Верный (Алматы) – родной город генерала Колпаковского.

 01В этом году алматинцы скромно отметили 195-летие со дня рождения первого градоначальника Верного (Алма-Аты, Алматы) Герасима Алексеевича Колпаковского. Между тем Колпаковский для Алматы, что Петр Великий для Санкт-Петербурга, а Нурсултан Назарбаев для Астаны – создатель и первый строитель.

В советские времена имя создателя города, мягко говоря, не популяризировалось, все-таки генерал Российской империи, заклейменный советской властью как жестокий «колонизатор» и «поработитель». Впрочем, и сейчас дело обстоит не лучше, видимо, по той же причине. «Наблюдается тенденция городского акимата (мэрии) Алматы дистанцироваться от юбилеев известных деятелей дореволюционного Верного», – пишет журналист-исследователь Алоис Ильич Назаров.

Почтение к памяти своего атамана сохранили семиреченские казаки, для которых Герасим Алексеевич почти как святой. Регулярно вспоминают имя Колпаковского экскурсоводы, рассказывая туристам страшилки про землетрясения конца позапрошлого и начала прошлого века. Но, пожалуй, только краеведы – профессиональные любители старины глубокой – одни из немногих, кто сегодня объективно и непредвзято способны оценить широту масштаба личности генерал-губернатора.

 

За свою 145-летнюю историю город пережил три крупных строительных бума. Первый – Колпаковского и его команды. Второй связан с личностью Димаша Ахметовича Кунаева, инициатора создания высокогорного катка «Медео», первой сейсмостойкой высотки гостиницы «Казахстан», телевышки и многих других знаковых строений Алма-Аты. И третий – периода независимости и расцвета частного бизнеса, одевшего город в турецкий Hi-tech. Однако первым, кто очертил контуры будущего города, расположил улицы и дома, отмерил ширину кварталов, был Колпаковский.


Верный, Алма-Ата, Алматы…

Немного отвлечемся от личности губернатора, чтобы объяснить некоторые топонимические метаморфозы. О происхождении топонима Верный до сих пор ходит много версий и легенд. История города началась с укрепления, названного казаками Верное. Многие коренные жители считают, что казаки этим названием хотели подчеркнуть либо свою верность царю, либо свою приверженность православной вере. Существует также версия, что укрепление было названо в честь одной из дочерей Колпаковского. Однако, как отмечает Алоис Назаров, в Семиречье Колпаковский начал служить только с 1858 г., когда укрепление Верный уже существовало, да и дочери по имени Вера у градоначальника не было.

Скорее всего, крепость была названа в честь святой мученицы Веры, так как святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София – покровительницы семиреченских казаков. Эту версию косвенно подтверждает и тот факт, что в ближайшем соседстве с городом Верный выросли станицы Надеждинская (сейчас город Иссык), Любавинская (Каскелен), Софийская (Талгар). В 1921 г. Верный был переименован в Алма-Ату. Однако исторически точным названием все-таки является Алматы. Именно так, по данным исследователей, называлась местность в предгорье Заилийского Алатау, когда ее обнаружил первостроитель города полковник Михаил Перемышльский со своим отрядом.

02

Верненская крепость


От солдата до генерала

Родом Колпаковский из обедневшей дворянской семьи. Его отец дослужился лишь до обер-офицера. Герасим прошел обучение в одном из частных заведений Харькова, откуда в 16 лет начал службу в чине рядового пехотного полка. Служил на Кавказе, участвовал в походах в Молдавию и Валахию, в венгерском походе 1849 г. Летом 1858 г. Колпаковский в чине подполковника прибыл в Верный, сменив Перемышльского на должности начальника Алатавского округа.

Судьба предоставила ему возможность проявить себя неординарным полководцем во время Узун-Агачского сражения. Притязания Кокандского ханства на земли Большой орды (Старшего жуза) остались и после утверждения русской власти в регионе. О подробностях сражения известно от офице­ра Верненского гарнизона Павла Пичугина. В октябре 1860 г. кокандцы, собрав 20-тысячное войско, двинулись на укрепление Верное с целью разгромить его, а затем и все другие поселенья Семиречья. В распоряжении Колпаковского был только гарнизон – около 2 тыс. казаков и линейцев. На свой страх и риск он принял бой и в три дня одержал блистательную победу, за что был произведен в полковники и награжден орденом св. Георгия IV степени.

 

 

03

Н.Н. Каразин. «Трехдневный бой под Узун-Агачем. Сотня Бутакова выручает стрелков Сярковского»


В 1862 г. под руководством Колпаковского были взяты Токмакская и Пишпекская кокандские крепости. Через три года он назначается губернатором Семипалатинской области, а в 1867 г. в связи с образованием Семиреченской области возвращается в Верный на должность военного губернатора и командующего войсками Семиреченского казачьего войска. «В 1869 году англичане инспирировали и вооружили восстание в китайском Кашгаре, банды оттуда принялись нападать на Семиречье, – пишет историк казачества Валерий Шамбаров. – И атаман Колпаковский ввел казаков и отряды солдат в Китай, занял город Кульджу…»

Несмотря на удачи в военных операциях, Герасима Алексеевича не менее, а то и более увлекало мирное строительство и обустройство Степного края – так тогда называли казахские земли. Особенностью его правления было внимательное отношение к коренному населению, отстаивание интересов местных жителей даже в ущерб интересам казаков. Из-за чего последние часто на него роптали, но не смели открыто выступать против своего любимого атамана.

«Создать город Верный»

В связи с образованием Семиреченской области и приданием крепости статуса города распоряжением военного губернатора Г. Колпаковского от 19 февраля 1870 г. на общественных началах был образован комитет по устройству Верного. В состав комитета вошли архитекторы, строители, военные инженеры и главный лекарь, по одному депутату от каждого сословия, местная знать в лице султана Тезека и аксакала Сейдалинова. Но заправляли, кроме самого Колпаковского, военный инженер Н.И. Криштановский и строитель П.М. Зенков (отец знаменитого вернинского инженера-строителя Андрея Зенкова, положившего начало эре сейсмостойкого строительства в Алматы). Участниками собрания был составлен «Свод правил по устройству Верного», заложены основы культуры градостроительства, традиции, некоторые из которых соблюдаются до сих пор.

 

4

Детский приют г. Верного. Архитектор Поль Гурдэ. Сегодня здесь расположено медицинское училище. Здание сохранилось без куполов


Гостей южной столицы часто восхищает удобное расположение улиц относительно гор: параллельно и перпендикулярно. По принципу нью-йоркских стрит и авеню. Ширина кварталов 120 на 60 метров, расположение домов по направлению «север–юг» – все эти правила способствовали не только удобной навигации, но и так важной для города, находящегося в предгорной яме, хорошей продуваемости.

 «О том, насколько верными были принятые решения, можно судить по тому, что до сих пор старый центр города более благоустроен и выгодно отличается от новых окраин. Например, если взять улицу Ташкентскую (проспект Раимбека): прошло уже 140 лет, как она заложена, но до сих пор справляется с потоком транспорта, являясь одной из основных транспортных артерий города», – пишет Александр Лухтанов в своей энциклопедии «Город Верный и Семиреченская область».

Увы, метод «точечной застройки» высотных зданий, практикуемый в последнее время, если не сломал, то изрядно испортил систему естественного вентилирования города горными бризами, задуманную первым мэром и его командой.

Особой заботой губернатора было озеленение города. Неистовый озеленитель выработал правила посадки деревьев и систему поощрения жителей, ухаживающих за насаждениями. Привлек для озеленения лесоводов Алексея Фетисова и Эдуарда Баума. Поддержал эксперимент переселенца-селекционера из Воронежа Егора Редько по выведению нового сорта яблок – апорта, которому суждено было прославить город и стать одним из его символов.

 

5

Вознесенский кафедральный собор – первое сейсмоустойчивое высотное сооружение Верного


Кажется, созидательная деятельность Колпаковского не знала границ, до всего было дело и все удавалось воплотить градоначальнику. Сегодня он считается основателем медоводства в Заилийском крае, газетного дела в Семиречье, садоводства и парковой культуры. Колпаковский известен как покровитель ученых, он поддерживал дружеские отношения и вспомоществовал исследователям Семиречья Н.М. Пржевальскому, Н.А. Северцову, И.В. Мушкетову, состоял в переписке с Чоканом Валихановым, даже посылал образцы семян Чарльзу Дарвину. Сам, тяготея к наукам, собирал коллекцию минералов, птиц, имел небольшой домашний музей и даже мини-зоопарк на даче. Однако частенько пенял на недостаточность своего образования для серьезного занятия науками.


«Наша Семиреченская сейсмическая область»

28 мая 1887 г., в 4.35 утра, в результате 9-балльного землетрясения Верный был практически уничтожен. Говорят, Колпаковский заплакал, узнав о масштабах разрушений: в руины превратились 1799 каменных строений, разрушенных деревянных домов было гораздо меньше. На месте храма Покрова Пресвятой Богородицы, гимназии, губернаторского дома, архиерейского подворья остались только груды кирпича. Разгребали завалы вплоть до июля, столько же хоронили погибших.

Благодатный, красивейший край оказался сейсмоопасной зоной. Но не в характере Колпаковского было отступать и трусить. Было решено отстраивать город на прежнем месте, только теперь приоритет отдавался более сейсмостойким деревянным постройкам. Город стал приземистым, похожим на огромную станицу. Однако случившиеся затем ощутимые толчки, сравнимые по силе с землетрясением 1887 г., не принесли таких разрушительных последствий. Инженер-строитель Андрей Зенков писал по этому поводу в газете «Семиреченские областные ведомости»: «С глубокой верой в успехи будущего я не боюсь за наш город, за нашу Семиреченскую и в то же время сейсмическую область. Я верю в его будущее. Я верю, что недалеко то время, когда наш город украсится солидными в несколько этажей каменными, бетонными и другими долговечными строениями».

 

6

Покровская церковь после землетрясения 1887 г.


В 1882 г. Колпаковский был назначен генерал-губернатором вновь образованного Степного губернаторства в Омске, через три года произведен в генералы от инфантерии, а в 1889 г. назначен членом Военного совета империи. В том же году Герасим Алексеевич простился со Степным краем и отбыл в Петербург, таким образом, прослужив губернатором Верного 22 года.

…На прошедшем в Алматы круглом столе, организованном представительством Россотрудничества в РК в партнёрстве с Национальной библиотекой Республики Казахстан и музеем города Алматы, краевед Нели Букетова, автор многочисленных книг и статей по истории Верного, уместно вспомнила слова городского архитектора Поля Гурдэ, сказанные о Герасиме Колпаковском: «Он создал Верный и не переставал до последней минуты жизни заботиться о его благосостоянии, процветании, интересоваться судьбой всех его жителей, на которых он смотрел, как на собственных родных детей. Все было близко его доброму, отеческому сердцу, даже самые мелкие подробности, относящиеся к любимому им городу. И о нем он никогда не выражался иначе, как “родной мой город”».


____________________

Фото – Максим Золотухин; www.alternativakz.com