В эту Неделю (воскресный день) евангельской притчей (Лк. 15, 11, 32), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, в этом случае благодать исходит к ним в сретение, лобызает их, украшает и помогает им в достижении своего спасения.
“Познаем, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки своея славы познание (отличия) дарует: и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших” (Неделя о блудном сыне, на вечерни стихира на “Господи, воззвах”).
Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним (“да достойно сожительствуем”). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.
Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатней помощи и помиловании Отца Небесного.
Особенность богослужения в эту Неделю
1) На утрени в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135-го) “Хвалите имя Господне” и “Исповедайтеся Господеви”, поется еще псалом 136-й: “На реках Вавилонских…” “с Аллилуиею красною” (если в воскресенье случится святой с полиелеем, то величание ему поется после пения: “На реках Вавилонских…”, а затем воскресные тропари (см.: Розанов В. Цит. соч., с. 402; Неаполитанский А. Церковный устав в таблицах. Владимир на Клязьме, 1891, с. 44). Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари -“Ангельский собор…”.
2) Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропарей: “Покаяния отверзи ми двери…”.
3) Чтение на литургии: Апостол — Коринф., зач. 135, Евангелие — от Луки, зач. 79.
4) Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу). Причастен: “Хвалите Господа с небес…”.