Священный Синод Украинской Православной Церкви, неуклонно заботясь о наставлении в здравом учении святой православной веры и об обличении противников (Тит. 1, 9), учитывая серьезное и продолжительное волнения церковного православного народа и по-пастырски воспринимая обеспокоенность доброй совести многих граждан нашей Родины проблемой идентификационных номеров, считает своей святой обязанностью снова рассмотреть этот вопрос и обратиться к своим чадам, гражданам Украины и ее власти со следующим Заявлением.
Вопрос о введении идентификационных номеров и раньше неоднократно был темой детального обсуждения, результатом которого стали известные постановления Священного Синода нашей Святой Церкви, важность и неизменность которых мы подтверждаем.
Однако, новые обстоятельства породили необходимость сделать некоторые разъяснения для углубления понимания данной проблематики в контексте эсхатологического измерения нашей веры (то есть того, что касается судьбы Церкви и Ее чад в последние времена перед концом мира). Наша вера, основанная на исторических свидетельствах Священного Писания и Символа Веры о Пришествии Христовом и Его спасительной победе, обращена в будущее, к событию славного Второго Пришествия Христова, после которого будет новое небо и новая земля. Второе Пришествие является исполнением христианской веры, без него христианство теряет свой смысл. Поэтому ожидание Пришествия Христова проходит через всю жизнь Церкви и Ее богословие. Апостол Павел говорит, что каждый раз, когда мы совершаем Евхаристию, смерть Господню возвещаем, «доколе Он придет» (1Кор. 11, 26). И каждый день, произнося Символ Веры, мы выражаем веру в ожидаемое Пришествие Христово и в жизнь будущего века.
Эсхатология, как реальное событие будущего, присутствует в нашей сегодняшней жизни, наполняя ее христианской надеждой и смыслом. По этой причине она не должна рассматриваться односторонне, то есть как тема, которая реально не касается нашего нынешнего бытия, но и, с другой стороны, не может восприниматься, как дело личного выбора каждого христианина, как что-то частное. Поэтому обеспокоенность конечной судьбой мира является естественной для верующего человека, ибо она в то же время связана с его личной судьбой.
Однако, реальность ожидаемой будущей жизни и Пришествия как события, предполагают и историческую реальность всех тех вещей, которые связаны с ним. Второму Пришествию Христа будет предшествовать появление и кратковременное царствование антихриста, который захочет быть вместо Христа Бога, и будет требовать к себе таких почестей, которые могут принадлежать лишь Богу. Тот, кто примет его за Бога, получит его знамение («печать антихриста») (Откр. 13, 16-17), которое даст возможность находиться в пространстве, временно контролируемом антихристом. А тот, кто останется верным Христу и не поклонится антихристу, лишится каких-либо прав и, в конце концов, даже священного дара Божия — жизни. С царством антихриста в будущем связаны два вопроса, истоки которых лежат в настоящем: это понятие о печати и права и свободы личности.
Получение печати антихриста предусматривает осознанное поклонение ему как Богу. Для одних людей оно будет добровольным, для других — принудительным, но в обоих случаях сознательным. Печать (сама по себе) — это техническое средство, которое даст возможность пребывать в подчиненном антихристу мире, и без поклонения ему она есть ничто, ведь не имеет никакой мистической реальной власти над человеком. Однако, с другой стороны, царство антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей.
В связи с этим, любые, даже предусмотрительные, ограничения политических и хозяйственных прав и свобод граждан с помощью технических средств при христианском линейном восприятии времени, которое направлено к своему концу, приобретают эсхатологическое измерение и не могут не беспокоить совесть членов Церкви, так как поднимается вопрос: с какой целью это совершается? Проблема прав и свобод в такой ситуации не может быть лишь частным делом верующих.
Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен. При этом в то же время игнорируются и блокируются реальные альтернативные способы осуществления функций государственного регулирования и контроля в области общественного хозяйства и политической деятельности, что вызывает у верующих апокалиптические параллели.
Глазами веры мы можем различить в сегодняшнем ходе истории определенные эсхатологические признаки. В то же время, проявляя надлежащую рассудительность, мы не должны воспринимать эти признаки за самые события конца мира. Поэтому принявшие идентификационные коды, добровольно или принудительно, не должны расцениваться как отступники от веры. С другой стороны, не следует принуждать принимать коды тех, кто сознательно не хочет это делать, а в случае несогласия, за чуткость веры причислять их к категории фанатиков или сектантов.
Поскольку нам в контексте Божественного Откровения указана эсхатологическая направленность и губительность всестороннего технического контроля над личностью, мы не можем проявлять равнодушие к внедрению его в нашей Родине, где Господь определил нам жить и землю которой Он дал нам через наших родителей. Бог, всем управляющий, для блага чад Своих устроил так, что нынешние политические стандарты, несмотря на неоднозначное отношение к ним, удивительным образом могут стать действенным инструментом решения государственной проблемы приемлемым для христиан способом. Но при этом государственная власть, декларируя приверженность к новым политическим стандартам и демонстрируя решимость проводить их в жизнь, должна подходить честно и ответственно к чувствам и совести своих граждан.
Построение нового демократического общества фактически является созданием гражданского общества, которое признает реальную, а не мифическую власть тех же граждан, как его составляющих. Поэтому задача исполнительной власти состоит в решении проблем граждан, обладающих реальной властью, которую они делегировали государству. Всяческие попытки государственных чиновников навязать обществу свое решение каких-либо вопросов, ссылаясь на якобы важные причины, будут по своей природе идти вразрез с новой концепцией гражданского общества. В итоге оно будет не процветать, а топтаться на месте. Власть должна искать способы преодоления проблем, а не блокировать их решение, особенно, когда речь идет о священных, Богом данных вещах — правах и свободах человека.
Отказ ответственных представителей государственной власти перейти на альтернативную модель регулирования хозяйственной деятельности граждан (в частности, относительно уплаты налогов), или искусственное создание ими сложностей для ее внедрения, справедливо воспринимается как нарушение основных принципов демократии и безответственность перед народом. В религиозном контексте указанные действия власти приобретают апокалиптическую составляющую, что может расцениваться как сознательное или невольное содействие созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста. Такая дальнейшая позиция представителей власти не будет благоприятствовать снятию напряженности в обществе, не даст его членам крайне необходимой сейчас стабильности и надежды на улучшение жизни.
Мы обращаемся ко всем людям доброй воли в Украине сделать все возможное для предотвращения углубления конфронтации, возникшей между верующими и властью. Мы еще раз настоятельно призываем представителей всех ветвей власти содействовать закрепленному законом праву верующих жить и выполнять свои гражданские обязанности в соответствии с религиозными убеждениями, в частности, осуществлять финансовые операции без использования цифровой идентификации, а также не допустить универсального применения идентификационного номера во всех сферах жизни человека.
Также просим власть разработать механизм, который бы обеспечил возможность отказа от ранее принятого идентификационного номера тем верующим, которые не считают возможным пользоваться им по своим религиозным убеждениям, предоставив им возможность осуществлять свою хозяйственную деятельность по альтернативной системе учета (как те, которые вообще не принимали идентификационные номера).
Верующих призываем словами апостола Павла «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова… будто уже наступает день Христов» (2Фес. 2, 2).
Предстоятель Украинской Православной Церкви
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР
Члены Священного Синода:
Митрополит Харьковский и Богодуховский НИКОДИМ
Митрополит Одесский и Измаильский АГАФАНГЕЛ
Митрополит Черновицкий и Буковинский ОНУФРИЙ
Архиепископ Переяслав-Хмельницкий МИТРОФАН
Архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский НИКОЛАЙ
Архиепископ Черкасский и Каневский СОФРОНИЙ
Епископ Полтавский и Кременчугский ФИЛИПП
29 декабря 2003 года
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра