли, стремления к этому. Пусть даже настолько малую, что мы и сами ее не замечаем, главное – замечает Господь.
Есть люди, которые «всего добиваются в жизни сами» (не подозревая, впрочем, о том, что есть все же Некто, без Кого это «все», как и сама жизнь, было бы невозможно). Но большинство нуждается в учителях или хотя бы в одном учителе. Любящем, внимательном, терпеливом, но обязательно требовательном и временами очень строгом. Временами – тогда, когда не хочется ничего делать, хочется остановиться, хочется успокоиться, никуда не спешить, не бежать, а погрузиться в сладостный и покойных отдых, лучше всего – в сон.
Да, если учитель только требователен, только строг, то он может сломать ученика, искалечить его жизнь. Но если он, как сказано выше, любит его, внимателен к нему и терпелив, он всегда будет видеть, сколько у ученика остается сил, до какой степени еще не реализован его потенциал, что он еще на самом деле может сделать. Оставить потенциал не реализованным неправильно, даже опасно. И не оттого, что кто-то обойдет тебя на повороте, вырвет из рук приз, попадет в объективы телекамер, оттеснив в сторону тебя. Это все недостойная обсуждения суета.
Проживаемая вполсилы жизнь будет казаться ошибкой
Неправильно и опасно прожить жизнь вполсилы или в одну десятую, в одну сотую ее. Так прожитая, так проживаемая жизнь никогда не принесет чувства удовлетворения, будет казаться ошибкой, чьей-то насмешкой над тобой. Она-то и приводит к внутреннему надлому, ожесточению и озлоблению, заставляет пить, чтобы забыться, воспринимается как движение из пустоты в пустоту. И совсем, совсем не воспринимается как дар Божий. Хотя и остается даром. Даром пренебреженным.
…Я думаю о человеке из метро. Очевидно, что непросто ему живется. Не задалось одно, не получилось другое, не сложилось третье. И чего-то требуют от него на работе, чего-то дома – жена и, может быть, дети. И еще больше, наверное, требует он сам от себя. А сил соответствовать всем этим требованиям нет. И потому так хочется, чтобы просто терпели, просто принимали, просто заботились.
…Думаю о себе. Мне стыдно, но и мне хочется того же: терпения, принятия и заботы. Но все же… Все же я точно знаю, что любовь выше. Что она лучше меня понимает мои подлинные потребности и нужды. И я бесконечно благодарен ей, а точнее – Ему, за все проявления ее, за все образы, в которых мне предстает день за днем ее строгость и требовательность. Благодарен за постоянное беспокойство, за невозможность долго предаваться отдыху, а тем паче сну. За настоящую жизнь…
Игумен Нектарий (Морозов)