Седмица и Неделя мясопустные

ic049bСедмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушения мяса. Само воскресенье называется еще “мясопуст” (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46).

В субботу мясопустную, перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение “всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере”.

По неисповеданному Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. “Подобает же ведати, — говорится в Синаксарии, — яко не вси в пропасти впадающий, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад; по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерть) ведения ради и прощения (грозного предупреждения) и уцеломудрения иных бывают”.

В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы: “узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша” (Синаксарий мясопустной субботы).

Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании от отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему.

“Приидите прежде конца вси, братие, персть нашу видяще, и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наше всяко (вовсе) не имущая дыхания. Во гробы вникнем, где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови? или где око? — вся прах и сень: темже пощади, Спасе, всех нас” (суббота мясопустная, 1-я хвалитная стихира).

Последование службы в мясопустную субботу такое же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем только различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной чередуются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6-го гласа.

Особенности службы мясопустной субботы

1) На вечерни вместо прокимна поется “Аллилуиа” с заупокойными стихами, гл. 8-й. 1. “Блажени, яже избрал и приял еси Господи”. 2-й стих: “Память их в род и род”. 3-й стих: “Души их во благих водворятся”.

2) На утрени:

а) вместо “Бог Господь” — “Аллилуиа” с заупокойными стихами и тропарями: “Глубиною мудрости человеколюбие вся строяй” (дважды), “Слава, и ныне” — “Тебе и стену и пристанище имамы”;

б) после рядовой 16-Й кафизмы, малой ектении и седальна Октоиха поются “непорочны” — 17-а кафизма, разделяемая на две статии.

В обычной практике к началу пения “непорочных” священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к панихидному столу (тетрапот — “канун”).

Первая статия начинается пением “Блажени непорочнии” (поются первые два стиха). Священник читает псаломские стихи, в это время хор к каждому стиху поет тихо припев: “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим” (петь “Аллилуиа” не положено).

После 91-го стиха хор поет 92-й и 93-й стихи: “Яко аще не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем.

Во век не забуду оправданий (законов) Твоих, яко в них оживил мя еси”.

После этого бывает малая заупокойная ектения и возглас “Боже духов…”

Вторая статия начинается пениям “Твой есмь аз, спаси мя…” (поются первые два стиха). Хор припевает к читаемым стихам второй статии: “Спасе, спаси мя”.

Последние стихи кафизмы — 175-й и 176-й поет хор: “Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых”.

После этого сразу поются тропари “по непорочных”: “Святых лик обрете источник жизни” с припевом: “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим”, и бывает полное каждение.

После этого произносится малая заупокойная ектения и поется седален: “Покой, Спасе наш…”.

По 50-м псалме — канон. Первым читается канон храма (т.е. главного престольного праздника), а затем канон Триоди (к тропарям заупокойного канона припевы: 1-й: “Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев”. Ко 2-му тропарю: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих” (см.: Октоих, гл. 1-й, в субботу утра)).

После 3-й песни — ектения обычная.

После 6-й песни — ектения заупокойная (до сих пор священнослужители — на середине храма). Кондак: “Со святыми упокой” и икос: “Сам един еси, Бессмертный…” (диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и народ).

По 9-й песни — ектения обычная.

3) На литургии. На “блаженны”: берется с Триоди песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе — тропари: “Глубиною мудрости…”, на “Слава” кондак: “Со святыми упокой…”, на “И ныне”: “Тебе и стену и пристанище…”. Прокимен, гл. 6: “Души их во благих водворятся”. Стих: “К Тебе, Господи, воздвигох душу мою”. Апостол — дня (Коринф., зач. 146) в заупокойный (Солун., зач. 270). Евангелие — дня (Лк., зач. 105) и заупокойное (Ин., зач. 16). Причастный стих; “Блажени, яже избрал и приял еси Господи и память их в род и род” (см.: Триодь Постную) (1. Если в субботу мясопустную случится праздник трех святителей (30 января) или обретение главы Иоанна Крестители (24 февраля), то служба этих праздников переносится на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба. 2. Но если в субботу мясопустную случится храмовой праздник или Сретение Господне (2 февраля), то служба за умерших переносится на предшествующую субботу или мясопустный четверг).

Мясопустная Неделя, как сказано, посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде (Мф., зач. 106). Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным (“неумытным”) судом Божиим.

Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудный, а Его суд — праведным и неподкупным испытанием (“неусыпным истязанием”, “неумытным судом”). Все равны будут перед праведным судом Божиим.

“В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное!” (Неделя мясопустная, канон, п. 4, 1.).

Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели

1. Поминовение усопших в субботу (“родительская” поминальная суббота).

2. В Неделю на утрени — пение 138 псалма: “На реках Вавилонских” и покаянных псалмов: “Покаяния отверзи ми двери…”.

3. На литургии в воскресенье — Прокимен “Велик Господь…”, Апостол — Коринф., зач. 140. Евангелие о будущем Страшном суде Христовом — Мф., зач. 106. Причастный стих: “Хвалите Господа…”, другой — “Радуйтеся, праведнии…”.