ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ БОГОРОДИЦЫ

Покров пресвятой Богородицы14 октября (1 октября по ст. стилю)

 

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

История появления праздника связана с двумя Андреями, один из которых был юродивым нищим в Константинополе, другой – князем во Владимире – Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. К середине 12 века в русской письменности получило широкое распространение житие святого Андрея, жившего в X веке. Имя этого подвижника было настолько популярно, что в 60-х годах XII века эпизод из его жития, а именно сообщение о видении Богоматери, послужил основой для установления нового русского праздника — Покрова Пресвятой Богородицы.

Это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал “паче лучей солнечных”. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания (как полагают, принявший иночество с именем Полиевкта и бывший впоследствии Константинопольским патриархом): “Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?” Епифаний ответил: “Вижу, святый отче, и ужасаюсь”. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. “Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан”. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, “долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там”. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: “Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая”. В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: “С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя”. Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.

В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В 1559 году храм Покрова был построен преподобномученником Корнилием в Псково-Печерском монастыре.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: “Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем”.

Святая Церковь, восхваляя Пресвятую Богородицу «как Церкви чудное украшение и всему миру предивный покров», молит покрыть нас омофором милости Своей «от нахождения противных, от глада же и труса и междоусобныя брани». И покров Божией Матери простирается над Россией и над каждым христианином.

 

Покровский храм в АлматыИстория родного края. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Алматы.

Покровский храм был одним из 18 церквей, построенных до революции в городе Верном . В советское время был разрушен. Возродился Покровский приход в 1946 г. уже в другом месте — на окраине города — в маленьком молитвенном домике. Настоятелем прихода был назначен иеромонах Евстафий, а в 50-е гг. его сменил протоиерей Михаил Дунаев. Строительство современного здания храма было начато 1 августа 1981 г., (подготовительные работы под видом реконструкции — в конце 1980 – начале 1981 г.). Была построена пятикупольная церковь. Однако властям это не понравилось: храм показался им слишком высоким и большим. Было приказано убрать купола. Вместо пяти — установили один низенький на крыше. Освящение состоялось в Престольный праздник 14 октября 1983 г. Владыкой Иринеем. Отделочные и иконописные работы, резьба, росписи стен и потолка были завершены к началу 90-х годов. В 1990 г. с южной стороны церкви частный дом был перестроен в здание Крестильного храма в честь всех Святых. Освящен в 1991 г. архиепископом Алексием (ныне митрополит Тульский и Ефремовский).

В ноябре 1991 г. была открыта воскресная школа. В 1993 г. при приходе были открыты катехизаторские семинары, библиотека с фондом около 700 томов , обслуживавшая более 200 верующих.    В  настоящее время в библиотеке насчитывается более 9 000 книг, окормляется около 2 000 читателей, в субботние и воскресные дни проводятся катехизаторские занятия со взрослыми прихожанами. В 1993 г. была организована группа «Милосердие», сотрудники которой окормляют около 80 инвалидов и престарелых: помогают подготовиться к Таинствам исповеди и Причастия (на дому), ухаживают за одинокими, оказывают им духовную поддержку, обеспечивают продуктами питания. Регулярно оказывается помощь бездомным и малоимущим.

С 1999 г. ведется волонтерская работа в хосписе, постоянно курируется расположенная рядом 4-я городская больница. На базе прихода с 2006 г. проводятся занятия слушателей вечернего Богословско-миссионерского факультета (для мирян) Алматинской Православной Духовной Семинарии.

 Покровский храм в АлматыНастоятель храма- протоиерей Евгений Бобылев. Святыни храма: частица мощей свт. Иннокентия Иркутского, переданная архиепископом Алексием, и чтимая икона Божией Матери «Достойно есть» — литография размером 100 х 70 см., помещенная в киот. В Алтаре хранятся частицы мощей святых угодников Божиих: мучеников младенцев Вифлеемских, преподобных Антония, Нектария, Исаакия I и Моисея Оптинских, Даниила Московского исповедника, Александры Первоначальницы и Марфы Дивеевских, блг. кн. Владимира Новгородского, Стефана Вознесенского, Христа ради юродивого; частицы гроба прп. схиархимандрита Моисея Оптинского, частицы облачения свт. Тихона, Патриарха Московского, и прп. схиархимандрита Исаакия I Оптинского.

Особенности архитектуры: Стены современного храма выстроены из бруса и досок, изнутри оштукатурены. Снаружи здание обшито досками, украшено деревянной резьбой. Стиль деревянных кружев храма ведет начало от древнерусских традиций деревянного зодчества на севере России. В интерьере храма выделяется прекрасный иконостас с пышной золоченой резьбой. Потолок сводчатый, расписан сюжетами из Священного Писания. С южной стороны Покровской церкви расположен Крестильный храм в честь Всех Святых. В 1998 г. построена галерея, соединяющая оба храма в единый архитектурный ансамбль. Здесь расположена иконная лавка, проводится Таинство Исповеди, служатся панихиды. В настоящее время общая площадь занимаемых помещений Покровско-Всехсвятского храма составляет 523,7 кв.м., основная площадь — 471,8 кв.м. На территории прихода находится нарядный деревянный кружевной Крещатик с изящной луковичной главкой, построенный в конце 80-х годов. В 2010 г. завершено строительство нового большого трехэтажного здания Воскресной школы и библиотеки.