С начала 90-х годов XX века наметилась повсеместная тенденция прибавления недостаточно сведущим клиром к названиям храмов и монастырей приставки Свято-, по образцу именования Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Но последнее — это один из тех немногих случаев, когда приставка Свято- оправдана, хотя такое написание названия обители вошло в употребление только в XX веке. В данном случае приставка происходит от устойчивого термина Святая Троица. Вторым таким устойчивым и оправданным является словосочетание Святой Дух.
Теперь же можно встретить такие названия монастырей, как Свято-Рождества-Богородицкий, Свято-Успенский, Свято-Никольский, Свято-Сергиевский, Свято-Покровский или Свято-Богородицкий. Но ведь именуя Пречистую Деву Марию Богородицей, мы тем самым свидетельствуем о той величайшей духовной и нравственной высоте, на которую Она взошла, удостоившись стать Матерью Сына Божия. В самом этом именовании уже заключено указание на Ее святость. Если глубже вдуматься в значение слова «святость», то станет очевидно, что оно само по себе указывает на особое, неотмирное, благодатное состояние. Например, говоря «святой Сергий», мы уже подразумеваем, что этот Сергий отличается от других людей с подобным именем тем, что духовно совершенен, что на нем почивает Божия благодать. Только в этом случае в его честь может быть освящен храм, и уже совершенно излишним становится добавлять к названию этого храма слово Свято-.
Это правило хорошо прослеживается в дореволюционной церковной литературе, где названия звучали несколько по-иному. Например, сейчас широко распространено название Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, хотя раньше это название звучало просто — Успенская Киево-Печерская Лавра. Усложнение конструкции названия абсолютно ни к чему, ведь любому верующему и так понятно, что Успенский монастырь освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, поскольку другого праздника с таким названием просто нет. А добавляя в некоторых случаях приставку Свято-, мы как будто говорим, что есть просто Успение и есть еще какое-то особое, святое Успение. В этой связи синодальной комиссией принято решение убрать компонент Свято- из названия Лавры и других храмов (Свято-Вознесенского на Демиевке в том числе), кроме Свято-Духовского и Свято-Троицкого названий.
И уж совсем странно выглядят названия, когда эта приставка добавляется к топонимическому названию храма или обители. Например, встречается иногда написание Свято-Выдубицкий монастырь. Это же в честь какого святого?
А что будет, если это правило развить дальше, следуя логике новоявленных «словотворцев»? Тогда у нас могут появиться храмы Свято-Всехсвятские, к примеру.
Слово Свято- в названии храма или обители полностью оправдано только в двух случаях: если они освящены в честь Святой Троицы или Святого Духа, поскольку здесь слово «Святой» является неотъемлемой частью собственных имен — имени Божия и имени Третьей Ипостаси Божества. Соответственно оно переносится и в название храма или монастыря в форме приставки Свято-.
К сожалению, сейчас во многих церковных изданиях все эти правила часто не соблюдаются. Непонятно, чем руководствуются авторы, называя храмы и обители по своему разумению, игнорируя тысячелетнюю церковную традицию и элементарную логику. Но очень хочется верить, что эпоха неофитства с его не всегда здоровым максимализмом и безграмотностью скоро закончится, и в церковной среде, наконец, восторжествуют те культурные традиции, начало которым было положено еще во времена Крещения Руси и которые развивались и совершенствовались на протяжении столетий.
В статье использованы материалы из книги епископа Егорьевского Марка «Церковный протокол» (М.: Издательский Совет РПЦ, 2007), а также информация со страниц:
http://arhiv.orthodoxy.org.ua/uk/node/29335 и
http://lavra.ua/index.php?option=com_content&;task=view&id=2077&Itemid=99